Киев занялся партизанщиной?
Советские партизаны, которые в годы Великой Отечественной войны героически громили фашистов и их союзников на оккупированных территориях СССР, в наши дни неожиданно оказались заложниками национального вопроса. В общей истории страны участники «лесного сопротивления» раньше никогда не оценивались по этому принципу. Премьер-министр Украины Николай Азаров решил это сделать.
Рассуждая на днях на своей странице в Facebook о том, что молодежь страны должна больше знать о партизанском движении на Украине, глава украинского кабинета министров не без гордости заметил, что партизанские войны были и в Испании, и в России, «но такого размаха, такого героизма мировая история не знала».
Азаров напомнил, что 21 сентября на Алее Славы в Киеве он открыл два памятника командирам партизанских отрядов – дважды Героям Советского Союза Сидору Ковпаку и Алексею Федорову.
«Это действительно герои нашего народа, о которых должна знать молодежь, - пишет в своем блоге премьер. - Представьте себе, совершить переход от Путивля до Карпат через территорию, занятую фашистами, громя при этом тылы, гарнизоны - это уникальная военная операция, которой наша страна может гордиться. И вообще, такого размаха партизанского движения не было в истории».
То, что украинские власти чтут память героев Великой Отечественной войны, бесспорно, достойно уважения. По-другому, и быть не должно. Но неприятный осадок после прочтения премьерского поста все же остался: обидно стало за Зою Космодемьянскую, Николая Заслонова, Василия Коржа и многих-многих других героев партизанского сопротивления, которые били врага в России, Белоруссии, Молдавии, в Прибалтике.
Вдруг скоро станут говорить, что это Украина победила фашизм, освободила пол-Европы, а все остальные народы лишь помогали ей? Тем более, что в логику недавней инициативы «радовских» депутатов от фракции «Свобода», которые предложили вообще исключить термин «Великая Отечественная война» из нормативно-правовых актов и учебной литературы, это вполне укладывается.
«Это как раз самое уязвимое место в словах Азарова: партизанское движение на Украине подается им, как движение некоего суверенного государства, - убежден профессор Военного университета министерства обороны РФ, академик Академии военных наук, член Международной ассоциации историков Второй мировой войны Юрий Рубцов. - Простите, а рейды Ковпака или Федорова, они что, организовывались правительством Украины? Или украинским штабом партизанского движения? Они организовывались Ставкой Верховного Главнокомандующего всего советского государства. Они организовывались Центральным штабом партизанского движения во главе с Пантелеймоном Пономаренко, власть которого распространялась на действия партизан всего СССР. То есть, Азаров здесь ошибается».
К сожалению, сейчас это общая тенденция: в бывших союзных республиках подавать дело так, будто эти государства участвовали в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах как субъекты международного права. К слову, можно даже встретить учебники, где описывается, например, вклад Узбекистана в победу союзных держав антигитлеровской коалиции. То же касается и Молдавии, и Туркмении, и Грузии. К сожалению, такой взгляд утверждается. Но он принципиально неверен. И этот взгляд нашел отражение в соответствующих высказываниях г-на Азарова.
Мы с вами не собираемся приуменьшать значение партизанского движения на Украине – это ни в чьих интересах. Но, говоря о массовых героических акциях украинских партизан, мы непременно должны помнить, что за ними стояла не только одна Украина, а весь Советский Союз, все вооружённые силы СССР, ставка ВГК, Государственный комитет обороны, Центральный штаб партизанского движения. Что касается «размаха»…Да, действительно, тут массовое движение было: в силу довольно большого пространства – все-таки территория Украины серьезная (по площади и сегодня это одна из крупнейших стран Европы). К тому же, Украина практически полностью подверглась оккупации во время Великой Отечественной войны, и здесь, естественно, были очень широкие возможности для развёртывания партизанского движения. Но это вовсе не означает, что надо забыть о партизанском движении в Белоруссии. Кстати, именно в Белоруссии уже 23 июня, по донесениям немецких военных властей, одна из танковых дивизий вермахта получила удар с тыла. То есть, партизаны начали действовать на второй день войны.
