Креативность и возраст
На модерации
Отложенный
Ветераны творческого труда рассказывают о том, что дают им (и что отбирают) годы и опыт.
Андрей Битов (75 лет)
Я считаю, если художник подчинен собственной задаче, не надо бояться слова "кризис". Когда я уже в зрелом относительно возрасте, за 40, стал испытывать кризис, я стал изучать Пушкина и понял, что мифология этой внешней легкости и свободы солнца нашей русской поэзии обеспечена его собственными усилиями. Это поэт кризиса, потому что без кризиса не могли быть созданы его Болдинские осени. Сама жизнь, погруженность в нее и соответствие общественным и прочим условиям не дают никакой возможности творить, поэтому кризис неизбежен. Надо вырваться. Кризис - это эпоха накопления, ведь художник не перестает работать ни одной секунды, он копит, но как и что он копит - это его собственная тайна. Что касается меня, у меня ничего не менялось. Конечно, через полвека я ощутил, что у меня нет энергии, нет тех брызжущих соков, что раньше, но я всегда писал с большими разрывами: если из этого полувека вычесть то время, когда я действительно сидел за столом, получится от силы года три. Каждый раз надо было, во-первых, накопить, во-вторых, почувствовать, что если ты не сделаешь этого, то впадешь в депрессию, не будешь в себе уверен, так что нужно организовать побег. Одно из последних стихотворений Пушкина:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
С возрастом самое страшное, что ты теряешь людей, а вместе с людьми теряешь и энергетику. Я ощущаю, что слово становится сухим, что ли, хотя, может быть, иногда по формулировкам оно становится более точным. Я мгновенно могу сообразить текст: до сих пор мой компьютер собирает его моментально вокруг точки, эта способность осталась, так что замысел сразу ясен, виден, прозрачен и очевиден, а сесть и написать... Начало напишешь, а энергии взять и одним дыханием выдать - нет, так что начала эти виснут, виснут. Так было и всегда с этим, любая моя вещь всегда начиналась, бросалась, через сколько-то лет вдруг разом написывалась, потому что пишу я очень быстро, мне нужен накопительный взрыв - так я работаю. Кризис на самом деле двигатель, а не тормоз. Настоящий художник должен развиваться, проходить внутренние метаморфозы, из куколки становиться бабочкой, откладывать яйца. Как писал Заболоцкий:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой...
Конечно, я могу сказать, что я в кризисе. Я уже больше полувека пишу. Правильнее сказать - больше полувека я не пишу: разрывы у меня бывали многолетние. Если проставить даты под началом и окончанием, получится, что я писал каждый роман по 20-30 лет, а это не соответствует реальности, я 20-30 лет его не писал, он враз вдруг выходил и освобождал меня от себя. Всякие такие перерывы, называемые кризисами, они как-то аккумулируют: каждая законченная вещь, которая тебя удовлетворяет (если это твой собственный замысел, не заказ, и ты нашел в себе волю и способность его выполнить) и кажется, что это то, что ты хотел, освобождает тебя от очень многого, от бездны замыслов, которые возникают чуть ли не каждый день, потому что все они аккумулируются в одно произведение. Не надо бояться слова "кризис".
Я до сих пор верю в аутентичность, вдохновение, подлинность, связь всех слов. Если ты работаешь над словом много, то ты потеряешь связь всех слов - у меня в этом есть убежденность. Попробуй напиши текст, чтобы каждое слово было связано с каждым, все между собой и первое с последним - вот это я называю цельным текстом. Для этого нужно прорваться на общем дыхании, а общее дыхание сохранить весьма трудно, тем более в нашем безбытном пространстве. Должен быть быт, круг, а мой круг вымирает, я вымираю. Наверное, это естественно, нормально, тем не менее я все еще вижу книгу, которую я должен написать. Один из самых пошлых вопросов, задаваемых мне: над чем вы сейчас работаете? Не работаю я. Как сказал Мандельштам: "Сколько бы я ни трудился, если б я носил на спине лошадей, если б я крутил мельничьи жернова - все равно никогда я не стану трудящимся". Вот этот подход мне ясен, потому что, как сказал Заболоцкий, "душа обязана трудиться". Каждый день у меня все-таки работает голова, душа, еще что-то.
