Политика как камуфляж производственного брака

На модерации Отложенный

Политика как камуфляж производственного брака

 

Игорь Сняткович,
Киев

«Несмотря на неоднократные предостережения
со стороны «Роспотребнадзора», молдавская сторона
не приняла адекватных мер по обеспечению безопасности
своей продукции и организации элементарного
лабораторного контроля»
(Г.Онищенко,
1-й Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека («Роспотребнадзор»),
Главный государственный санитарный врач РФ
11.09.13)

Как проинформировало агентство ИА REGNUM, 11 сентября в пресс-службе «Роспотребнадзора» (РПН) сообщили, что объявленное накануне Геннадием Онищенко эмбарго на поставки в РФ молдавского вина продлится «до предоставления молдавской стороной комплекса мер, которые позволят обеспечить устойчивое качество и безопасность поставляемой продукции».

Памятуя о событиях 2006 года (аналогичный запрет РФ на поставки в страну молдавского алкоголя), невольно задаёшься вопросом: что это на сегодняшний день – политическая кампания, направленная в данном конкретном случае против вступления Республики Молдова в Европейский Союз (в чём Москву на грани истерики обвиняет официальный Кишинёв), или нормальное НЕжелание России выставлять на отечественные прилавки приобретённые в Молдавии химикалии под броским названием «вино»?

К слову сказать:
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое Молдавия планирует парафировать на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе, не предусматривает для РМ ни перспективы членства в ЕС, ни даже перспективы получения статуса кандидата на вступление в оную структуру.

Действительно, если в забракованных недавно партиях того самого «вина» обнаружены, по словам Онищенко, «в запредельно высоком количестве пластификаторы» – тогда и говорить не о чем.

Тем более что подобные случаи на протяжении последних 10 лет неоднократно повторялись. Вне зависимости от политической конъюнктуры. Брак есть брак.

Тем более что по результатам исследований, проводимых лабораториями РПН, только за последнее время выявлено 8 партий алкогольной продукции (2 партии вина и 6 партий коньяка), не соответствующих требованиям безопасности. При этом в отдельных партиях нормы по содержанию вредных веществ были превышены в 80-90 раз.

Справка:
Наиболее распространенные пластификаторы: сложные эфиры диоктилфталат, диметилфталат, дибутилфталат, дибутилсебацинат, диоктиладипинат, эфиры фталевой тримеллитовой кислоты, сложные эфиры ортофосфорной кислоты. В качестве пластификаторов используются также минеральные и невысыхающие растительные масла, эпоксидированное соевое масло, хлорированные парафины и др.
В 2006 году в молдавских вина обнаружили, помимо всего перечисленного, ещё пестициды и тяжёлые металлы…
Полный набор для любого трижды изысканного гурмана!

А что же официальный Кишинёв? А Кишинёв монументально хладнокровен…

В частности, вице-премьер, министр экономики РМ Валерий Лазэр 11 сентября по окончанию заседания правительства, как свидетельствуют очевидцы, с явной скукой на лице сообщил, что молдавская сторона намерена начать переговоры с Москвой по вопросу эмбарго на поставки винодельческой продукции из Молдавии аж «не позднее 17 сентября». И нехотя добавил при этом: «В рамках переговоров с Россией мы предложим радикальную систему контроля качества винодельческой продукции…».

По словам г-на Лазэра, проблема с поставками молдавского спиртного – «рабочая ситуация, которая будет решена в штатном порядке». Тем более что «Молдавия – не единственная страна, которой предъявляют такого рода претензии.

Мы будем использовать все возможности для разрешения этой проблемы».

 

Итак, если верить молдавскому министру экономики (а не верить пока нет оснований), эта «проблема» будет «разрешаться». То есть ПРОБЛЕМА как таковая СУЩЕСТВУЕТ, что В.Лазэр невольно признал. Публично и официально.

Сия проблема (наличие в спиртном пластификаторов и прочей отравы) иезуитски именуется министром как «рабочая ситуация», которая будет решена «в штатном порядке».

Но, господа, позвольте спросить: почему же выше упомянутая премьер-министром «радикальная система контроля качества винодельческой продукции» (продукции молдавской, а не российской!) не была ни разу за последние 8-10 лет предложена Молдовой инициативно? Хотя бы в интересах собственного экспорта?

Может быть, в расчете предъявить Москве – чуть что! – обвинения в «политизировании экономических вопросов» и использовании экономики в качестве «политической дубинки» супротив независимой Молдавии? Заведомо отметая тем самым претензии к собственному бракованному алкоголю?

А, может, официальному Кишинёву стоит прислушаться к мнению одного из своих ведущих экспертов – заместителя директора молдавского «Центра стратегических исследований и реформ», доктора экономических наук Елены Гореловой?

Эксперт совершенно чётко сформулировала:
«Последствия полного запрета на  ввоз молдавской алкогольной продукции на российский рынок приведут не только к спаду в винодельческом секторе Молдовы, но  и к замедлению темпов экономического развития республики в целом… Стоит ожидать негативных макроэкономических результатов, в частности, экономический рост не достигнет прогнозируемых 5%. Промышленный, транспортный, аграрный секторы могут войти в минус, то есть по цепной реакции эмбарго будет ощутимо на уровне всей нацэкономики».

И в качестве резюме добавила:
«Молдавская винодельческая продукция пока не вся отвечает европейским стандартам качества. В итоге после эмбарго со стороны России Молдавия не сможет компенсировать потерю российского рынка быстрым освоением западных рынков и сбывать как нереализованные запасы вина, так и продукцию урожая этого года».

Не следует забывать и другое обстоятельство:
Ситуация для молдавских вин на российском рынке ещё больше усложнилась после вступления России в ВТО, повлекшего снижение пошлин на ввоз высококачественного алкоголя из стран дальнего зарубежья (Испания, Португалия, Чили и др.).

Поскольку же, по мнению экспертов, российский винный рынок «не увеличит кратно» свои объемы (в литрах потребления) за несколько лет, у молдавских производителей есть два выхода: либо серьезно задуматься о повышении качества вина, либо расширять географию экспорта.

По логике развития событий, выбор должен был бы пасть на первый вариант. Но, судя по объемам поступающего в РФ из Молдовы винодельческого брака, так и НЕ пал…

А пока… А пока придворные «эксперты-клевреты» президента Николая Тимофти лезут из кожи вон, стараясь обосновать вполне прагматичные действия Москвы некими «политическими интригами».

Как, например, т.н. «политический аналитик» Оазу Нантой, трагическим тоном вещающий на весь мир о том, что «наложенное эмбарго – это настоящая политическая дубина, удар которой нанесен Молдавии за то, что она осмелилась идти в направлении ЕС, а это предполагает и выход из зоны прямого влияния России…».

Да и бог с ними, с бракоделами. Истинным российским ценителям винодельческого ИСКУССТВА за глаза хватит продукции всё тех же солнечных Франции и Испании…