Суверенная укродемократия
Что, если Сурков и правда займется ближним зарубежьем?
Владислав Сурков, один из демиургов нашей политической системы, в недавнем прошлом главный политический технолог страны, вернулся в администрацию президента на должность советника. На этот раз он будет отвечать не за внутреннюю политику, а за ближайшую внешнюю: связи с Южной Осетией и Абхазией, а также, вероятно, со странами СНГ. Самая горячая проблема в ближнем зарубежье — Украина, которая резко развернулась на Запад и уже в ноябре может стать ассоциированным членом ЕС. «РР» попытался реконструировать, как может выглядеть политика России по отношению к Украине и СНГ, если и вправду ее начнут делать «сурковскими методами»
Идеология как создание новых реальностей
«Мы должны готовиться к будущей войне. Если понимать шире, то на самом деле — к будущему миру. И вот этот взгляд на настоящее через Утопию в хорошем, позитивном смысле этого слова — это то, что нужно сейчас».
Владислав Сурков — мастер тонкой идеологической работы, а не только прямолинейной пропаганды. И можно предположить, что он мог бы заняться позитивной идеологией постсоветской интеграции. «Я вообще не люблю простых объяснений, наверное, в этом моя проблема», — говорил Сурков. Сложность его концепций в том, что они критически расшатывают общепринятые политические конструкции (мол, демократия — хорошо, но одно дело — демократия для «того дяди», а другое — «суверенная» для себя).
Позитивной утопии для умирающего СНГ действительно нет — сейчас все строится на ностальгии и нагнетании страхов, как плохо будет, скажем, Украине без России. Это не работает, потому что воспринимается там как давление «старшего брата». Зато есть спрос на идеи, как соседям России стать гордыми и суверенными в равном (по крайней мере без унижений) партнерстве с Россией.
Реальная политика: друзья так друзья, враги так враги
«Когда распадался Советский Союз, у многих из нас совершенно не было чувства, что рушится страна. Мы думали, что будем жить в соседстве друг с другом, как до сих пор. И конечно, мы считали, что Запад нас любит, нам поможет и что лет через десять мы заживем как все европейцы».
В реальной практике Владислав Сурков — крайне жесткий политический манипулятор. Он всегда по максимуму старался вовлечь разных людей и политические силы в свою орбиту, но зато те, кто не играл по созданным правилам, изгонялись из политики и коммуникации вообще. При нем несистемные оппозиционеры не могли бы войти в легальную российскую политику, как это происходит сейчас, оставаясь несистемными, пока не признают легитимность режима и правил игры. То есть сначала может быть расширен круг политиков, с которыми Россия будет вступать в контакт в ближнем зарубежье.
Но те, кто откажется от контактов — продемонстрирует жесткую лояльность конкурентам «на стороне противника», — будут навсегда маркированы как враги со всеми вытекающими.
Рок-н-ролл, средний класс и «креатив»
«Безусловно, бомжи, миллиардеры и представители других маргинальных групп и меньшинств — тоже наши граждане. Государство, конечно, помнит о них. Но первейшая забота сегодня — средний класс».
Суркову приписывается термин «креативный класс», он всегда любил общаться с деятелями культуры, рокерами, философами и интеллектуалами всех мастей. «Креативщики» и городской средний класс ему социально близки, он и сам экспериментирует в поэзии и прозе, не говоря уже о философии-идеологии. «Политика — это тоже искусство… Точнее, феномен массовой культуры», — говорил он. В этом смысле образованный класс на Украине и в СНГ (а не только привычно союзные «советские люди» и номенклатура) могут получить поддержку, а антироссийское западничество интеллектуалов в этих странах может быть несколько поколеблено.
Суверенитет и модернизация
«Ну нигде не говорят о том и не внушают обществу, что, чтобы хорошо жить, нужно хорошо работать! Не обязательно много, но обязательно хорошо. Ни одна партия не говорит!»
Любимая тема Суркова последних лет — модернизация. Это противоречит ожиданиям многих соседей России, которые ждут от нее или от Запада поддержки и помощи, а не совместной работы. Скорее всего, новая идеология может быть построена на перспективе совместной модернизации и реиндустриализации, а не на обещании льгот и преференций: «Я не верю в модернизацию со страха и от отчаяния. А вот от амбиций — это хорошо».
Виталий Лейбин
Комментарии
---------------
РФ и Украина подписали Харьковское соглашение. в нём масса совместных проэктов из которих за два прошедших года РФ вышла - выползла - выдавилась оставив только базирование ЧФ РФ. вот и вся совместная модэрнизация
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Именно Суркову принадлежит та "слава",за уничтожение Российской обороны, в первые два срока правления Путина,а не его подпечному. Имея тайное поддержку и направление от разведок запада и их институтов,он методично реализует все этапы холодной войны проти России и стран СНГ. В частности ему принадлежит "заслуга" за убийство Ильюхина, как реальную угрозу его подопечному и всему аппарату. И не только Ильюхина.Координируя свою деятельность с фсб и лидерами оппозиции,Сурков добился тотального расчленения патриотического населения,разбросав их на отдельные говорящие кучки. На то он и главный политтехнолог,чтобы вести такой масштаб антироссийской деятельности. Его уход ознаменовался тем,что он стал прежсказуемым,но ориентации своей он не менял...в этом его опасность.
А нафиг Суркову польза Украины? Кому вообще нужна в России её польза? Я никогда не поверю, что в России кто-то озабочен процветанием Украины.
Комментарий удален модератором