Как бы это ни было банально, есть раннее творчество, зрелое творчество, есть вершина, а есть окончание. Конечно, человек меняется, жизнь меняется, все вокруг меняется, этот процесс я проследить не могу. Если я ставлю себе задачу написать следующее произведение по внутреннему развитию собственного литературного движения, то, следовательно, это следующее и есть воплощение изменений в себе и в окружающем мире, на которые я способен рефлектировать. Многое - удел молодости: чтение - удел молодости, это еще Ахматова отметила. Безусловно, в детстве нужно быть читателем, а этому не учат.
Мне не страшно, я уже сделал основное, больше я сделать практически не могу, слишком много уже вошло в написанное: восемь томов чистой прозы я написал, и хватит. Переполненные огромные собрания сочинений - они же состоят во многом из комментариев, вариантов, переписки, которой не было, - вот, кстати, чего не было: переписки. Потому что жили мы в обществе тоталитарном и не доверяли ни телефону, ни письму, ни дневнику.
А как еще? Огороды я не люблю, путешествовать я люблю, но у меня уже кончаются силы. Отсутствие физической энергии, конечно, сказывается: я не могу столько выпить, не могу столько увлекаться женщинами, столько сидеть за рулем, не могу столько летать. От 70 до 75 я пробовал свои силы, три раза что-то за пять лет у меня получилось, в общем-то это все-таки уже короткие перебежки, но я не могу даже в коротком тексте уронить тот уровень, которому, я считаю, обязан соответствовать.
Виктор Пивоваров (75 лет)
У каждого человека есть свой внутренний возраст. Мой - между 12 и 14 годами, то есть внутренне я постоянно подросток, и поэтому реальный возраст - и тот, что пришел после подросткового, и тем более который настал сейчас - находится в таком невероятном диссонансе с внутренним, что меня буквально разрывает.
Первый этап, юность художника, - очень трудный, запутанный. Ищешь способы выражения, свой словарь, со всех сторон тебя продувает множеством ветров - бытовых, социальных, культурных. Живешь как в дремучем лесу, одержимый страстями. C точки зрения отдачи юность абсолютно бесплодна, но очень благотворна как период накопительства - памяти, знаний, впечатлений.
Думаю, самый плодотворный период - молодость и зрелость. У разных людей этот период наступает в разном возрасте: двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет. Помимо всего остального это, конечно, связано с эросом. В этот период художник выдает или может выдать максимум того, на что способен.
Бывает, но очень редко, когда лучшие вещи художника появляются как раз в старости. Например, у Рембрандта. Его первый период - это очень сухие, вылизанные картины. Они тоже по-своему интересны, но их невозможно сравнить с более поздними и старческими.
Я имею в виду его совсем поздний смеющийся автопортрет и другие.
Главный признак старости - это, прежде всего, повторяемость, когда бессознательно вылезают образы, приемы, слова, которые уже были произнесены много раз. Казалось бы, необходимо сделать паузу, чтобы отряхнуться от рутины. Так нет же - и методичность работы для художника очень важна. Достаточно недельной паузы, и ты теряешь форму. Найти равновесие между методичностью, рутиной и неповторяемостью, неожиданностью не так просто.
Повторяемость, которая приходит с возрастом, особенно опасна для живописца, поскольку его творчество связано не только с работой сознания, но и с рукой. Рука живет своей жизнью, она склонна к автоматизму, она уже сама знает, какие трюки, какие повороты, какие штуки сделать.
Существуют разные техники против автоматизма руки - например, рисование двумя руками. Или рисование только левой рукой. Сам я в качестве гигиены против автоматизма и руки, и сознания меняю материалы - например, работаю то эмалями, требующими своей техники, своей пластики, то маслом, у которого свои правила, то акрилом. Или меняю жанры: после какого-либо живописного цикла делаю альбом, после него - объекты и т.п. Что касается изменений самой образности, то на последней выставке в Москве я показал серию "Философы" - большие портреты, которые сделаны с фотографий. До этого я никогда в жизни с фотографии не работал. Это был для меня совсем новый опыт, и ни о какой рутине не могло быть и речи.
