20 лет расстрела демократии
Чем больше времени проходит после конституционного кризиса 1993 года, увенчавшегося расстрелом Дома Советов, тем шире распространяется понимание исключительной значимости этих событий, во многом определивших последующую жизнь России.
Если в 1987 году Горбачев начал комплексное разрушение политических и экономических основ Советского Союза, завершившееся в 1991-ом агонией ГКЧП, то в 1993 году уничтожение демократии создало современное российское государство.
Тогдашний кризис был порожден не только неадекватностью Конституции 1978 года, лишившейся после краха КПСС своей несущей основы. Главная причина – разрушительность либеральных реформ, уже тогда уничтожавших страну и вызвавших протест, который в условиях массовой демократии был выражен прежде всего парламентом.
Государственный переворот, уничтожение парламента и его подмена лишенной реальных полномочий, карманной Госдумой, формирование, по сути дела, самодержавного режима открыло дорогу чудовищным преступлениям 90-х: от уничтожения развитой экономики и формирования олигархии, подмявшей под себя ошметки государства, до первой чеченской войны – «маленькой победоносной прогулки» для повышения личного авторитета (и, возможно, списания загнанных «налево» танков, за которые был убит журналист Холодов), выросшей в крупнейший коммерческий проект «новой России».
Нелегитимность, беззаконие и вседозволенность стали нормой жизни и нормой власти, что привело к ее десакрализации.
Сложился «оккупационный режим» — внешне демократическая диктатура, опирающаяся на глобальные корпорации, российскую медиакратию (отсюда столь возбуждающая журналистов любовь Ельцина к СМИ) и готовую к любым зверствам антироссийскую часть интеллигенции.
Стратегия уничтожения России ради обогащения кучки коррупционеров и олигархов возобладала. Народ был окончательно лишен реального влияния на власть, и продолжающаяся и по сей день русская Катастрофа стала неизбежной.
При анализе воспоминаний очевидцев трудно избавиться от ощущения, что уничтожение людей проводилось сознательно, чтобы запугать (а частично уничтожить) наиболее активный слой общества и отбить у народа саму мысль о влиянии на свою судьбу. По оценкам, число жертв в разы превышало официально сообщенное и составило не менее тысячи человек.
Ельцина не поддержала и армия: Дом Советов расстреливали наемные экипажи, затем уничтоженные в Чечне, а штурмовавшие его вспоминали, как по ним «для создания мотивации» стреляли со стороны посольства США.
Скорбя о жертвах и героях 1993 года, большинство которых осталось безвестными, мы обязаны извлечь из этой трагедии все возможные уроки, - хотя бы для того, чтобы не допустить ее повторения в ближайшие годы, когда в России под ударами глобального и внутреннего кризисов начнется возрождение народной демократии.
Комментарии
Комментарий удален модератором