Почему женщинам не хватает свободы?

На модерации Отложенный

«Мне не хватает свободы» - так называется спектакль, поставленный по пьесе М. Арбатовой «Сейшн в коммуналке». Все мы прекрасно знаем автора по блогу в «Гайдпарке». Кому приходилось читать статьи Арбатовой и дискутировать с ней по многим животрепещущим вопросам общественной и политической жизни страны, прекрасно осведомлены с ее политическими взглядами. Не прошли мимо искушенного читателя и отношение писателя и драматурга к мужскому полу. Это особая строка в личной жизни Марии Арбатовой. Еще бы, ведь на этом поприще она снискала себе славу убежденной феминистки, приверженцы либертарианского подхода к семье. Нотки этого особого, свободолюбивого отношения к жизни отчетливо просматриваются в «тусовке» хиппи, которые собираются в коммуналке.

В культовом спектакле, как называют его те зрители, которым пришлись по душе незатейливые, «простые в доску» герои пьесы, есть все — свобода, наркотики, секс кроме самой любви, за которую, собственно, участники движения хиппи и ратовали. Любовь среди тех, кому не хватает свободы находится где-то очень далеко. Причем настолько, что ее даже не видно, как будто персонажам пьесы и неведомо, что любовь вообще существует. Судя по спектаклю и, надо думать, по убеждению автора пьесы М. Арбатовой, миром правит свобода, но только не любовь. По-настоящему свободен только «сильный», уверенный в себе человек, которому подвластно все в этом мире. Ради достижения заветной «мечты» героев пьесы ничто не остановливает, в том числе и такой анахронизм как любовь. Этим духом «свободы без границ» проникается не только молодая зрительская аудитория, но и сами актеры, занятые в спектакле, особенно актрисы. Многие из них после несколько сезонов игры в спектакле выходят уже полностью «обновленными», истинными феминистками как и драматург М. Арбатова. Одна из таких новоявленных актрис-феминисток из полупрофессионального театра-студии К. Датешидзе что в Санкт-Петербурге, прямо так и заявила своему мужу перед разводом: «Это моя жизнь и я вправе поступать с ней так, как хочу».

Восхищаешься силе и мощи драматургического таланта М. Арбатовой, сподобившейся своей «культовой пьесой» навернуть на свою феминистскую веру еще одну «настоящую женщину». Но, с другой стороны, очень грустно от всего этого и хочется поспорить с автором пьесы, задав ему простой риторический вопрос: «Если рушится семья и брак, разве это свобода, которой не хватает?» По-моему, подлинная свобода там и только там, где в полной мере проявляется и царит любовь.

В любом другом случае это уже не свобода, а полная разнузданность, раскрепощенность чувств и эмоций. Такая свобода, которой «не хватает» - от кого угодно, но только не от Бога. Человек по своей природе изначально слишком свободен, я бы сказал, преступно свободен, ему не хватает не свободы как таковой, а любви, таланта любить. Впрочем, не только любви. Многим женщинам не хватает мудрости, женственности, порядочности и ответственности. Не хватает способности ценить и с благодарностью принимать такую же любовь от других людей. Без любви сколько не дай человеку свободы, ему ее все равно будет мало. Получается, что чем больше свободы человек получает, тем больше ему не хватает. И все потому, что подлинная свобода состоит в духовности человека, чистоте и глубине его внутреннего мира. Если эта свобода у тебя внутри, можно и в несвободном внешнем мире быть подлинно свободной личностью.

    Не иначе как демагогическими можно назвать заявления некоторых феминисток, что феномен «сильной женщинысвоим появлением обусловлен слабостью современных мужчин. Разделение людей на слабых женщин и сильных мужчин — это вовсе не императив, не является необходимым условием взаимного уважения между мужчиной и женщиной. Слабые мужчины и сильные женщины — это, увы, продукт не последних сто лет. Когда женщины в оправдании своего легкомысленного отношения к семье и браку ссылаются на "слабость" современных мужчин, это не более, чем удобный защитный мотив, один из видов манипулирования мужчинами, попытка как всегда всю ответственность за разрушившиеся отношения переложить на "инфантильных мужчин". Какой бы "сильной" ни была женщина, она всегда должна оставаться женственной. Могут же сильные мужчины быть мягкими и нежными к своими любимым женщинам, почему же сильная женщина не может быть такой же. Когда речь идет о так называемых "слабых" мужчинах, то имеется в виду мягкость и доброта некоторых представителей сильной половины человечества. Речь идет, как сейчас говорят, о "подкаблучниках".

Такие мужчины были и в прошлые времена, тем не менее, это не было препятствием для любви и взаимного уважения. Причина кризиса взаимоотношений между мужчинами и женщинами имеет духовные, нравственные корни. И, как ни парадоксально, никак не связана с уровнем образованности и просвещенности людей. Духовность — это, прежде всего, «работа» души, а не ума. Быть умной, сильной и деловой женщиной недостаточно, нужно еще быть доброй, нежной и женственной. К сожалению, современные женщины-феминистки это не понимают или, скорее, не хотят понимать. Может быть потому, что современные феминистки — это, как правило, самовлюбленные и эгоистичные женщины, проще говоря, женщины потребительницы.