Это мои личные способы не поддаваться старости.
Еще один момент, который помогает мне в этом смысле. В кругу московского концептуализма 70-х годов возникло понятие "персонажный автор" - когда рисуешь как бы не ты, а выдуманный тобой герой. У литераторов этот прием известен давным-давно. Автор создает какого-то героя, и уже не автор, а этот герой пишет текст. Метод работы не от себя, а от персонажного автора - превосходный способ против пробуксовки воображения, фантазии и пр.
Замечательно, когда старость и слабость осознаются не как поражение, а как новая экзистенциально-художественная возможность. Но такое осознание совсем уж редкость. Это дар богов!
Возникает ли с возрастом понимание, что что-то ты уже не можешь? Возникает. Мне только что привезли из Москвы мои иллюстрации к Андерсену, которых я не видел тридцать лет. Конечно, такие тончайшие акварельные миниатюры я сделать уже не могу. У меня уже нет ни такого зрения, ни такой твердой руки. Но не могу сказать, что я как-то особенно жалею об этом. Иллюстрации я сейчас не делаю, а в живописи совсем другие требования.
Наследие - очень больной вопрос для каждого художника и литератора. Думаю, к своей посмертной судьбе, к судьбе своего творчества следует относиться так же, как ты относишься к своему художеству. То есть понимать заботу об этом как часть твоего творчества. Тогда это не так противно.
Другое дело, что это не всегда удается. Особенно художнику. Литератор может все, что он написал, уместить на одном диске, а художник, к сожалению, производит предметы, которых накапливается огромное количество.
Старость почему-то вызывает мысль о смерти. Англичане говорят: "джентльмен не умирает" - смерть воспринимается как нечто позорное, то, что необходимо перешагнуть. У меня есть другая максима, почерпнутая из общения с моим другом, поэтом Игорем Холиным, которого я боготворил и боготворю. Во время последней нашей встречи он сказал: "И жить противно, и умирать не хочется". Должен сознаться, что мне еще не противно жить, но умирать все равно не хочется.
В старости нет ничего позитивного. Ничего.
Мария Розанова (82 года)
Сегодня я принимаю гостей, сидя на стуле, а завтра, может быть, придется делать это, лежа на койке. Но... это не главное. Главное - чтобы в жизни было интересно. В свои 82, как когда-то в свои 20, я занимаюсь всем подряд. Вот читаю подаренную мне книжку - руки оторвать этим издателям! Читаю и ругаюсь. Есть масса вещей, которыми я уже никак не могу воспользоваться, но мне сейчас интереснее, чем в молодости. Я очень любила путешествовать. Мы с Синявским объездили весь север России. Каждое лето, когда наши сверстники отправлялись на юг или в Прибалтику, мы ехали в противоположном направлении. Сегодня это уже невозможно, да мне и не надо. Достаточно всего того, что я нахватала за жизнь. Отсюда, между прочим, и слово "хватает". В душе лежат такие запасы - копайся в них, пока не надоест. Жизнь разбросана по всему дому в маленьких листочках, заметочках, напишешь что-нибудь - и потеряешь на долгие годы, а потом найдешь - и так любопытно. Надо бы все собрать в книгу, но постоянно отвлекаешься на что-то. Понемногу я все-таки ею занимаюсь. Мемуары в чистом виде - скучно. Я представляю себе эту книгу как лоскутное одеяло. Лоскуты - это мой способ мышления, с возрастом они складываются по-разному. Пока не уверена, что хочу ее издать. Как только я помру, на все эти бумаги кто-нибудь тут же кинется.
Знаете, какая смерть самая страшная? Смерть от скуки, хуже ничего не бывает. И я благодарю Бога за то, что он не дал мне возможности скучать. Я не понимаю, что такое творческий кризис. И Синявский с ним никогда не был знаком. Что значит "садился и писал"? Не он садился, а его сажали, и он писал. Я не была его стимулом. Он писал, потому что внутри что-то бурлило, точно так же, как когда вы хотите жрать. С творчеством абсолютно то же самое.
