Экспедиция
На модерации
Отложенный
Рассказ о том, как я был в экспедиции.
"А какой смысл покупать машину,
чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного,
а где интересно, там нет асфальта".
Стругацкие Аркадий и Борис
"Понедельник начинается в субботу"
Когда мне было 17 лет, я окончил второй курс техникума и решил отправиться в экспедицию, тем более, что такая возможность у меня была. Мама, в то время, работала лаборантом–минералогом во ВНИИЯГГе [1]. Она попросила сотрудника ее отдела, геолога Лутц Борис Георгиевич (БГ) взять меня, коллектором [2], в экспедицию.
Он согласился. Мы встретились. Он выдал мне рюкзак, ватный спальный мешок, надувной матрас, деньги на дорогу и договорились, что я буду ждать его звонка, когда мне вылетать в Якутск.
Якутский анекдот
Подходит якут-старик к справочной аэровокзала и спрашивает:
- Сикоко летит самолет до Якутуска?
- Минуточку...
- Спасибаа...
Пришло время, БГ позвонил, и я полетел. Это был мой первый полет на самолете. Раньше я никогда на самолете не летал. В Якутск тогда летал самолет ИЛ-18. Время в полете 12 часов, а временной пояс отличался от Москвы на 6 часов. Наблюдая в иллюминатор, я видел, как быстро началась и прошла ночь. Время сжалось на моих глазах. Обед в полете был хоть и маленький, для моего растущего организма, но с черной икрой!.
Прилет был, по местному времени утром, следующего дня. Как и было договорено, в Якутске, я пошел на главпочтамт, где меня ждало письмо с дальнейшими инструкциями.
Из письма я узнал, что БГ задерживается в предыдущей экспедиции, где-то в Мирном, а мне следует поселиться на квартире у его друзей и ждать.
Через несколько дней БГ появился, и мы отправились в экспедицию.
Сначала в Алдан.
Там БГ начал встречать прилетающие самолеты и первое, что он достал, это палатку – «Памирка», которую мы установили на газоне между аэропортом и ВПП [3]. Затем, в течении 2-3 дней БГ, встречая в аэропорту знакомых геологов, прилетающих в Алдан из своих экспедиций, собрал все необходимое для выхода на маршрут, включая надувную лодку. Там же, в продовольственном магазине Алдана, мы закупили: муку, соль, сахар, крупу и пр.
В результате, мы были экипированы.
Мама собирает сына в поход:
— Вот положила тебе масло, хлеб и килограмм гвоздей.
— Но зачем?
— Понятно зачем! Масло на хлеб намажь и поешь!
— А гвозди?
— Ну вот же они, положила!
У меня, до сих пор, удивление. Когда я, с друзьями, собирался на 2-3 дня, в поход выходного дня, мы начинали готовиться за 1-2 недели, составляли списки продуктов, определяли кто, что возьмет и пр.
У БГ, из своего, был только спальный мешок, который вмещался во внутренний карман пиджака, «мелкашка» и полевая сумка с секретными картами маршрута [4]. И еще неизвестный ему напарник, т.е. я, которого он знал, только, со слов своего лаборанта в Москве. Как я считаю, что самое сложное - это когда идешь в экспедицию вдвоем, это каждый день видеть одну и ту же рожу, да еще неизвестно, может быть с заскоками. Я бы не такое не решился.
Закончив экипировку, БГ арендовал самолет, расплатившись по чековой книжке, при этом указал, когда и куда прилетать, что бы забрать нас обратно, в заданный день.
Загрузив вещи в самолет, мы полетели на Сутам [5]
Самолет сел на берег реки, мы выгрузились, БГ нашел место для стоянки. Развернули палатку. Экспедиционная жизнь началась.
Приехал геолог в Якутию, в тайгу.
Лег ночью спать, и вдруг слышит
страшное гудение, ветер деревья гнет, грохот.
Потом все стихло.
Мужик высовывается из палатки, смотрит
стоят два огромных комара.
Лохматые, метра два ростом.
Один другому басом говорит:
— Смотри, еда. Тут сожрем, или на болото потащим?
— Ты что, охренел?! На болоте его взрослые отнимут!
Первое, с чем столкнулся я, это то, что БГ забыл средство от комаров и мошек – ДЭТА и за следующие три дня я опух от их укусов, но потом, акклиматизировался, опухоль спала, но все равно комары и мошки жить спокойно не давали.
Из разговора геолога:
- Знаешь, как нужно держать молоток,
чтобы не ударить себя по пальцу?
- Нет?
- Двумя руками...
Началась текущая работа, выходили утром, я с рюкзаком, БГ с молотком. Иногда он останавливался, подбирал минерал, передавал его мне, я, что-то записывал и клал его в мешочек и в рюкзак. С каждой остановкой рюкзак становился все тяжелее и тяжелее. На привале БГ рассматривал то, что он собрал и большинство выкидывал. Рюкзак становился легче и затем опять все продолжалось.
Для пропитания БГ поставил сеть на реке, мы ловила линьков, которых, в основном, солили, вялили и затем ели.
— Что на завтрак, Бэрримор?
— Овсянка, сэр.
— А на обед?
— Овсянка, сэр.
— Ну а на ужин?
— Котлеты, сэр.
— Уррра!!!
