Прогулки по Москве и ее музеям. Часть1.

                          Мой первый день в Москве.

      

       День был очень пасмурный, сумрачный. Гулять с утра по Москве как – то не захотелось и я отправилась в Третьяковскую галерею.

 

                     Третьяковская Галерея.

 

   Как ни странно,Третьяковка не вызвала у меня особого душевного трепета, поскольку почти все картины были хорошо знакомы и многие из представленных там художников обсуждались в постах Алины Алексеевой, за что ей великое спасибо. Но все – таки походила по залам с удовольствием и интересом. Сделала несколько фотографий в залах. Интересна реакция людей, рассматривающих картины. И просто так на память самые мои любимые

 

Было, правда, несколько работ, которые мне были совсем незнакомы и привлекли внимание. Одна из таких работ - картина художника Верещагина « Панихида по погибшим воинам». Картина из "Балканской серии ( составляет около 30 картин). Эта картина как бы напоминание о просчётах командования и о той дорогОй цене, которую заплатили русские войска за освобождение болгар от османского ига. Под пасмурным хмурым небом расстилается большое поле с трупами солдат, присыпанных тонким слоем земли среди колышущейся травы. От картины веет тоской и бесприютностью…    Есть в ней какая- то завораживающая скорбь. Простояла несколько минут и сфотографировала….

 

Очень сильно удивил «Портрет Виттории Марини» работы художника А.Иванова, 1830 год. На мой взгляд очень нетрадиционное изображение женщин того времени. Скорее в этой работе просматривается стиль модерн, что вовсе не было присуще художникам 19 века.

 

Ну и конечно один из шедевров Иванова «Явление Христа народу». Очень впечатляет. Около нее все время толпится народ, с трудом улучила свободную минутку.

         М. М. Антокольский. «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Мрамор. 1875 год. Скульптура выполнена по заказу П. М. Третьякова. 

Очень люблю К.Брюллова. Почему – то больше всего из детских еще воспоминаний запечатлелась в памяти его « Вирсавия, жена Давида», «Незнакомка» и множество других портретов знати

 

А сколько трагизма в картине «Княжна Тараканова »  К. Флавицкого, талантливого художника.Даже в самый "тихий" музейный день у "Княжны Таракановой" - много посетителей, потрясенных острым драматическим сюжетом произведения. Впрочем, как трагична и сама судьба этой внебрачной дочери Елизаветы и графа Разумовского.

 

  Вот и решила напомнить вам историю любви ее и графа Орлова и его предательства.

 

        В 1774 году в порт Ливорно причалила русская эскадра под командованием графа Орлова. Герой русско-турецкой войны генерал-аншев Алексей Григорьевич Орлов считался одним из красивейших людей того времени. Талантливый, умный, смелый он был огромного роста и обладал необычайной физической силой.

С секретным поручением от императрицы Екатерины II, граф Орлов прибыл в Пизу. «Если возможно – писала она, приманите её в таком месте, где б вам ловко было посадить её на наш корабль и отправить сюда. Если же не удастся, требуйте от властей выдачи сей твари. А если те откажутся, бомб несколько в город метать можно.»

Так кто же мог внушить такой страх Великой императрице?

         Как ни странно, но в историю она вошла под именем, которого никогда не носила – княжна Тараканова, хотя у неё было много имен – госпожа Франк, фрау Шоль, черкесская княжна Володимирская, принцесса Азовская, и наконец, Елизавета II – дочь Елизаветы Петровны и её фаворита Алексея Разумовского.

В Европе давно поговаривали о незаконности власти Екатерины II, немки, взошедшей на Российский престол в результате дворцового переворота. А для Екатерины появление другой претендентки на корону было очень опасно. Поэтому она приказала найти самозванку преданному ей командующему эскадрой российского флота в средиземном море графу Алексею Григорьевичу Орлову.

         Он нашёл её в Пизе. А вскоре Екатерине II сообщили, что граф Орлов разъезжает с той самой самозванкой в карете и ходит с ней в оперу.Каждый день здесь собирались толпы зевак для того, чтобы посмотреть, как граф Орлов разъезжает в коляске с русской императрицей. А ещё поговаривали, что он расстался из-за неё со своей бывшей пассией княгиней Давыдовой.