Это было под Брестом, в нескольких километрах от Брестской крепости – в городе Пинске. Я не говорю, что это должно обязательно принижать партизанское движение на Украине. Но забывать о том, что массовое движение было у белорусов, тоже нельзя. Ведь неслучайно, именно Белоруссия получила в истории неофициальное название «партизанской республики». Это о многом говорит. И Российскую Федерацию возьмите: в Смоленской области – очень много было партизанских отрядов, в Ростовской, в Краснодарском крае. В Крыму. Это сейчас он украинский, а в годы войны это была территория РСФСР. Здесь еще с Гражданской войны очень серьезные традиции партизанского движения были заложены, здесь они реализовывались и в годы Великой Отечественной. Нельзя забывать Ленинградскую область, Новгородскую, Псковскую. По-существу, если говорить объективно, то вся территория CCCР, оккупированная немцами в 41-43 гг., была охвачена партизанским движением: где-то сильнее, где-то слабее, в силу и организационных, и кадровых, и чисто географических причин. Но, мне кажется, что, не обижая украинцев, мы, объективности ради, должны сказать, что в партизанском движении активно участвовали и белорусы, и русские. Даже в Прибалтике действовали не только националисты, «лесные братья», но и формирования, созданные советскими властями.
Получается, что в высказывании Азарова больше политики, чем истории, некая ангажированность налицо. Но эта ангажированность - дурно понимаемая политическая целесообразность выпятить своих. Что сыграло с главой правительства, по-моему, нехорошую шутку.
«Количество партизан, действовавших на территории Украины, не сопоставимо с количеством партизан, действовавших, например, на территории Белоруссии, - говорит директор фонда «Историческая память», историк и публицист Александр Дюков. – Это что касается «размаха партизанского движения». Причина тому – не нежелание украинского населения участвовать в партизанской борьбе, а вполне естественные географические условия. В Белоруссии много лесов и болот. На территории Украины, конечно, леса есть – на севере, однако значительная ее часть – это все-таки степи. А деятельность в степях партизанских формирований сильно затруднена. Поэтому численность партизанских формирований на Украине было заметно меньше, чем в Белоруссии. Однако в годы правления Хрущева, который, как известно, сам был причастен к украинскому партизанскому движению, количество украинских партизан стали завышать, а успехи их преувеличивать. Но это подход, мягко говоря, неисторический.
Известно, что за участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории УССР были награждены 183 тыс. человек, звание Героя Советского Союза получили 95 человек…
Если в целом говорить о масштабах действий украинских партизан, то они были столь же масштабны, как действия белорусских или российских. Вместе с тем, именно на Украине (здесь в высказывании г-на Азарова есть рациональный момент) проводились масштабные партизанские рейды – это особая форма партизанских действий, когда крупные партизанские соединения передвигались по оккупированной территории, уничтожали гарнизоны противников, проводили диверсионные операции и т.д.
Рейды и Ковпака, и соединений Федорова, действительно, носили масштабный характер и являлись достаточно уникальным явлением в истории партизанского движения не только на территории Советского Союза, но, наверное, и в мировом масштабе.
Конечно, никто не отрицает героизм украинских партизан, так же как никто не отрицает героизм партизан белорусских или русских, или прибалтийских. Тем не менее, когда он говорит, что «такого не знала история» - это, разумеется, явно преувеличение.
- Я, честно говоря, предполагаю, что здесь есть два момента: во-первых, не думаю, что г-н Азаров глубоко разбирается в истории советского партизанского движения, вообще, и украинского, в частности. Не исключаю также, что текст, который был выложен Facebook, подготовила пресс-служба премьера. В нем мы видим, конечно, часто свойственное любым государственным лицам преувеличение в пользу себя. И это выглядит странно. От подобных вещей политикам такого уровня следовало бы воздерживаться. Однако стоит признать, что это характерно не только для украинских политиков, но и для политиков всех стран.
Комментарии
======================
...а то нет?
Кто с написанным вручную содержательным доносом,
С того света, как химеры, палачи-пенсионеры
Одобрительно кивают им, задорным и курносым...
Что попишешь — молодежь,
Не задушишь, не убьешь...
Иосиф Бродский
Представление. 1986 г.
Каждый террористический акт или акт саботажа стоил белорусам сотен и тысяч жизней заложников — ни в чем не виноватых людей, которые не могли взять в руки оружие и на правах мирных обывателей жили в населенных пунктах. Сотни белорусских сел были уничтожены руками немцев только потому, что их уничтожение было спровоцировано партизанами»
Народный писатель Белоруссии Василь Быков
Но в 1941 году отходящие войска все же успели оставить после себя подпольные коммунистические структуры, по большей части вскрытые оккупантами, а иногда просто сдавшиеся в первые недели и месяцы оккупации. В некоторых районах, например, в Донбассе, коммунисты, зарегистрировавшиеся в полиции, спокойно прожили весь 1942-й год и были расстреляны немцами только в 1943-м — под воздействием поражения под Сталинградом.
Партизанское движение 1941 года в Украине в основном представляло собой плохо организованные группки окруженных и разбитых частей Красной армии. Они были быстро уничтожены оккупантами и местными силами, а частично просто вымерзли очень холодной зимой 1941/42 гг.
В результате на весну 1942 г. в Украине остались лишь небольшие отряды партизан, оккупантам особого беспокойства не причинявших.
Как это происходило? Как правило, эти молодые, коммунистически настроенные люди проходили краткий курс подготовки, иногда длящийся всего пару недель. Потом они пешком переходили линию фронта, или их группками по 10-20 человек сбрасывали с самолета в тыл врага. Если это замечали немцы, то к месту десанта тут же устремлялись части СС, зачастую вместе с проводниками из местного населения или совместно с местной полицией.
В «Плане действий партизанских отрядов Украины на зимний период 1942/43 гг.», подписанном главой УТТТПД майором госбезопасности Тимофеем Строкачом 22 ноября 1942 года, значилось:
«По состоянию на 15 ноября 1942 года состоит на учете действующих на территории Украины 55 партизанских от рядов общей численностью 6350 человек, из них имеют постоянную радиосвязь с Украинским штабом партизанского движения 38 партизанских отрядов общей численностью 5027 человек».
Как видим, не так уж и много: шесть с половиной тысяч человек. Учтем, что во время переписки с Центром командиры партизанских отрядов нередко сознательно завышали численность своих подчиненных.
http://ricolor.org/journal/wr/hi/pd/
«Состояние партизанского движения на Украине к 1.1.43 года характеризуется следующими цифрами:
а) Действующих отрядов — 60 с общей численностью 9199 чел., из них вытеснено [противником] с территории Украины — 24 отряда с общей численностью 5533 чел.
б) С начала войны зарегистрировано отрядов 675, общей численностью 25 223 человек».
То есть на начало 1943 г. на Украине осталось 3 666 партизан. А с подавляющим большинством из бывших ранее 25 тыс. связь или утрачена, или вообще не была установлена. Очевидно, они были либо уничтожены, либо не горели желанием восстанавливать связь с УШПД. Документ подводит итог:
«Таким образом, в настоящее время на Украине почти нет ни одного крупного активного отряда, имеющего связь с центром».
А то, что население УССР оказывало поддержку красным партизанам и в массовом порядке вступало в их ряды, - очередной коммунистический миф.
http://ricolor.org/journal/wr/hi/pd/
«Диверсант по призванию» Илья Старинов в шифртелеграмме, посланной заместителю начальника УШПД Тимофею Строкачу 17 марта 1944, сообщал: « [В] освобожденных районах Тарнопольской области население спрятало часть скота, свиней, создав тайные склады для банд националистов, которые пока ушли в подполье, леса, территорию, занимаемую немцами. На работы по ремонту дорог выходит незначительный процент. Есть случаи отравления, убийств, обстрелов. Чувствуется явная враждебность к нам. К немцам эта враждебность еще большая. Действовать партизанам Тарнопольской области будет труднее, чем [в] Германии, такое же положение, видимо, и [в] Львовской области... Четвертую войну воюю, но никогда не встречал такой враждебном среды, как [в] освобожденных районах Тарнопольской области».
http://ricolor.org/journal/wr/hi/pd/
http://ricolor.org/journal/wr/hi/pd/