ЖУРНАЛИСТИКА ЛАКЕЕВ. Где щи, там слуг ищи!
На модерации
Отложенный
На бюджетном финансировании Москвы в 50 раз больше средств массовой информации, чем было в советскую эпоху. Почти все неинтересны населению. Автор приходит к парадоксальному выводу, что и СМИ менее всего нуждаются в горожанах.
Автор 50 лет в журналистике. Был спецкором «Литературной России», «Московских новостей», газет ЦК КПСС, сотрудником московских газет. В далеком времени знакомство с выдающимися главными редакторами Александром Твардовским, Константином Симоновым, Борисом Полевым. Нынешние городские редакции вызывают профессиональное удивление.
Среднестарая журналистка Светлана Октябревна на нашу встречу приволокла вытаращенные глаза. В редакции, где лежала ее трудовая книжка, потребовали деньги за публикацию. «Хочешь печататься, руби баксы у желающих прославиться». Октябревна бабенка отважная, прошла отбор в отряд космонавтов, с грохотом забрала трудовую. Но в других редакциях те же песни о главном.
Так 20 лет назад в московской журналистике начиналась психиатрия бизнеса. Первой знаковой жертвой станет Листьев. Потом вымрет профессиональная журналистика и появится журналистика денежных мешков. Давнее выражение «вторая древнейшая профессия» обретет в Москве черезокеанский смысл. До этого отсюда десятилетиями долбили «продажных американских шакалов пера».
На журфаке МГУ выступил большой федеральный чиновник Волин, выдающий лицензии СМИ, и брякнул: «Задача журналиста зарабатывать деньги для тех, кто его нанял. Нам надо учить студентов тому, что выйдя за стены этой аудитории, они будут работать на дядю». Из рядов вырвалось – «не делайте из нас шлюх!» Оратор ухом не повел. Посмотрел послужной и не послужной список Волина: его личный опыт. Диплом референта-переводчика индонезийского языка, и в замминистрах связи и массовых коммуникаций правительства РФ. Умение найти «дядю»?
Оскорбился ли журфак? Разыскиваю по всем способам связи ныне почетного президента журфака Засурского, который в виде декана 40 лет ковал «инженеров человеческих душ». Так пафосно именовались журналисты. Мы знакомы, в конце 80-х встречался со студентами в той же аудитории на Моховой, сегодня такое общение называют «мастер-классом». Наконец получаю невнятный ответ по электронной почте, читается примерно так: это не мы такие, это время такое. Где-то я это уже слышал и не раз. Легко вспоминаю – в ментовско-бандитских сериалах как самооправдание одноклеточных киноуголовников. Круг замкнулся. Идеологическая угодливость конвертировалась в «рубку бабла». Вторая древнейшая? А первое лицо журфака все тоже. «Такими мы были, такими и стали» - как поется в криминальном ТВмыле?
Утром иду за вечерней газетой. Нигде в мире вечерние газеты не выходят утром. Только в Москве. Если не «Вечерка», то, как называть? «Утерка»? Как читатель, я, что называется, утерся. 12 полос А2, раньше этот формат назывался «правдинским». Гибельно большой объем для событийного вестника. Не в метро, не в автобус. Все новости уже в старости, многократно протертые ТВ и другими газетами. Рабочий день в редакции начинается в полвосьмого утра. Что бы выпускать «Вчерашнюю Москву»? Каков поп, таков и расход. Взаимоотношения головы и покоя ног подчиненных.
В чем задача «вечерок»? Давать дневные новости. Дневные! Что я видел 25-40 лет назад? К 16-00 у киосков очереди кольцами – за «Вечеркой». Осенью 2013 сам опросил десяток киоскеров, и через социальные сети информация еще от двух сотен добровольцев. Редко кому нужна вчерашняя газета за 15 рублей. Туалетная бумага давно не дефицит.
Что в номере? Благостные самоотчеты непокладаемой трудовой деятельности городских чиновников. В столице, оказывается, проблем нет. Разве что федеральный министр оказался с двойным гражданством и подал в отставку: треть газетной полосы! Как будто не в нашем городе идет неравная схватка между тысячами управляющих компаний и миллионами собственников жилья. Неравная для миллионов. ТВ собирает потерпевших, юристы объясняют как не стать жертвами проходимцев, алчно набежавших в ЖКХ. Телепередача прошла, что остается в памяти? Только чувство опасности. Советы юристов в газете можно перечитывать до зазубрения.
