Язык мой...

На модерации Отложенный

Эту заметку пришлось написать, поскольку очень часто в речах и выступления высокопоставленных лиц белорусского государства явно стали встречаться странные лингвистические тенденции.

Вероятно, многие читатели задумывались о структуре языка и почему люди говорят так, а не иначе. О том, что в «глубине» языка и выразительных оборотах легко прослеживаются истинное отношение, правильный, но скрываемый или «утерянный» по невнимательности смысл высказывания, - это замечено не вашим покорным слугой и не одним человеком. Часто бывает даже не так важно, что говорится, а как это сказано.

Уже много лет назад В. Порциг написал в своей книге "Чудо языка" следующие слова: «Язык переводит все не наглядные отношения в пространственные. И это делает не какой-то один язык или группа языков, а все без исключения. Эта особенность принадлежит к неизменным чертам ("инвариантам") человеческого языка. Временные соотношения выражаются в языке в пространственных терминах: «перед Рождеством и… после Рождества,… на протяжении двух лет». [sic]

И, очень похоже, что это свойство, присущее всем без исключения человеческим языкам, совершенно правильно. По крайней мере, всем, используемым мной. Когда речь идет о процессах, мы говорим о «внешнем» и «внутреннем», также о том, что происходит «выше и ниже» порога, о «переднем плане» и «заднем плане», о «глубинах» и «слоях» и т.д.

Более того, некоторые «крылатые» слова и выражения, такие как: «так люблю, что задушил(ла) бы»…, - почти абсолютно явно дают основание задуматься из какого врождённого инстинкта возник ритуализованный культурный инстинкт любви – очевидно, что из агрессии.

Внимательно прочтя пару мыслей белорусского президента, задумался и мысли, прямо сказать, вызвали беспокойство и некоторое отвращение. Вот они:

- Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем, плати 100 долларов с носа и езжай за границу.

-…Но в последние месяцы, я смотрю, наш народец побежал в обменные пункты. Ну, бегите, бегите!

Предлагается читателям составит собственные суждения по поводу «МЫ» и «ТЫ (ОНИ)», «НАС» и «НАРОДЦА». Следует отметить, что цензура «вырезала» из второго выражения «народец», но это не изменило собственного отношения президента к людям, его избиравшим и кормящих его и его семью.