Идеальная ситуация - это когда с мужиком, с которым живешь, еще и пересекаешься: немножко живешь, немножко работаешь. Очень полезно, когда мужик суется в твою работу. В крайнем случае его можно послать, если не вовремя сунулся. Это дело простое. Очень интересно и полезно иметь единомышленника. Мне было самой интересно с Синявским работать. Я что-то придумала и бегу наверх: "Смотри, что я придумала!" И он точно так же спускался ко мне. Мы не писали вдвоем, мы жили вдвоем. То, что написано Синявским, - это жизнь, которая кипела в нашем доме. Пока не допишет, никогда мне не показывал. А когда покажет, я начинала скандалить, мол, это слово так нельзя ставить ни в коем случае. И еще я слово "попочка" ненавижу. Есть "жопа" - прекрасное русское слово. Потом каламбурили: "Да иди ты в жопу со своей попой!"
Писатели иногда с возрастом молодеют, здесь не угадаешь. Некоторым вообще надо было остановиться в раннем детстве и, боже упаси, не писать. Талант, как и все остальное, закладывается в человека при рождении. Вот я всю жизнь была девушкой наоборот, бунтарем, и ни разу не возникало желания смириться. Я себя ощущаю на 40 лет - веду себя сейчас с той же яростью. Годы не меняют человека. Обстановка? Города? Сложно сказать. Творчеству способствует любая ситуация, если ты творец. В тюрьме Синявскому хотелось писать в разы больше, чем на воле.
Я никогда не думала о старости, о возрасте. Даже сейчас не знаю, что такое старость. До сих пор думаю, сколько мне будет в таком-то году. В таком-то мне будет 110, в таком-то - 112… Руки не опускаются, я не тороплю конец. Какой там?! Вот лежит одна пачка бумаг неразобранная, вот вторая. И с Синявским мы никогда не говорили про старость - боже упаси! Зачем? Мы говорили, куда дальше поедем, что еще нам надо посмотреть, там речушка, здесь домишко… а книги писать в свободное от завтрака и прочих дел время. Книги писать всегда...
Комментарии
И у каждого - свое видение мира и себя в нем, свое восприятие возраста, его плюсов и минусов.
Присуща ли креативность людям зрелого возраста? Или это удел молодости? А зрелость - время подведения итогов, осмысления прожитого и мудрого принятия всего, что подарила жизнь?
А вот само это качество - креативность - присуще ли оно людям зрелого возраста или КПД уже неизбежно уменьшается?
А как насчет того, чтобы прокутить наследство наших детей и внуков с женщинами весьма сомнительного поведения?????
Креативность, насколько я понимаю, это творческое созидательное начало, способность видеть, принимать и создавать новое, полезное не только для себя, но и для окружающего мира тоже.
Ну, положим, взяли и прокутили... что дальше? Печаль одна и больная совесть? :)))
я того же мнения :)
Эта версия объясняет удивительную в некоторых случаях ясность ума и какую-то невероятную мудрость деревенских необразованных людей и такое же по силе маразматическое разложение личности некоторых вполне себе образованных индивидов, от которого порой приходишь в ужас. Если креативность - врожденная, она проявляется в любых жизненных обстоятельствах, определенным образом влияя на качество возраста и продолжительность жизни даже...
Но всегда ли она врожденная, вот что непонятно.
А если серьёзно, то почти это и хотела сказать. )
а вот от развития в ту или иную сторону зависит много ... или ясность ума до конечной точки жизни или маразм от ограничения совестью , социумом и прочими причинами
Хотя согласен , что термин предполагает значительно более широкую трактовку , хотя бы в силу того , что психология динамично развивающаяся наука ..
это хорошо кода мудрость без маразма приходит - но к сожалению маразм частенько заглядывает один !
Но! Недавно прочла где-то в сети - по результатам последних исследований, человеку помогают оставаться бодрым и деятельным всего три вещи: чтение, общение и секс. Все остальное гораздо менее значимо :) Такие вот новости! )))
Геронтологи разработали шкалу. И сами над ней смеются.
Как и отпечатки пальцев, старость очень индивидуальное явление. Речь идет не о кожаном мешке - нашем стареющем теле, а о характере, темпераменте, состоянии души так сказать. Безусловно, тело и душа - сосуды сообщающиеся, влияющие друг на друга. Но характер, "порода" - очень большое значение имеют. Кто-то стонет, а кто-то песни пишет...
