О РУССКОЙ АРМИИ, БОЕВОМ ДУХЕ И РАСПАДЕ СССР

На модерации Отложенный

О РУССКОЙ АРМИИ, БОЕВОМ ДУХЕ И РАСПАДЕ СССР

 

 

1.

В период с 1987 по 1991 годы, предшествующие развалу СССР, со стороны советской гуманной интеллигенции на Советскую Армию были вылиты ушаты помоев. Армию обвинили в том, что Победа в Великой отечественной войне досталась слишком большой ценой, что численность армии слишком высока, что в ней слишком много танков и ядерного оружия, что на нее тратится слишком много народных денег, что армейская дисциплина убивает талант в молодых людях призванных на службу, что из-за “дедовщины” в армии талантливые молодые люди уклоняются от службы, что офицеры слишком много едят, а офицерские жены слишком красиво одеваются. Кроме общих обвинений народы прибалтийских республик обвиняли армию в оккупации их республик, а народы национальных автономных республик в составе РСФСР обвиняли армию в том, что в ней необходимо говорить на русском языке. Когда начался распад СССР и советское руководство изображало усилия по его сохранению, советская гуманная интеллигенция подняла вой в связи с применением армии для восстановления советской власти в районах атакованных национал-сепаратистами (Сумгаит, Ош, Баку, Тбилиси, Вильнюс и т.д.) – почему советская власть в этих районах, после занятия их силами Советской Армии, не была восстановлена – это другой вопрос, к армии он не имеет отношение, армия свою задачу выполнила – отвоевала территорию и обеспечила необходимый для действия советских органов власти общественный порядок. Когда в августе 1991 года Советская Армия появилась на улицах Москвы, советская гуманная интеллигенция зашлась в истерике от того, что армия участвует в конституционном перевороте и потребовала вернуть армию в казармы. Далее был раздел СССР, капиталистические реформы, окончательная ликвидация советской власти в октябре 1993 года и война в Чечне. Война в Чечне стала апофеозом гуманности бывшей советской гуманной интеллигенции - она обвинила российскую армию в негуманных способах ведений войны, например, в том, что российские солдаты убивают чеченских бандитов. Потом российская власть развернула политику на Кавказе в противоположную сторону и предоставила, гм, новым партнерам все, что они хотели – свободу от российских законов и много, очень много денег. На этом месте бывшая советская гуманная интеллигенция заткнулась.

Период последовавший после развала СССР и ликвидации советского строя тяжело отразился на большей части советской гуманной интеллигенции. Советская гуманная интеллигенция ждала от реформ много дешевой колбасы и снятие лимитов на подписку “Литературной газеты”. В результате реформ она получила много колбасы и много газет, однако мяса в колбасе осталось столько, сколько осталось литературы в газетах. “Обманули!” – зашлась в крике бывшая советская гуманная интеллигенция и бросилась искать вора. Вора нашли быстро, он и не прятался. От кого прятаться? Суды, милиция, само государство были у него в кармане, а истерившая от ненависти интеллигенция не представляла никакой опасности, за последние годы ее крики и вопли по поводу и без повода всем надоели.

Эта история о шумовой роли интеллигенции в операции по ликвидации советской цивилизации и утилизации ее наследства заслуживает внимание аналитика, но меня заинтересовал любопытный психиатрический акт – интеллигенция вдруг обвинила армию, конкретно – русских офицеров, в том, что армия не предотвратила распад СССР. Вот, например, что пишет А.Г. Дугин: “В последние десятилетия СССР большинство руководящих постов в Советской Армии занимали именно этнические русские, что сказалось на боевом духе армии, распространении в среде военных повального пацифизма, апатии и бездействии офицерского корпуса при распада державы” (Дугин А.Г. Социология русского общества. – М.: Академический проект, 2011., с.475).

В связи с эпатажем А.Г. Дугина я счел необходимым ответить бывшей советской гуманной интеллигенции.

 

2.

