О калийной авантюре.

Будут ли наказаны руководители правительства участники в авантюре, такие как Дворкович?

Выдержка из:

http://www.sb.by/post/153086/

Честно о важном

Вытирать ноги о Беларусь никому не позволено и никому не будет позволено. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по текущим экономическим и внешнеполитическим вопросам.


«Скажу сразу — те, кто рассчитывал, что калийные проблемы подорвут отношения двух государств, жестоко просчитались. Мы сразу исходили и сегодня исходим из того, что никаким жуликам и проходимцам не удастся вбить клин между двумя президентами и народами», — заявил Президент.


Александр Лукашенко напомнил, что в 2005 году белорусская сторона пошла навстречу российскому партнеру и была создана совместная с «Уралкалием» сбытовая компания: «Там тогда, конечно, был другой владелец — и мы вместе добились огромных прорывных результатов».


По словам Александра Лукашенко, в лучшие годы «Беларуськалий» давал почти 3,5 млрд. долларов валютной выручки в год. Аналогичную, и даже большую, прибыль получал «Уралкалий», потому как объем продаж этой компании через совместную компанию и свой второй канал был еще выше.


Президент рассказал и о последующих событиях, и в частности смене собственника в «Уралкалии»: «Я в это был посвящен прежним руководителем «Уралкалия» Дмитрием Рыболовлевым. У него просто отобрали этот актив, и он был передан по настоянию определенных людей (это уж пусть Россия выясняет, как это было, если у них есть к этому интерес) соответствующим новым хозяевам, которые, как было понятно, не собирались заниматься производством и реализацией калийных удобрений. Надо было как–то поиграть на рынке, и за счет этой игры получить лишний миллиард долларов в карман.


Я не хочу повторять то, что звучало в средствах массовой информации. Я в общем это поддерживаю. Новая информация поступает каждый день. Но как я, так и вы задаетесь все чаще вопросом — зачем было вроде бы успешное предприятие («Уралкалий», да и наше) ввергать в состояние кризиса? У них же самих все рухнуло, и котировки акций, и прибыль. Напрашивается вывод, что за внешней успешностью хозяев «Уралкалия» скрывались серьезнейшие проблемы. Судя по всему, до определенной поры их удавалось скрывать за счет подтасовки финансовой отчетности. А на самом деле они все больше залезали в долги, брали кредиты. Да и на производстве у «Уралкалия» одни проблемы, нас Россия об этом информировала, — затоплены рудники, проседает город, приходится переселять людей...


Концы с концами у жуликов явно не сходились. Есть информация о том, что у них в минусе 12 млрд. долларов, а в плюсе всего два. Если это так, то получается, что и информация, которую они по всему миру распространяли, липовая. «Уралкалий» — это публичная компания, которая котируется на Лондонской и Московской биржах. А распространение липовой отчетности и информации подобной компанией — это уже международное мошенничество», — подчеркнул Президент.


Александр Лукашенко отметил, что по любым законам, будь то белорусским, российским или западным, это уголовное преступление. В качестве примера он привел грандиозный скандал в США с энергетическим гигантом «Энрон», где инвесторы были обмануты на колоссальные суммы: «Так и хозяевам «Уралкалия» скрывать свои проблемы становилось все труднее. И, похоже, эти биржевые махинаторы хотели решить их за счет «Беларуськалия». Прихватить белорусское предприятие, повысить капитализацию своих активов и разом решить все проблемы».


Президент при этом напомнил случай, когда белорусской стороне предлагали приличные взятки за продажу «Беларуськалия» за полцены: «Мы очень жестко поступили в этой ситуации и от этого отказались. Тогда взяли и обвалили рынок. Цель все та же — поставить «Беларуськалий» на колени, приобрести по дешевке акции «Уралкалия», увеличив свой пакет. Я говорю о хозяевах и главном хозяине этой компании».


Александр Лукашенко уверен, что разразившийся скандал должен был послужить своего рода дымовой завесой: «Выхода иного не было. Потому что рано или поздно (я обратил ваше внимание на Лондонскую биржу) от них не только потребуют отчета, но и проверят, что происходит на предприятии. А предприятие — банкрот, и пусть кто–то опровергнет сегодняшнее мое высказывание».


Президент сообщил, что поручил соответствующим органам связаться с Лондонской и Московской биржами, чтобы предупредить о том, что происходит: «Будут они проверять или не будут — это уже их дело, но мне кажется, что Лондонская биржа, получив подобную информацию, вообще ахнет».


«Поэтому эта дымовая завеса нужна была для обвала рынка, чтобы скрыть свои проблемы, которые на самом деле возникли задолго до того. Может, в этом и был главный замысел аферы, — считает Президент. — Что это афера — я нисколько не сомневаюсь. Российские СМИ писали о том, что до того, как обвалить рынок, они ровно на 100 млн. долларов застраховали все свои деяния. Значит, готовились, некоторые акционеры заранее продали на более–менее высокой ценовой волне свои акции буквально за три дня до совершенного обвала. Зачем и почему?»


Александр Лукашенко подчеркнул, что налицо все признаки банкротства, огромная закредитованность и долги, которые нечем отдавать в сочетании с чрезмерными ничем не оправданными тратами: «С этим наши контролеры, правоохранительные органы вместе с россиянами должны разобраться.

