США педалируют проект "Каспийский страж"

Вашингтон намерен установить контроль над ситуацией в Каспийском регионе

 

Вторник, 17.09.2013

http://lawinrussia.ru/node/284768

 

                       

 

 

Вопросы сотрудничества на Каспии, в том числе подготовку к очередному Каспийскому саммиту, который пройдет в России в следующем году, президент России Владимир Путин обсудит сегодня в Бишкеке с президентом Ирана Хасаном Роухани. Оба лидера участвуют в работе саммита ШОС.

"На повестке дня - развитие регионального взаимодействия в Закавказье и на Каспии", - сообщил журналистам помощник российского лидера Юрий Ушаков. "Ожидается также обсуждение вопросов правового статуса Каспийского моря, принципов сотрудничества на море и планов по проведению четвертого Каспийского саммита", - добавил он.

Тем временем в Баку вчера прошла пресс-конференция по итогам 33-го заседания группы по выработке правового статуса Каспийского моря, на которой спецпредставитель президента России по делимитации и демаркации государственных границ Игорь Братчиков заявил, что продвижение в согласовании Конвенции о правовом статусе Каспия есть. В свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов отметил, что "большая часть Конвенции уже согласована. Но есть вопросы, которые требуют доработки. Есть различия в подходах к отдельным вопросам, разногласия. Нужны определенные компромиссы, чтобы мы пришли к единому решению". "Думаю, что в пакет документов предстоящего саммита мы можем добавить еще несколько решений, нацеленных на дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества на Каспии", - добавил замминистра иностранных дел Казахстана Кайрат Сарыбай.

В коммюнике группы по выработке правового статуса Каспийского моря подчеркивается, что стороны договорились на следующей встрече провести экспертный обмен мнениями по методике установления исходных разграничительных линий и представить соответствующие картографические схемы.

Нынешнее заседание рабочей группы можно рассматривать как основу для проведения очередного саммита глав прикаспийских государств в России в 2014 году. Сроки его проведения будут согласованы по дипломатическим каналам.

Комитет сотрудничества прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан) и его Специальная группа работают с 1992 года. Необходимость создания Комитета была вызвана тем, что после распада СССР раздел Каспийского моря долгое время стал и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов.

В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивают на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Ныне действующий правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства, за исключением десятимильных национальных рыболовных зон, и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств. У России заключено соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления прав на недропользование. Есть соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря. Заключено также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в пределах которых стороны имеют право осуществлять разведку и добычу минеральных ресурсов. Иран не признает эти соглашения ссылаясь на договоры 1921 и 1940 годов.

Вопрос осложняется растущим значением каспийских нефтегазовых ресурсов, которые интересуют не только прикаспийские государства, но и Европейский союз, США и Китай. По данным министерства экономики США, доказанные и частично разведанные запасы нефти и природного газа на Каспии достигают соответственно 48 млрд баррелей и 8,2 трлн куб м. Причем 75% объема этой нефти и 67% газа приходятся на шельфовые месторождения, находящиеся в пределах 160 км от береговой линии моря. На долю России приходится около 12% нефти и 38% газа.

В 2012 году в регионе Каспия добывалось в среднем 2,6 млн баррелей нефти в день, что составляло приблизительно 3,4% от мирового объема производства "черного золота". Будущий рост объемов добычи углеводородов на Каспии придется в основном на природный газ.

На Третьем каспийском саммите, состоявшемся в 2010 году в Баку, президентами пяти стран было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, включающее очень важное положение о том, что обеспечение безопасности на море является прерогативой только прикаспийских государств.

В мае этого года в Москве состоялась международная конференции "Каспийский субрегион: угрозы безопасности и факторы стабилизации", на которой генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев заявил, что повод вывода войск из Афганистана может стать для американцев предлогом для создания долгосрочных баз, закрепления в регионе. И сначала речь будет идти о перевалке грузов, а потом скажут: "регион-то неспокойный, надо бы базу оставить и потом ее расширить".

Такой вывод имеет под собой почву. В апреле этого года президент Назарбаев заявил о том, что "Казахстан готов предоставить НАТО порт "Актау" на Каспии для транзита грузов из Афганистана и обратно". В прошлом году Баку посетили высокопоставленные делегации Пентагона и Госдепа для обсуждения помощи в управлении РЛС дальнего действия в Габале, от которой отказалась Россия. Пока Баку удается убеждать своих западных партнеров в собственной состоятельности обеспечить безопасность, как маршрутов экспорта сырья, так и самих добывающих мощностей на морском шельфе. Алиев фактически отказался от предложения американцев разместить в Азербайджане военный контингент с целью обеспечения безопасности азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии и трубопроводов, по которым нефть и газ доставляются на западные рынки. Такая группировка подразумевала и морскую составляющую. Проект получил общее название "Каспийский страж" (Caspian Guard). Эксперты других стран отмечают, что этот проект под благовидными предлогами педалируется США с конечной целью установления своего контроля над ситуацией на Каспии.

Россия отдает себе отчет в том, что быстро документ о разграничении полномочий среди прикаспийских стран не подготовить, и потому делает упор на развитии экономического сотрудничества между ними. С 2008 года в Москве ежегодно проводится Каспийский энергетический форум, с 2009 - Каспийский инновационный форум, с 2010 года - Актауская международная конференция "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии" (при участии Информационного агентства "ИнфоРос"), с 2011 – экономический форум Каспийский диалог.

Скорее всего, эти форумы в перспективе должны послужить созданию Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) по образцу Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Передовой опыт России перенимают и на Западе. Так, с 2007 г. в Баку, по инициативе британской компании "Confidence Capital Ltd" и Азербайджанской государственной нефтяной академии, проводятся Каспийские нефтегазовые торгово-транспортные конференции. В 2011 году в ее работе приняли участие более 100 представителей организаций и предприятий нефтегазового сектора из Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана, а также Украины, Турции, Румынии, Чехии, ЕС, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Несмотря на то, что нефть на Каспии добывают и американцы, и европейцы, и японцы, и китайцы, Запад рассматривает регион как поле соперничества с Россией, особенно в области трубопроводного транспорта.

"Если основные трубопроводы в регионе будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни было открытой демонстрации силы со стороны России. Регион останется в политической зависимости, а Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить богатства региона. И наоборот, если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону". Эта оценка знаменитого американского политолога Збигнева Бжезинского является квинтэссенцией подхода Запада к проблемам Каспийского региона.

 

Николай Николаевич Хорунжий

кандидат исторических наук, военный обозреватель