А почему Вы их взаимно исключаете)))))))
Другой вопрос - нужно ли все это окружающему миру, востребовано ли им? И возможна ли вообще креативность без обратной связи?
И это не парадокс. Хитрые психологи давно уже знают: каждый,кто идет по улице озабочен впечатлением, которое производит он сам, а до других у него нет дела. Так, некоторая доля любопытства... Вот в эту щелочку и просовывается креативчик.
Креативность таким образом - это вторичный внешний признак. Статистика подтверждает, что креативные люди живут дольше. Если деятельного человека лишить деятельности, убрать на пенсию, то часто для таких людей жизнь тоже заканчивается. Так что правильно Пивоваров говорит о существовании двух возрастов.
Спасибо, Лора, за умный материал.
Но если креативность - вторична по сути своей, чем объясняются по настоящему важные и такие всем нам необходимые мудрые мысли тех же тибетских монахов, которые добровольно меняют вовлеченность в жизнь на уход в глубины собственного внутреннего мира, созерцательную бездеятельность, сознательную асоциальность? Или продукт деятельности их душ и умов нельзя назвать креативным?
1. Общая способность к умственному творчеству.
2. Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.
Можно найти и другие определения. Так о чем речь?
Наверное, творческое начало - это такой своеобразный моторчик внутри человека не дающий угасать интеллекту и душе :)))
Какая странная градация. Мария Розанова - не просто женщина. Это публицист, издатель. То есть, такой же творческий человек, как Битов или Пивоваров.
А что касается возраста, я, например, ощущаю себя лет на 25: уже набралась опыта, но всё ещё молодав и энергична. А что сердце подводит и ноги не очень слушаются, это заботы моего тела, а не души.
Об ощущениях я тоже размышляла, у многих состояние души и тела не совпадают и это вовсе не страшно. Но - это ощущения субъективные. А креативность, как мне кажется, качество социальное, она и проявляется, и оценивается во взаимосвязи с окружающим миром, вот в чем дело.
Комментарий удален модератором
Сложнее всего артистам: к старости многие из них становятся невостребованными, даже блистающие когда-то звёзды. Сколько таких историй: всего себя отдал искусству, ни детей, ни внуков, одинокая и нищая старость. Не каждый выгребает из этой ситуации...
(Блинннн: опубликовала свой коммент - и увидела внизу страницы ссылку: Секреты лесбийского секса для женатых. Макспарк ваще уже сдурел, чтоли?????)
Ладно, ну их в пень. Не буду больше читать названия. Пусть остаётся на совести админов.
Хотя больше смахивает на обыкновенную утку, чтобы привлечь на сайт особо интересующихся подростков :)))))
А Рыбаков - какой, Марк? Анатолий или Борис? Точно забыла, когда и в связи с чем мы его поминали? )
Рыбаков - Вячеслав, Лора, фантаст какбэ. По поводу альтернативной истории я его тогда вспоминал, "Гравилет Цесаревич". Ты тогда "Носителя культуры" прочитала, понравилось тебе, помню...
А Грекову я и правда в молодости читала, угадал :)))
Чо ж не угадать-то...;-)
Ладно, Лора, пока, тему мы с тобой ископытили достаточно плотно, опять пол-ветки забили - меня тут труба зовёт...)))
Рада, что и тебе понравилась публикация, Галя, мы где-то в одном пространстве ведем поиски с тобой :)))
Спасиб, Лора, было интересно.
Тема очень интересная, ты прав. А уж авторская подача и монологи эти - такая вкуснота и сопричастность с настоящими недюжинными людьми, что читаешь и сам их мыслями проникаешься невольно :) Рада, что и ты заценил, спасибо!
Смотри: есть авторские работы в чистом виде, это то, что публикуется в виде рассказов, эссе, стихов, мемуаров; есть компиляции, когда человек освещает некую, ему самому интересную тему, собирая информацию в книгах, статьях, интернете, СМИ, перерабатывая ее и получая на выходе как бэ оригинальную работу; и есть откровенный перепост публикаций, когда весь процесс сводится к поиску, отбору и грамотной подаче чужого материала, будь то текст, изображение или музыкальный ролик.