Граф Орлов навещал княжну ежедневно, и каждый раз волнуясь перед свиданием, он приказывал чистить свой мундир и отглаживать ленту. А княжна Тараканова, она же принцесса Елизавета, не могла прожить без этого русского богатыря и дня. Она даже попросила Орлова подарить ей свой портрет и носила его всегда при себе. Она настолько ему доверяла, что отдала ему на хранение бумаги, подтверждающие её царственное происхождение.

         Известие о том, что граф проникся к самозванке тёплыми чувствами, страшно разозлили Екатерину. Хотя сам Орлов убеждал Екатерину, что это всего лишь хитрость, но государыне хотелось поскорее покончить с этой историей. В январе 1775 года из Петербурга прибыла депеша с категорическим приказом доставить самозванку в Россию к пасхе Христовой. Екатерина требовала от графа Орлова решительных действий. Орлов решительные действия предпринял, упал на колени перед Княжной Таракановой и попросил её руки.

Набережная в Ливорно была заполнена людьми. Всем было интересно посмотреть на свадьбу русского графа Орлова и новоиспечённой императрицы. К тому граф Орлов пообещал продемонстрировать в честь праздника манёвры русской эскадры. Орлов и княжна Тараканова поднялись на корабль, венчание проходило прямо на палубе. Княжну с утра мучил кашель, но она выстояла весь обряд на холодном морском ветру. Она была счастлива и даже не заметила, как у священника трясутся руки, и как он путается в словах молитвы. А к вечеру начались маневры, княжна с восторгом смотрела на это чудесное зрелище и вдруг услышала:

- Сударыня, по именному повелению ее Императорского величества Вы арестованы!

Княжна в ужасе огляделась по сторонам, её мужа графа Орлова рядом не было.

           Весть о том, что княжна арестована мигом облетела весь Ливорно. Город кипел от возмущения. К эскадре никого не подпускали. А саму пленницу волновал только один вопрос – что с графом Орловым. Ей сказали, что он тоже арестован, и контр-адмирал Грейг согласился тайно передать Орлову письмо от княжны.

«Я готова на всё, что не ожидает меня, но сохраню чувства мои к вам, несмотря даже на то, что отняли вы у меня навсегда свободу и счастье, или ещё имеете возможность и желание освободить меня из этого ужасного положения».

«Я нахожусь в таком же печальном состоянии, как и вы.

Но преданность моих офицеров подаёт мне надежды на освобождение. Как только я получу свободу, я буду искать Вас по всему свету и отыщу, чтобы служить Вам».

           Княжна не сомневалась в верности Орлова, она даже повеселела в своём заключении. 24 мая 1775 года корабль «Три Иерарха» прибыл в Кронштадт, а ночью княжну перевезли в Петропавловскую крепость. Утром начались допросы. Смущенный маршал Голицын доложил Екатерине, что пленница больна чахоткой и беременна.

Граф Орлов предал свою любовь ради монаршего расположения. Раскаяние придет нему слишком поздно.

               Камеры в Петропавловской крепости не отапливались, больную чахоткой беременную княжну лишили тёплой одежды и кормили похлёбкой, которая весьма дурно пахла. Жизнь бедной девушки изменилась в одночасье. Бумаги, подтверждающие её царственное происхождение, оказались фальшивыми. Офицеры добивались от самозванки признания, кто же она есть на самом деле. Но княжна продолжала называть себя Елизаветой II, говорила, что настанет день и её муж, отец её ребёнка граф Орлов придёт и освободит её.

И вот этот день настал. Но Орлов пришел не освободить княжну, а отнять у неё последнюю надежду. Он ей всё рассказал. Рассказал, что свадьба – это был хорошо сыгранный спектакль. Роль священника исполнял корабельный кок Ванька Строев, которого отмаливала потом вся команда, и что он лично отдал команду об аресте княжны. Также он передал ей волю Екатерины, что если она расскажет добровольно о своём происхождении, то она будет отпущена на все четыре стороны. Граф умолял её не упорствовать, ведь в противном случае её ждёт смерть. Но до конца своих дней она на всех протоколах расписывалась - Елизавета.

Кем была княжна Тараканова до сих пор остаётся загадкой.

