Предназначение русского языка – скреплять расколотую Россию?
Когда-то каждый советский гражданин – «хозяин» многонациональной «шестой части суши» – независимо от национальности был готов выучить русский язык «только за то, что им разговаривал Ленин». Собственно, степень готовности к изучению этого языка тех или иных этносов тогда никого и не интересовала: язык Пушкина в школах и вузах учили все, не забывая попутно, зависимо от местности, также и о языках Шевченко, Тукая, Акмуллы или Фраги. Мир не перевернулся, зато некоторые парламентарии, получившие в свое время советское образование, теперь осознали всю опасность русского языка для «нетитульных» национальных культур...
Стоило лишь инициативной группе депутатов внести предложение о поправках в ФЗ «О языках народов Российской Федерации», как немедленно на авансцену вылезли милые и трогательные комплексы. Одна из поправок предполагает универсальное закрепление статуса русского языка как «родного» со всеми вытекающими.
К слову, одним из авторов поправки о признании русского языка «родным» выступил, как ни парадоксально, депутат от Чеченской Республики Гаджимет Сафаралиев. Оценивая скептическую реакцию коллег, глава думского комитета по делам национальностей не скрывал обиды: «Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 миллионов человек поражены в правах!» Трогательная забота, но судьба вопроса, кажется, предрешена, и смелая идея о признании русского языка несущим стержнем общей российской культуры так идеей и останется.
А всем нам, несчастным носителям обделенного, но все же великого языка вновь останется недоумевать: почему при куда более пестром в национальном отношении СССР русский язык оставался беспрекословным стандартом и фактически был родным – и тем самым безусловным признаком принадлежности к «советской нации». Хотя, разумеется, недовольные были и тогда, только их апокалиптические прогнозы гибели местных языков не подтвердились и никакой «диктат» русского языка не помешал сегодня ни Шаймиеву, ни Минниханову, ни Гильмутдинову ощущать себя татарами и гордиться этим.
Потому что никто не ограничивал их в изучении культуры своих предков наравне с изучением большой русской культуры. Вряд ли это повредило им.
Но можно ли будет так же сказать про их потомков спустя несколько десятилетий?
Непростую ситуацию вокруг поправок в Закон «О языках» прокомментировал известный общественный деятель, руководитель комиссии по культуре Общественной палаты города Москвы Михаил Лермонтов:
– Я полагаю, что здесь у государственной власти должна быть принципиальная позиция, если она – власть – конечно же, отождествляет себя с Россией. Ведь наша страна – это цивилизация, а культурный код в цивилизации играет исключительно важную роль: он равно удерживает ее как от внешней агрессии, так и от внутреннего расшатывания. А в основе нашего культурного кода лежит русский язык, о чем, кстати, и Владимир Путин недавно подробно говорил в своей Валдайской речи.
Культурный код нашей цивилизации объединяет все народы, населяющие Россию, все языки и культуры, но в его основании лежит именно русский язык, и поэтому любые сомнения относительно приоритетности русского языка нужно рассматривать как безусловно направленные на разрушение государственной суверенности, государственного суверенитета. Охрана русского языка – сохранение культурного кода неизменным, его постоянное воспроизведение, что является залогом сохранения самой России, русской цивилизации.
Конечно же, каждый проживающий на территории России народ вправе мирно отстаивать свою национальную идентичность, но кто сказал, что это право может быть реализовано обязательно в ущерб русскому языку? Утверждайте свои национальные языки, развивайте их, учите детей – но не вместо русского, а вместе.
Комментарии