Реальные концы всей этой темной истории можно найти в России».


В связи с этим Президент поручил передать российской стороне все необходимые, в том числе следственные, материалы, которые должны стать основой для проведения проверки и аудита Счетной палатой России: «Насколько я знаю, они также обратились в Комитет госконтроля, чтобы мы передали соответствующие материалы и вместе провели этот аудит», — отметил Президент. Он поручил Председателю КГК Александру Якобсону связаться с российской стороной и в тесном контакте, ничего не скрывая, вместе работать.


Александр Лукашенко напомнил, что и Генеральная прокуратура России обратилась с просьбой о сотрудничестве в расследовании калийного дела: «То же самое: ни в коем случае, Александр Владимирович (Генпрокурор Беларуси Александр Конюк. — Прим. ред.), ничего не скрывать. Здесь присутствует заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев. Все, что попросят, должно быть передано нашим коллегам в Российской Федерации».


«И вы, и я прекрасно знаем, что это жулье уже поперек горла стоит не только у нас, но еще больше в России у правоохранительных органов. Поэтому та информация, которую мы передадим, и совместная с ними работа будут только на пользу нашему общему делу», — уверен Президент.


«Более того, если российские следователи будут заинтересованы в экстрадиции соответствующего задержанного, то я здесь тоже не вижу особых препятствий. Мы абсолютно за него не держимся. Если действительно по закону разберутся, а на той стороне ущерб колоссальный, и он виден невооруженным глазом. Поэтому, если вдруг понадобится, мы не должны препятствовать и этому. Надо сделать все, чтобы вместе с россиянами мы исследовали этот конфликт, и что за ним стоит. А за ним стоит многомиллиардная сумма денег, потерянных Беларусью и Россией, и определенные высокопоставленные жулики в Российской Федерации», — заявил Александр Лукашенко.


«Если возникнут оные в Беларуси, и россияне попросят их тоже отвезти в Россию, мы не будем держаться за граждан Беларуси, мы немедленно вам их туда передадим. Главное — истина, и здесь не должно быть белых пятен. Виновен — отвечай. Не должен какой–то жулик становиться помехой в отношениях двух государств. Это слишком много чести, — подчеркнул Президент. — Тем более уже ясно видно — России нанесен гораздо больший ущерб, чем Беларуси. А нанесенный Беларуси ущерб должен быть возмещен полностью: все, что было украдено у нас, должно быть возвращено до копейки».


Александр Лукашенко также отверг утверждение «Уралкалия», что одной из главных причин разрыва было то, что «Беларуськалий» начал продавать продукцию в обход общего трейдера: «Они в прошлом году продали через «Уралкалий–трейдинг», свой второй канал, 80% своей продукции. А через нашу общую компанию всего 20%. Мы в прошлом году ни по какому второму каналу не работали, мы же в этом году приняли решение, и продали 1% в этом году. Вообще ничего. И притом без согласования с основной нашей калийной компанией никто на рынке не работал, потому что это была бы конкуренция».


«Надо думать, как действовать дальше. Сегодня возможно два варианта», — заявил Президент.


Один из вариантов, по словам Александра Лукашенко, — цивилизованный развод. «Мы к этому готовы, только это должно быть цивильно. Собрались уходить — уходите, но не мешайте работать здесь. Хотите работать отдельно — работайте, это ваше право, мы вас заставить не можем. Я имею в виду хозяев «Уралкалия». Мы здесь никого не заставляем и не можем заставить, и готовы работать сами по себе», — сказал Президент.


Второй вариант — продолжение совместной работы. «Изменятся хозяева, придут люди, которые заинтересованы в производстве, прежде всего калийных удобрений на предприятии «Уралкалий», мы готовы с ними работать», — заявил Александр Лукашенко. При этом он отметил, что одно только восстановление партнерских связей непременно поднимет цену на соответствующий товар. «Я не говорю, что там будет трех– или пятикратный подъем цены, как когда–то было. Вы видите состояние мировой экономики, но уверен, что мы выйдем на подъем цены в полтора–два раза в течение этого — начале будущего года. Поэтому я не исключаю совместной работы с людьми, которые будут заинтересованы в эффективной работе предприятия в Российской Федерации. Мы об этом уже не единожды говорили.


«Еще раз хочу подчеркнуть, этот калийный скандал ни в коем случае не должен стать камнем преткновения в отношениях не только между государствами, но и между двумя президентами. Вы знаете, как непросто в свое время восстанавливались эти отношения, и мы не можем позволить, чтобы они снова были испорчены», — подчеркнул Президент.


«Но самое главное, говорят, что тут Лукашенко хотел продемонстрировать? Я отвечу на этот вопрос. Лукашенко хотел продемонстрировать одно: вытирать ноги о нас никому не позволено и никому не будет позволено. Мы суверенное и независимое государство, мы никогда не создавали проблем нашим соседям и прежде всего своим братьям–россиянам. Но мы и не позволим каким–то отдельным жуликам, будь то с Запада или Востока, вытирать о нас ноги. Вот единственная демонстрация», — заявил Президент Беларуси.


«Меня белорусский народ избрал не для того, чтобы я выполнял какие–то непонятные представительские функции, а для того, чтобы отстаивал его интересы, не нанося ущерб соседям, друзьям и братьям. Что я и делаю», — резюмировал Александр Лукашенко.