Андрей Паршев: В случае полной либерализации бюджет у нас, скорее всего, загнется

На модерации Отложенный

У нас нет стройной системы таможенно-тарифной защиты нашей экономики

Как сообщают СМИ, Украина закрыла некоторые пропускные пункты на границе с Россией. Аналитики говорят о «торговой войне», которая проходит на фоне подготовки к подписанию Украиной договора об ассоциации с Евросоюзом. В свою очередь, Москва не оставляет попыток пригласить Киев присоединиться к Таможенному союзу, однако заключение договора между ЕС и Украиной сводит эти шансы практически к нулю.

Экономический аспект российско-украинских отношений анализирует известный публицист Андрей Паршев.

Шла борьба между требованиями либеральной экономической доктрины и здравого смысла

Сложность проблемы состоит в том, что до сих пор статус наших экономических связей внутри СНГ окончательно не определен. Единого свода правил нет. Возникает вопрос: почему мы меняем свое отношение к украинским товарам, если никакое наше соглашение с Киевом не изменяется? Это Киев собирается подписать соглашение с другими государствами, и, казалось бы, это нас не должно касаться. Формально это же их отношения! Тем не менее наши действия объяснимы и обоснованны, потому что через ассоциацию с ЕС образуется дополнительный канал обхода наших таможенных правил.

Беда в том, что наши решения делают задним числом, а все потому, что у нас нет стройной системы таможенно-тарифной защиты нашей экономики. За все время реформ такая система не построена не из-за разгильдяйства тех, кому это поручено, а по другой причине. Все это время у нас в государстве шла борьба между требованиями либеральной экономической доктрины и требованиями здравого смысла. Бюджет должен же получать откуда-то поступления, а в случае полной либерализации у нас, скорее всего, бюджет загнется, при этом своего промышленника и фермера надо защищать.

Вот этим противоречием и объясняются наши непоследовательность и невнятность, но ответные действия украинской стороны не лучше. Закрытие пропускных пунктов никакого отношения к «торговым войнам» не имеет. Все переходы на границе в основном служат для пропуска людей, а не товаров.

Почти все политические силы на Украине декларировали европейский вектор

Кстати, наши границы не приспособлены для реализации грандиозных планов по ужесточению таможенных правил. Оборудование таможенных терминалов – это серьезное дело, и я думаю, из данной ситуации особого выхода нет. Отказаться от подписания соглашения с ЕС Киев не может: почти все политические силы на Украине декларировали европейский вектор развития. Что же нам делать в этой ситуации? Наверное, остается только лишь относиться к Украине как к стране – члену ЕС.

Есть и еще один важный момент, который является следствием российской непоследовательности. Может ли Украина быть членом Таможенного союза, имея договор об ассоциации с ЕС? Москва намекает, что нет, но ведь были примеры, когда в особых отношениях с нами находились государства – члены Всемирной торговой организации. В частности, это Киргизия и Грузия. А уж когда мы сами вступили в ВТО, то сложилась совершенно непонятная ситуация, когда мы одновременно еще и являемся членами Таможенного союза. Да, существование торгового союза не противоречит требованиям ВТО, но на один и тот же товар невозможно иметь две ставки таможенного обложения. Очевидно, что выбранная ставка должна соответствовать правилам ВТО, потому что за их нарушение следует наказание.