— Из овсянки, сэр
Однажды, мы решили отправиться по маршруту пораньше, пока комары не проснулись. Я встал, БГ еще спал. Начал варить рисовую кашу. Сварил первый раз. Залил туда сгущенку. Молоко свернулось. Позднее я узнал, что рис оказывается надо промывать! Начал варить второй раз. Костровище прогорело, котелок упал, и каша залила костер. С третьего раза мне все же удалось сварить кашу, но обогнать комаров не удалось. День был уже в разгаре.
Еще, помню, как мы делали варенье. Рецепт прост.
Половина солдатского котелка ягод (в то время было много голубики), половина котелка сахара, поставить на огонь. Когда ягоды и сахар сварятся, снять с огня, остудить и добавить свежих ягод, что бы котелок был полный. Перемешать. Варенье готово.
Геолог в маршруте натыкается на избушку в лесу.
Заходит, а там бабка сидит.
- Здравствуй, говорит, бабушка!
- Я – геолог, у вас переночевать можно?
- А чего ж нельзя? Ночуй.
- Но я не один, а с коллектором.
- А ты его, милок, в сенях привяжи.
Однажды мы, взяли с собой муку, и дошли до геологической партии. Там мы зашли в штабную палатку. БГ представился – Я, такой-то такой, из ВНИИЯГГа. – Вас, то мы знаем, а вот ВНИИЯГГ – Нет. На столе у них лежала его монография о петрологии гранулитовой фации Анабарского массива. Непонятно! Вот и я не одного слова, кроме «массив» не понял, поэтому см. по ссылке [6], для желающих.
Мы оставили у них муку и вернулись в наш лагерь. Ночью пошел не большей дождь, а утром реку было не узнать. Если, только вчера, она была ручьем, то теперь она стала большой полноводной рекой.
Разлив на реке.
Вовочку родители отправляют в другой город.
Через неделю от родственников приходит письмо:
- Заберите Вовочку, лучше пришлите наводнение.
Потери наши были не велики. Мы потеряли сеть и дальше остались без свежей рыбы. Главное, нам надо было забрать испеченный из нашей муки хлеб, а для этого надо перебраться на другой берег реки, которую раньше мы переходили вброд. Решение было таким. Спустить воздух из лодки. Перенести ее вверх по течению. Спустится по диагонали на другой берег.
Вернувшись обратно, мы стали готовится к сплаву. Нарубили мелких деревьев и сделали на лодке настил, на который поставили палатку. Теперь, переходя с места на место, нам не надо было думать, где устанавливать палатку. Затем мы поплыли вниз по течению реки. Когда один отдыхал в палатке, другой рулил и контролировал маршрут по карте. В некоторых местах, мы останавливались, БГ собирал минералы, а я как всегда носил их за ним. По маршруту, встречались заброшенные прииски старателей. Я до сих пор жалею, что не попытался мыть золото, в миске, как мне предлагал БГ.
— Если бы ты знала, как я люблю комаров.
— Почему?
— Они сосут кровь только летом.
Прошло время. Маршрут окончился. Мы упаковали вещи. Я собрал целое ведро голубики, не смотря на протесты комаров. Стали ждать самолет. Я поинтересовался у БГ.- А если самолета не будет. - Тогда пойдем вниз по течению, через неделю, другую, мы дойдем до людей. Мука у нас осталась. С голоду не умрем. Ягоды в тайге есть и мелкашка - есть. – Выживем.
Кстати, из этой мелкашки однажды я подстелил утку. Мы долго ее варили, но она так и осталась жесткой.
АН-2 прилетел вовремя, и мы вернулись домой. Точнее вернулся я, т.к. у БГ были еще дела в Якутии.
[1] ВНИИЯГГ - ВНИИ ядерной геофизики и геохимии –
[2] Сегодня коллектор ассоциируется со специалистом по возврату кредитов с должников банков, а тогда это был просто собиратель минералов. Его основная работа заключалась, ходить следом за геологом, принять от него минералы, записывать и упаковывать их в мешочки.
[3] ВПП взлетно-посадочная полоса для самолетов.
[4] Тогда все карты были секретными, даже в походы по Подмосковью мы ходили не с картами, а со схемами.
[5] Сутам — река протекает по территории Нерюнгринского района Якутии, правый приток реки Гонам, принадлежит бассейну Алдана и Лены.
[ 6] Лутц Б.Г. Петрология гранулитовой фации Анабарского массива. : Автореф... канд. геол.-минералог.наук: / Лутц Б.Г.; АН СССР.
Петрография (от греч. pétros — камень и ...графия), наука о горных породах, их минералогических и химических составах, структурах и текстурах, условиях залегания, закономерностях распространения...
Гранулитовая фация - метаморфические породы, образовавшиеся в результате регионального метаморфизма на больших глубинах в почти безводных условиях. Породы Г. ф. представлены кварцевополевошпатовыми гнейсами с гранатом или пироксеном.
Анабарский массив - Aнабарский щит, Aнабарская антеклизa, - куполообразный выступ древнего фундамента Сибирской платформы на севере Среднесибирского плоскогорья (Якутия).
Попал геолог в руки людоедов.
Вождь ему говорит:
- Расскажешь новый анекдот,
тогда отпустим продолжать камни собирать,
но предупреждаю - интернет у нас есть!
Комментарии
(Считая и меня).
Сова, и Ру, и Кролик,
И вся его родня!
Вся наша ИСКПЕДИЦИЯ
Весь день бродила по лесу,
Искала ИСКПЕДИЦИЯ
Везде дорогу к Полюсу.
И каждый в ИСКПЕДИЦИИ
Ужасно был бы рад
Узнать, что значит Полюс
И с чем его едят!
Спасибо за хороший рассказ!