На жилищном рынке Москвы вольготно чувствуют себя сотни мошеннических фирм, тысячи черных маклеров. Без вести пропадают одинокие старики с квартирами. Главреду «вечерки» Куприянову мной было предложено провести рейд на рынке жулья, затем добиться внесения дополнений в законодательство. Предложение не на словах: перед Куприяновым положили городскую сводку преступлений риелторов и проект законодательного действия. «Мне это не интересно» - ответ Сурового Купера (уже и главреды с кличками) через поджатые губы секретарши.
В торговых сетях обсчет, обвес, подделки, принаряженная гниль. Это острые темы именно городских газет. «Вечерки» в столицах СНГ, миллионниках России собирают полки горожан, выявляют и разоблачают. «ВМ» не замечает переживаний обманутых москвичей.
В центре Москвы, на Лесной улице, гибнет чудо старинной русской краснокирпичной архитектуры. Предложение Суровому Куперу - совместно активировать общественное движение. Ежедневная газета – как штаб. Снова секретарша недовольно артикулирует в телефонную трубку: «сказал: мне это не интересно».
Смотрю предыдущее изделие инженера человеческих душ Куприянова. Таблоид «Экспресс-газета». Погоня за новостями ниже пояса. Куда уж тут до неэротичных городских проблем. И какими становятся души, конструированные таблоидом?
Безликая и такая же журналистски несостоятельная «Московская правда». «Мы ни с кем не ссоримся» - с многозначительным пониманием говорят друг другу руководящие редакцией старички, уже дожидающиеся правнуков. По факту это обозначает умышленную самоизоляцию от горожан, как и у «вечерки». Есть еще одно общее – обе содержанки городского бюджета. Хоспис? По образному выражению издательских экспертов, вместе ежегодно проедают не меньше десяти новых детских садов. С чем сравнить? В плане мэрии на этот год 23 новых детских сада. Потребность – в сотнях.
Указанный в выходных данных тираж «МП» завышен минимум в 10 раз (бесплатная рассылка неведомому числу пенсионеров не может быть названа эффективным тиражом). Удивительно само существование «МП» на деньги города. У мэрии есть свое официальное издание «Тверская, 13». К чему еще этот реликтовый орган горкома КПСС? Закрыть, и забыть. Никто и не вспомнит.
Есть наблюдение, что «ВМ» также лихо грешит с объявленным тиражом. В выходных данных нахожу удивительное извещение о совокупном тираже с многими нулями. Уточнение, что с чем совокупляется, отсутствует. То ли это лукавое сложение тиражей за месяц, то ли за год.
Но с этим пусть разбираются рекламодатели. Сейчас их мощно выжимают с улиц и загоняют в листовки под еще памятным брендом «ВМ». Боюсь, не ради сбережения городского бюджета.
Изгнанный с должности бывший главред ежемесячника «Совершенно секретно» Соколов был еще изобретательнее: а сколько может быть читателей у каждого экземпляра? Ну никак не менее 50! И лихо вписал в выходные данные: «читательская аудитория 2 миллиона 300 тысяч». Так что у тиражей «ВМ» и «МП» еще космические возможности роста.
Однако дело не в пришельце из Хабаровска Куприянове, и пришельце из Душанбе главреде «МП». «Дяди» такие. В городских районах минигазетки с самоотчетами низовых чиновников. Негласное условие: обязательны картинки с мэром. Лет пять назад пачки этих «стенгазет» бросали в подъездах домов, оттуда в мусор, теперь только в витринах и подъездах управ. Изделие Тверского района с нелепейшим названием «Каретный ряд». Подсчитываю - тираж вряд ли больше тысячи экз., каждый по цене книги. Совсем необъяснимо: город содержит «Литературную газету», съежившуюся до бесстыдной саморекламы своего главреда Полякова, далеко не мастеровито поучающего немногочисленную писательскую публику.
Впрочем, стоит ли этому удивляться после недавнего решения фактически освободить цирк на Цветном бульваре от арендной платы (1 рубль за 1 кв.м. в год!). Цены не шелохнулись – до 3000 руб. за представление, художественно застрявшее еще в 20-х годах прошлого века. Лучшие цирки мира стали театрами экстремальных возможностей человека, отказались от пошловатых клоунов и насилия над животными. Дармовщинка не способствует творческому поиску. Конечно, меценатство возвышает душу, особенно если не за свой счет.