Что должна делать армия, когда ее народ, которому она служит, и ее правительство, которому она повинуется, тянут армию в противоположные стороны?

Можно ответить, что армия это часть народа, поэтому армия должна встать на сторону народа. Но правительство – разве не часть народа? Разве не народ направил в него своих представителей?

Советская армия была частью советского общества – она не стояла над обществом, под обществом или сбоку от общества.

Она была инструментом силового (военного) решения политических конфликтов советского общества с другими обществами для достижения политических целей советского общества. Не армия определяла для себя политические цели – это делало правительство, которое советское общество формировало из своих представителей.

Вообще, если кому то не нравится, как армия ведет войну, как она достигает политических целей, которые ставит перед ней политическое руководство – ставьте вопрос о ее эффективности. Но если не нравятся цели, которые ставит перед армией правительство – армия здесь не при чем. Армия это только силовой инструмент решения политических конфликтов между обретшими политическое бытие народами и созданными ими государствами. Война является частным случаем человеческих конфликтов, когда ни одна из сторон не находит иных способов достижения целей и война предоставляет им надежду на решение конфликта в свою пользу, ибо “целью войны является мир, лучший, чем довоенный” (Лиддел Гарт).  Политика безусловно определяет круг врагов и союзников народа и его государства, из этого следует примат политической стратегии над военной. Соответственно, политическая стратегия законоустанавливает с кем будет воевать народ и его армия, цели войны, начало и конец войны, характер войны и все что связано с подавлением воли противника к сопротивлению. Ничего иного, кроме как воевать, т.е. насилием подавлять волю противника к сопротивлению, армия не уметь и уметь не должна. Тем более армия не должна определять политический курс своего государства, для этого существует правительство. Поэтому, если кому то не нравится правительство, через свободные политические выборы сами пройдите в правительство и определите для своей армии те цели, которые вы считаете правильными.

Армия не должна являться инструментом силового решения внутриполитических конфликтов – для этого существуют процедуры демократических выборов, через которые к власти в стране приходят те или иные партии и лица, исповедующие те или иные политические убеждения. При смене политической власти в стране армия продолжает служить своему народу, своей Родине и повиноваться своему правительству, потому что это правительство сформировано из народа, которому она служит.

Дело армии – вооруженная защита интересов своего народа.

Можно считать некоторые приказы правительства преступными и говорить о том, что армия вправе не выполнять преступных приказов. Но кто устанавливает степень законности того или иного приказа, как и степень соответствия интересам общества тех или иных политических целей войны? Должен ли это делать рядовой – стрелок, гранатометчик или механик-водитель БМП, или это должен делать сержант – командир отделения, или это должен делать капитан – командир разведгруппы, или это должен делать полковник – командир танкового полка, или это должен делать политик – член правительства: министр обороны, депутат парламента или Президент страны  – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами (которого избирает народ)?

В нормальной стране каждый должен заниматься своим делом: политик - формулировать политические цели и баллотироваться в органы государственной власти; народ – выдвигать из своей среды политиков и избирать их в правительство; правительство – управлять народом; армия должна выполнять приказы своего правительства, и никакие политические убеждения или пристрастия каких-либо политиков или военнослужащих не должны этому препятствовать.

 

3.

Пассаж А.Г. Дугина об утрате советской армией и ее офицерами, имевшими русскую национальность, боевого духа комментировать даже не берусь, поскольку для того чтобы видеть белое его надо видеть. Напомню только, что совсем недавно перед развалом СССР закончилась война в Афганистане, где русские солдаты и офицеры проявили массовый героизм. О боевом духе русского спецназа после той войны легенды ходят по всему миру. Уже после развала СССР во время чеченской войны русские мальчишки, вчерашние школьники, проявили не менее массовый героизм в самых жутких условиях ведения войны, когда все – даже государство, было против них.

Пусть А.Г. Дугин ответит, какие задачи, которые ставило перед нами советское и российское государство, мы - русские солдаты и офицеры не выполнили в связи с тем, что не обладали необходимым для этого боевым духом?