Я перепробовала все три вида в своих постах.
Могу точно сказать, первое - истинный креатив, просто качество на выходе у всех разное. Второе и третье - практически одно и тоже, хотя затраты времени на них разные, но по сути своей они вторичны и не требуют никакой творческой искры, это обработка информации и только. Она может быть выполнена качественно или кое-как, может выглядеть, как оригинальная работа, суть от этого не меняется, это все равно не является творчеством, по моему.
Креатив - это чистый лист, воображение, мышление и память, совокупность этих элементов и дает тот самый творческий кайф, от которого тащатся и создатели, и потребители.
Не те, которые паразитируют на авторах или самоутверждаются за их счет, естественно...
Понимаешь, ведь настоящий талантливый критик сам признает, что он - вторичен, и сияет отраженным светом. Так же, как талантливый искусствовед или музыковед. Не придет им в голову претендовать на право первородства, ежели умны и образованны. Это иная работа, требующая иного дара. И, по большому счету, даже в лучших своих образцах, нуждаются в ней только специалисты.
))) - Перечитал написанное - "мысле- и душеформировательное творчество" - стал быть, это таки тоже литература, получается...
В науке тоже есть параллель - популяризаторы, Я.Перельман, например, - из наиболее известных.
Ты позови на притчу-то, когда выложишь, я попозже зайду, а то давно у тебя не был...)
Главное работать до последнего...
Итоги найдётся кому подвести, если ты действительно сделал что-то стоящее!
Да, любой процесс, помогающий не закиснуть, не обратиться в бесплатное приложение к околоподъездной лавочке, мимо которой в буквальном смысле слова проходит жизнь, видимо, во благо, если он самому человеку в кайф и на пользу.
Меня еще обратная связь интересовала в начале обсуждения, но как-то обходит эту тему народ, понимает, видимо, что это еще один большой-пребольшой вопрос :)
А обратная связь - практика показывает, что новые произведения на закате дней вже практически не создаются - у литераторов, по крайней мере. И самые последние вещи нередко бывают громоздкими и вымученными, хотя следы мастерства, несомненно, сохраняются. Помню, читал как-то последний роман Л.Леонова - ну, не великий, прям скажем, писатель, но заметный, - дак насилу домучал... Помню, как жаловался БНС по поводу своей последней вещи (не знаю даже, закончил он ее или нет и как она называется) - насколько трудно и мучительно она у него идет.
А вот литературные беседы, ведение семинаров, или публичные выступления по разным, более или менее актуальным, проблемам бытия - тут старики, пожалуй, молодым сто очков вперед дадут - если нет физических проблем с устной речью. Тот же БНС или, скажем, Веллер тому пример... Синтез, понимашь, происходит...)))
Помню Любищева, но странно, почему о нем почти никто не знает - я дак тока из гранинского романа о нем "Эта странная жизнь". Из-за критики лысенковских делов, что ли, дак это вже в конце 50-х и в 60-х было. И совершенно непонятно, когда он еще успевал каждый свой шаг записывать - я как-то подобным занимался, но через год-полгода вже надоело...)))
Мне кажется,что девиз работает. Иначе тот самый внутренний механизм трансформации ощущений в слова действительно заржавеет. И смазкой будут "кровь и слёзы"..
"Нет, я не гений, я другой")), но после 4 месяцев бездействия вижу большую фигу, хотя все материалы подготовлены. Не радует...
А с другой стороны, "можешь не писать, не пиши")
Очень многие могут, но упорно продолжают этим заниматься)))
Так и мучаемся :)))
Вот это еще счастливое умение, Саша, - уметь переключаться, не зацикливаясь на чем-то одном.
По логике вещей человек, взрослея, набираясь жизненного опыта, должен неуклонно двигаться к самому совершенству, пределов которому не существует.
Спасибо за пост, Лора! Очень животрепещущая тема. Я бы всем-всем и себе,в первую очередь, желала не *растерять мозги*. Если мозг в порядке, можно что-нибудь придумать!!!
А вот с креативностью - сложнее. Она то ли изначально запрограммирована в нас, то ли развивается по каким-то своим законам, поэтому так и трудно с нею. Но зато интересно! )))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором