Максим Кантор. ПРОГРЕССИВНАЯ ТОЛПА

На модерации Отложенный


        Главным в 1993-м году было то, что интеллигентная толпа захотела крови.
Написал эту фразу, и читатель меня поправил: не крови захотела интеллигентная толпа, но порядка!
Существенное уточнение. Именно ради порядка интеллигентная толпа и стала кровожадной.
Так всегда происходит, еще употребляют словосочетание "новый порядок".
Требуют расстрелять тех, кто нарушает порядок, подвергает опасности демократические институты.
И объясняют причины расправы - причем объясняют убедительно: выхода не было!
Вы разве не понимаете, что они творят? Вы знаете, к чему они призывают? Вы слышали, что произошло у Телебашни?


      Это убедительный аргумент.

      Кстати, ни Хасбулатов, ни Руцкой не делали публичных признаний перед многотысячной аудиторией в том, что они германские и японские шпионы.
Но вообразите эффект такого признания - со сцены нынешнего Театра Эстрады (там шли открытые процессы) генералы и партийные деятели говорят народу, что их завербовала германская разведка, что они готовили теракты.
Вы что думаете, что все теракты и взрывы на шахтах были выдуманы сталинским нквд? Вы, в таком случае, историю плохо представляете. Саботажа и диверсий в реальности было очень много. А как иначе? Советская страна действительно была окружена врагами - в Германии к власти пришел фашизм, идет перевооружение врага, с которым недавно воевали, с Японией идут военные действия, мира с капитализмом нет и не будет - вы что думаете, что в стране нет шпионов? Троцкий, не скрывая намерений пишет, что надо прибегнуть к иностранной интервенции. Крестинский действительно встречается с германскими концернами. Атаманы Шкуро и Краснов действительно пишут докладные записки в новый Вермахт как валить Россию. Это абсолютная правда, фактическая.
    Вы полагаете, у толпы интеллигентов в театре Мейерхольда нет оснований кричать вслед за прокурором Вышинским: "Взбесившихся псов - расстрелять!"
И кричали.

И требовали расстрела. И требовали расстрела на основании признаний - причем признаний тех людей, которые действительно могли быть в контакте с врагом. А может и были, кто знает про Тухачевского - никто этого и не знает, Гитлером он и впрямь восхищался, как многие иные.

      Так вот, сила 1993-го года в том, что в течение предыдущих семи лет - с 1986 по 1993 - издавали и печатали разоблачительные книги и мемуары про сталинские лагеря, про открытые процессы. Печатали Солженицына, Разгона, Гинзбург, Шаламова, Рыбакова.
Печатали мемуары всех, кто мог свидетельствовать: как действует механизм массовой кровожадности.
Люди каялись и страдали - как мы могли! нет, это не мы - мы так не смогли бы...как они, наши отцы, могли! Ведь это бесчеловечно! Нет, мы не стадо больше! Никогда впредь!

      И на следующий день! не через десять лет, а сразу же! - та же самая интеллигентная толпа стала реветь на площадях: дави фашистов! Взбесившихся псов расстрелять!
      Вы что, забыли, что ровно эти же слова кричали в адрес Бухарина, Радека, Томского, Пятакова, Уборевича, Блюхера? Ведь их именно фашистами и назвали. И кричали тогда: Убейте фашистов! Обвиняемые - как и Руцкой с Хасбулатовым и прочие, - еще недавно были союзниками по строительству страны. Ах нет, они ловко прятали истинное лицо!
А ведь большинство обвиненных Сталиным даже призналось в том, что они - фашисты. и теракты тоже были налицо. Ровно как в Останкино.

     Но зачем сравнивать.
Сегодня у нас совершенно особая история. То, что случилось в 37-м, мы осуждаем и глубоко скорбим. Мы отныне не стадо. Мы ходим на Болотную и имеем свое мнение. И когда покушаются на нашу демократию сегодня - это абсолютно отдельная история! Вы знаете, что произошло у телебашни? Вы этих патриотов видели? Порядка хотим, прогресса и демократии!


           Выбора нет!