Депутаты возвели ещё одно кольцо обороны против любопытных журналистов

На модерации Отложенный

С 1 октября в стране заработала новая версия Гражданского кодекса, в котором появились существенные поправки, как бы защищающие частную жизнь граждан.

Прямо скажем, даже при первом прочтении этих поправок становится ясно, жизнь каких именно граждан будет защищать ГК. Судя по всему — тех самых, что заметно устали от постоянного внимания читающей публики: депутатов, крупных чиновников, олигархов, ну и немножечко т. н. «звезд» шоу-бизнеса.

Кстати, представители «звездного племени» еще в феврале этого года устроили поход в Госдуму, где очень эмоционально просили депутатов оградить их от повышенного внимания прессы. Честно говоря, само это требование со стороны таких «духовных лидеров», как В.Меладзе, Г.Лепс и Ст. Михайлов (кстати, кто это?) выглядит слегка самоубийственным. Это все равно, как рыба требует вытащить ее из водоема на берег. Любопытно, чем должны интересоваться фанаты этих «мастеров культуры» кроме их личной жизни? Творческими планами? Не смешите...

Ну, да Бог с ними, с этими «монстрами рока». Главное, что депутаты их услышали и пошли навстречу, поскольку смекнули: новые поправки к ГК помогут им самим защититься от назойливых журналистов и блогеров, которые то и дело вытаскивают на поверхность всякие неприятные факты типа зарубежной недвижимости или бизнес-интересов народных избранников. А заодно и исполнительной власти услуга — там ведь тоже приличных и зажиточных людей постоянно дергают «шелкоперы и бумагомараки».

Так появились эти знаменитые поправки, которые бородинскими редутами встают на защиту «чести, достоинства и деловой репутации» не столько народа, сколько его «слуг».

Первыми неладное почувствовали сами журналисты. К примеру, председатель СЖ Москвы Павел Гусев заявил, что всегда выступал против этого закона и тех поправок, которые изменили суть расследовательской журналистики. «То, что сделали депутаты Госдумы, - замечает он, -  вносит очень ощутимый вред для всей ситуации в стране, связанной с борьбой с коррупцией».

А известный думский смутьян -  депутат Дмитрий Гудков даже предложил журналистам и блогерам свои услуги по продвижению персональных данных о коррумпированных чиновниках, поскольку, у него имеется иммунитет против этого закона.

На самом деле, определенный смысл в этом законе конечно есть. Вспомним громкие истории, когда нормальных людей травили в интернете, размещали гнусные фотки, вскрывали переписку... Я уже не говорю о «заказных» материалах в СМИ, в которых также поливались грязью люди, перешедшие кому-то дорогу в бизнесе или политике.

К сожалению, наша частная жизнь действительно ничем не защищена, а именно вторжения в нее человек переживает куда острее, чем невозможность прочесть свежие сплетни о жизни какого-нибудь Ст. Михайлова (кстати, кто это?). Но вот нет у меня почему-то уверенности, что новые поправки как-то оградят любого из нас от хамства и клеветы в Интернете. А вот то, что по рукам будут бить тех, кто пытается разоблачить «зазвездившихся» депутатов и чинуш — в этом никакого сомнения.

Итак, читаем внимательно буквы закона: «не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни».

То есть, если мы пишем об увеселительной поездке губернатора Челябинской области Михаил Юревича на Лазурный берег, то попадаем под пункт «разглашение о месте пребывания». А если сообщаем, что бывший министр обороны украл вместе с любовницей миллиарды рублей, то явно вторгаемся в их личную жизнь. Я уж не говорю о том, что сообщив новость о нападении торговца из Дагестана на оперативника на Матвеевском рынке, мы тем самым раскрываем информацию «о происхождении» и грубо попираем права скромного продавца арбузов, вооруженного гирькой.

Есть в законе и еще одно узкое место - «по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти». Это означает, что у некоторых СМИ могут возникнуть довольно серьезные проблемы в самом неожиданном месте.

Вот, к примеру, либеральные авторы любят использовать  красивые литературные штампы, типа «Ленин — немецкий шпион» или «Сталин — кровавый палач». Как известно, ни один суд в мире не доказал ни то, ни другое, значит, в случае появления заявления от заинтересованных лиц, некоторым газетам и радиостанциям придется заняться серьезной чисткой своих архивов. Представляете, какой простор появляется для любителей «потроллить» эти самые либеральные СМИ?

Или, такой пассаж из ГК: «Изготовленные в целях введения в гражданский оборот экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации». Тут даже фантазия зашкаливает при мысли о лавине гражданских дел против обидных «фотожаб» и демотиваторов, в которых часто фигурируют известные персоны...

А вот еще цитатка: «Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина». То есть, упаси боже режиссеру или писателю создать произведение, где герой чем-то похож на скандально известного депутата или министра — мгновенно попадет под люстрацию!

Там еще много чего «вкусненького», в этом законе. И если хорошо покопаться, то под каждый газетный материал можно найти свой «пунктик». На первый взгляд, такой закон начисто лишает смысла работу журналиста, особенно того, кто занимается расследованиями. Но греет лишь одна мысль, высказанная бессмертным Салтыковым-Щедриным: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».