4 декабря 1775 года узница Петропавловской крепости, именовавшая себя Елизаветой II, скончалась. Но говорят, что перед смертью она успела родить ребёнка, судьба которого неизвестна.

       Арест княжны Таракановой – это последняя служба, которую герой Чесменской битвы, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский  отслужил Екатерине. В декабре 1775 года он подал в отставку и по собственной просьбе был лишён государственной должности. Остаток своей жизни граф Орлов провёл в своем дворце в Нескучном. В 1807 году Орлов умирает, сражённый страшной болезнью. 70-летний граф от боли кричал так страшно, что кареты объезжали по соседним улицам. А у дома играл оркестр каждый день, дабы заглушать крики умирающего. Может быть, это и была плата за предательство.

 Но вернемся к моему путешествию по галерее 

Очень красивый женский портрет, но, увы, забыла автора, не записав во время его имя. Может Брюллов? Может быть, кто – нибудь поможет мне вспомнить?

 

 А это  К.Маковский "Портрет графини Строгановой"

 

Меньше других я знаю творчество Врубеля. Поэтому, пожалуй, мне это было наиболее интересно.

  Зал, где были выставлены произведения Врубеля, в 1996 году   был специально спроектирован для панно "Принцесса Греза" (1896).

 Весь зал предоставлен для работ Михаила Врубеля. Панно "Принцесса Греза" оформлено в раму и имеет размер 7,5 на 16 метров и одна сторона панно овальная. Зал Врубеля оформлен в сиренево-кобальтовом цвете. В зале стоят стулья, можно посидеть, послушать рассказ о картинах Врубеля по аудио –записи. Проводятся в зале и музыкальные концерты. В основном зале представлены "Демон поверженный", "Сирень", "Испания" (1894), "Гадалка" (1895). «Пан, божество лесов и полей»

 

 

Очень хорош камин "Микула Селянинович и Вольга" (1898-1899). Всего Врубель сделал несколько каминов. Этот камин впервые представлен в Москве, раньше для него не было специального места.

Зашла еще и в сокровищницу Третьяковской галереи, где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах. Съемка в этих залах со вспышкой запрещена, а освещение приглушенное, поэтому не получилось сфтографировать. Один снимок потихоньку со вспышкой удалось сделать, но тут же получила замечание от служительницы зала.

 

Прогуляв по залам Галереи до 16 часов, я отправилась домой, но плохо зная Москву, очень долго брела до какой- нибудь станции   метро. Так и выбрела к Метро «Библиотека им. Ленина». По дороге снимала все, что мне казалось интересным.

 

 Спуск от Третьяковки к ул. Болотной.

 

 Скульптурная композиция М. Шамякина " Дети - жертвы  пороков взрослых".

  Лужков мост через обводной канал..... , Вдалеке слева скульптура Церетелли, посвещенная Петру 1

 

  Цветник в парке на Болотной.

Набережная Москвы и вид на Кремль. Вот где - то здесь я едва не лишилась своего  дружка и орудия производства- фотоаппарата. Засмотревшись на Кремль, я забыла, что иногда надо бы и под ноги смотреть. Запнувшись, я в полном недоумении обнаружила себя.... лежащей на тротуаре..... Слава Богу, была суббота и Москва  обезлюдела.... О, бедная коленка!!!

 А фотоаппарат принял на себя удар о землю.  Оказался поцарапанным и слегка помятым, но ура!!!, работающим. Зато спас мою правую руку  от приличной ссадины.... И, да здравствуют брюки, которые спасли мою коленку от более серьезной травмы.... Обругав себя "балдой" и поняв, что мы с фотоаппаратом способны к дальнейшим передвижениям и съемкам, я повеселела и продолжила свои интуитивный поиск станции метро, хоть какой - нибудь...... Мечтая, наконец добраться до дома.

  Английское посольство.

 Вид на Собор  Христа Спасителя. Самое трудное было подняться на этот мост, ноги уже плохо слушались... Но путь обязательно лежал через него.

 Галерея Шилова и часовня " Николы -чудотворца"

 До метро осталось метров 200, и я, едва дойдя, наконец, села в вагон. Боже мой, как я устала и как болели ноги....  7 часов вечера. Восемь часов на ногах.  

Продолжение следует...