Меркель едва не повторила успех Гитлера, но все равно может потерять власть
В воскресенье в Германии прошли парламентские выборы. Анализируя те результаты, которые есть в нашем распоряжении на сегодняшний час, мы можем констатировать: получив 41,5% голосов, Ангела Меркель добилась успеха, которого ее партия не добивалась никогда в истории. В послевоенной Германии самый близкий результат имел лишь Конрад Аденауэр в 1957 году – у его партии тогда было 39,7%.
А вообще в истории Германии больше чем сегодня у партии Меркель — 43,9 % - было лишь у партии Гитлера, НСДАП, на выборах 5 марта 1933 года, прошедших после поджога рейхстага в обстановке предвыборного террора. То есть результат у Меркель, как это ни двусмысленно звучит, почти гитлеровский. И на фоне этого – как и в 30-е годы в Германии – большинство населения ее не поддерживает, о чем, в частности, свидетельствует провал партнеров ХДС/ХСС по коалиции - Свободной демократической партии (СвДП), которая не сумела преодолеть пятипроцентный барьер.
Если верны объявляемые на утро 23 сентября данные, ХДС/ХСС остается одна в парламенте против трех левых партий, получивших в сумме больше нее : у нее – 41,5 %. У них – 25.7+8.6+8.4 = 42.7 %. Партия Меркель, таким образом, победила, а вот правая коалиция – проиграла.
Вряд ли Меркель все же потеряет пост канцлера. Хотя никому пока непонятно, как она его сохранит.
Когда она стала канцлером после выборов 2005 года, ситуация была похожей: в совокупности за левых тех или иных оттенков проголосовал 51.1% избирателей (СДПГ - 34.3%, «Новая Левая» (с оговорками – бывшая СЕПГ, объединившаяся с наиболее левыми из СДПГ) – 8.7%, «Зеленые» - 8.1%). За центристов (СвДП) проголосовало 9.8% избирателей, а за правых (ХДС/ХСС) – 35.2%.
Левые имели 51%, блок Меркель (ХДС/ХСС + СвДП) – 45%. Если бы социал-демократы были последовательны, как левая партия, они сохранили бы власть, вступив в коалицию с зелеными и бывшей компартией. Они же испугались наследия ГДР и Эрика Хонеккера, и предпочли «большую коалицию» с уступкой поста канцлера представителю ХДС. Последние в отличие от них ГДРовского наследия не испугались и сделали своим лидером и канцлером бывшую комсомолку из Демократической Германии – Ангелу Меркель. После чего социал-демократы, согласившись на роль младших партнеров, сотрудничеством с правыми себя дискредитировали, и на выборах 2009 года вместо 35% получили уже только 23%. Ныне – не намного больше.
Причина такого падения популярности понятны: у избирателей возник вопрос: для чего голосовать за левых, которые войдут в союз с правыми, и откажутся от союза с более левыми? Резоннее сразу проголосовать за правых, чтобы не чувствовать себя потом обманутыми. Если говорить прямо, то социал-демократы предали левых Германии. И левые Германии им этого не простили. Собственно, в 1930е годы произошло тоже самое: отказавшись от союза с коммунистами, социал-демократы открыли Гитлеру дорогу к власти.
Меркель, конечно, не Гитлер (хотя, например, в Греции и Испании не все в этом уверены: многим кажется, что различны лишь их методы, а не выражаемые интересы). Но Меркель ведет ту политику, которую считает нужным вести в интересах того класса, которому считает нужным служить – и в этом она последовательна. Школа марксистского образования – что такое классовая борьба, там объяснялось убедительно.
Социал-демократы Германии от марксизма официально отреклись уже в конце 1950-х годов, поэтому они на самом деле никак не поймут, чьи же собственно интересы они защищают, и что для них важнее – интересы рабочих или предрассудки обывателей.
Считается, что у Меркель есть два пути сохранения власти: либо вновь, как в 2005 году, союз с социал-демократами, либо с «зелеными». В тот раз для социал-демократов это дорого обошлось, оправиться они не могут до сих пор. Для «зеленых» ограничений отчасти меньше: в 2005 году СДПГ предала их, и они честно могут отплатить ей тем же.
Однако и для них значим опыт того союза. И для них есть опасения, что согласившись поддержать своих идеологических оппонентов, на их курс они повлиять не смогут, а издержки примут на себя, окончательно потеряв лицо. Хотя уже не очень понятно, кто более правый и воинственный – Меркель, старающаяся удерживать германию от военных авантюр 21 века, или друзья Йошки Фишера, оправдывавшего и поддерживавшего агрессию НАТО против Сербии.
Может показаться забавным, но настойчивые вегетарианские призывы партии защитников природы вполне могли бы быть поддержаны Адольфом Гитлером – вегетарианцем, не употреблявшим в пищу мяса. И в этом плане при виде защитника жизней и прав свиней всегда возникает подозрение - готов ли он так же беречь и жизни людей. Во всяком случае, Гитлер сам не ел мясные изделия, но сохранял здравый смысл настолько, чтобы не пытаться навязать свои гастрономические пристрастия всей Германии и не догадался отправлять людей в лагеря за нарушение вегетарианской диеты. Опыт политической деятельности «зеленых» же пока не убеждает в том, что они при случае не начнут бомбить селения, где не перестанут забивать скот для употребления в пищу. Понятно, что для Гитлера немцы рассматривались как более значимые существа, чем все остальные люди. Но не факт, что это хуже, чем рассматривать свиней и коров, как более значимых существ, нежели любых людей.
В любом случае у левых, при неоспоримом успехе Меркель, есть все шансы создать свое правительство. И зависит это в основном только от одного: сумеют ли они расстаться с пропагандистскими штампами о том, что Демократическая Германия была не демократической, а некой «тоталитарной» страной. Особенно если учесть, что два-три года назад проведенные в Германии опросы оказали – более 60% жителей Восточной Германии хотели бы жить именно в такой стране, как ГДР. То есть сочли, что их приобретения от смены социально-экономического строя оказались куда меньше, чем принесенные этой сменой потери. Более того: более 70% жителей Западной Германии ответили, что и они были бы не прочь жить именно в ГДР – а не в ФРГ.
Возможно, поэтому они и голосуют за бывшую комсомолку Ангелу Меркель, а не за клеймящих Хонеккера социал-демократов. С ней немцам как минимум понятно, за кого она – а со нынешних социал-демократов этого не скажешь.
Не совсем точно утверждать, что у Меркель есть только два варианта создания коалиции - СДПГ или «зеленые». Теоретически она имеет возможность пойти на коалицию и с наследницей СЕПГ – и тогда тоже получит большинство в рейхстаге. Это будет выглядеть шокирующее. Но, во-первых, Меркель явно менее подвержена комплексам, чем немецкие социал-демократы. Во-вторых, она значительно более прагматична. В-третьих, это будет всего лишь союз между воспитанниками одной системы и учениками одних учителей.
Социал-демократы в Германии сегодня имеют шансы взять власть. Обычно тех, кто, имея такие шансы в силу предрассудков от них отказывается, история не прощает. Социал-демократов она уже наказала, но оставила возможность свою нерешительность и закомплексованность преодолеть. Если они ею не воспользуются, их падение продолжится.
Комментарии
И не надо забывать, что Гитлер был социалистом, мало в чем идеологически отличавшимся от коммунистов.