А сколько еще «открытий чудных» растаскивания казны, если покопаться в других изданиях мэрии, префектур, раздаче медиасубсидий? Полно микротелестудий, чьи эфиры никто не видит. В пакеты кабельного ТВ и антенного приема они не включены. Телезрители не станут платить кровные за явление на экране косноязычных чиновников.
Запрашиваю власти столиц Старой Европы: у вас есть собственные СМИ? «Пресса независима». Значит, сами сражаются с конкурентами за место под городским солнцем, а потому дорожат каждым читателем. «Парижане восстанут, если чиновники станут пиариться за их счет». Такой ответ пришел от мэра Парижа Бертрана Деланоэ.
В Москве муравейник коммерческих изданий, пусть крутятся, как хотят, за них кошелятся олигархи. Прошелся по длинному коридору «Новой газеты», такое число столов и стульев в федеральных редакциях. Есть даже этаж со скучающей дирекцией. Каждые два месяца банкир Лебедев подкидывает деньги на содержание разорительного изделия и, похоже, не подозревает, что для этой листовки по формату и содержанию достаточно в десять раз меньше тружеников черно-белой «клавы». Газета старается громко скандалить, предполагаю, для проталкивания главреда Муратова в гроссполитику. Не получается. Коллектив частного «Спорт-экспресса» взвыл из-за хронической невыплаты зарплаты и устроил забастовку. Населению Москвы от этого «ни голодно, ни жалко».
Не так давно главреды городских изданий хором плакались в жилетку телезрителям: мы убыточны, интернет нас забивает. Может, действительно бумажные СМИ не способны выжить без дотаций в IT-эпоху? Это не так. В Москве миллионным тиражом влёт расходится бесплатное информационное издание «Мой район». Размер тиража лично проверил в типографии подмосковного Красногорска. В газете все, что ежеминутно интересует и волнует москвичей, даже рейды в сферу ЖКХ. Поменять название на «Вечернюю Москву» - 100% попадание, такой и должна быть городская «сплетница». Откуда дровишки? Реклама. Штат в 20 раз меньше, чем у «ВМ». Головная редакция в Питере. Кто-то талантливо обнаружил, что в Москве фактически нет городских газет. Вопреки законам экономики дотируя медиаимпотенцию, мэрия отдает деньги москвичей бюджету северной столицы.
Магическое объяснение иждивенчества СМИ – архаичное представление московских чиновников о методах работы с избирателями. Внушение и зомбирование: все хорошо, прекрасная маркиза… Мало что знающие в массовых психотехнологиях и социологиях главковерхи города с техническим образованием, похоже, сами себя зомбируют листанием парадно-угодливых изданий. Миллиарды на содержание армии пиар-нахлебников не достигают электоральной цели. Если бы за власть «голосовали» действительно купленные москвичами экземпляры «ВМ» и «МП» - это был бы электорат одного сельсовета, в котором служил С. Собянин 29 лет назад. Убаюкивающие опросы с высокой лояльностью населения вызывают иронию. И я попал под случайную выборку на домашнем телефоне. «Одобряете ли вы инициативу мэра по ускорению строительства новых станций метро?» Кто же против, только «за». «Тем самым вы проголосовали за Собянина, если бы выборы состоялись сегодня» - трафаретно сообщила дама. «Чего сидишь с открытым ртом?» - спросила супруга Нина. Положил трубку. Такие лжеопросы и восторженно внушили выпускнику Ивановского текстильного института Собянину, что Москва от него в восторге. А выборы показали, что Москва не приняла Собянина – едва 16% от списочного состава избирателей.
Только разделив для себя Москву на жителей и на «злодеев», и возглавив жителей в борьбе со «злодеями», прежде всего применяя атакующие СМИ, необходимый Москве мэр обеспечит себе бесспорное первенство на выборах. Всемирная классика возникновения властных полномочий. По такому сценарию Ельцин выиграл август 91-го, Лукашенко приватизировал Белоруссию. Был еще «сценарий» Лужкова, от которого и осталось чадящее СМИнаследство. Но бывший мэр не сильно полагался на пиарщиков. Когда подручные обещали нарисовать 75% голосов, он скромно запросил не более 74-х! Спросите об этом после десятой стопки кого-нибудь из бывших членов избирательной комиссии (подъезд в подъезд с мэрией). Я спросил.
Лакейство по своей природе не способно быть гарантией власти. «Где щи, там слуг ищи» - русская пословица 18-го века. Вмиг перебегут к другим кормушкам, и не вспомнят, из чьих рук до того хлебали.
Комментарии