СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ (4)
На модерации
Отложенный
Единственная пожелание: читать с сердцем и судить по совести.
СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Продолжение
“Нетерпимость — болезнь, порожденная невежеством”.
Мудрая цитата 3-го президента США Томаса Джефферсона (в 1801-1809 годах):
15. ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА СИЛЬВЫ КАПУТИКЯН
[Это письмо 68-летней армянской писательницы, датированное 5 апреля 1988 г., адресовано А. Аверинцеву, А.С. Иванову, В.А. Каверину, М.А. Ульянову и всем местным деятелям науки, культуры, печати. Печатается с сокращениями.]
Газета «Новое русское слово», 24 мая 1988 г.
Всем честным деятелям науки, культуры, печати.
Дорогие друзья!
...Наши средства массовой информации, в особенности программа Центрального телевидения «Время», газета «Правда», некоторые тенденциозные публикации и материалы прочих органов печати в таком искаженном виде представляли происходящее, что, несомненно, нужно было быть очень проницательным, имеющим собственный взгляд на вещи человеком (что в полной мере относится и к вам), чтобы сквозь плотную, мастерски сотканную завесу публикаций узреть более или менее реальное положение вещей и в какой-то степени приблизиться к истине. Нам понятны ваши гуманные помыслы, - в равной степени успокоить два народа, будто бы поднявшихся друг против друга. Мы благодарны вам за ваши чисто человеческие побуждения. Однако позвольте мне заметить, что именно это «в равной степени», в котором повинны не вы, а вся та же хитроумная дымовая завеса, - ослабило силу воздействия на нас вашего обращения.
Слишком глубоко нанесенное нам оскорбление, беспредельны наши разочарование и подавленность.
Дорогие друзья!
Вот уже два месяца длятся бурные страсти вокруг Карабаха, и я, помимо своей воли, вошла в «Бермудский треугольник» этих событий. И вот на исходе физических и душевных сил...
Я решила написать вам, дорогие друзья, и через вас обратиться ко всем честным людям, деятелям науки и культуры в надежде, что вы поймете, а кто знает, может быть, поможете нам выйти из этого духовного лабиринта.
...На Театральной площади в Ереване, во время одного из митингов, когда я в конце своего выступления сама пыталась призвать взволнованных людей к благоразумию и терпению, ждать справедливого решения, вопроса, стоящий в первых рядах молодой человек со сведенным от напряжения лицом крикнул мне: «С четвертого века набираемся терпения, сколько же нам еще терпеть!».
Видит Бог, терпение армянского народа длится столетия. Мы пришли к Октябрьской революции через геноцид 1915 года, потеряв половину своего народа, большую часть своих исконных земель, раскинутыми по всему свету, раздавленными физически и духовно. Но будто мало было всего этого: после установления советской власти в Армении от оставшегося нам сиротского удела также были отрезаны Нахичевань и Нагорный Карабах. И вот сохранившаяся более или менее единая часть раздробленного народа тоже была поделена надвое...
Необходимо, чтобы все раз и навсегда поняли, что недовольство карабахцев разжигают не люди со стороны, не разные «радиоголоса» и иностранная агентура. Оно вызвало несправедливостью 1921 года, постоянным присутствием ее последствий в душе каждого карабахца. Несправедливость, которая как постоянный источник инфекции беспрерывно отравляет организм, дает нежелаемые явления. А именно: с одной стороны – это обида и горечь за насильственное отторжение от родного народа и необратимое стремление быть воссоединенным с ним, смятение, отчаянные порывы, с другой стороны - упорные, нелепые попытки любым способом разорвать, разрубить духовную связь карабахцев с Арменией.
Именно это состояние вновь подняло на ноги армян Карабаха, которые после официального Обращения к всесоюзному руководству, направили нам, народу Армении, многочисленные письма и призывы поддержать их. И на этот раз с нашей стороны было бы полным предательством и постыдной трусостью не отозваться на зов о помощи.
Кто мог предположить, что очень естественное и понятное требование о вхождении в состав Армении, поднятое карабахцами, встретит со стороны руководства партии столь последовательное непонимание?.
...Было принято слишком поспешное решение Политбюро ЦК КПСС от 21 февраля, в котором всенародное праведное движение в Карабахе и Армении было квалифицировано как спровоцированное группой экстремистов-националистов нарушение общественного порядка. Именно по этой причине, после крайне несправедливой, явно однобокой оценки, в Карабахе и Ереване начались всеобщие волнения, митинги и забастовки. Вследствие этой же однобокой оценки в Азербайджане были санкционированы и пущены в ход все антикарабахские, антиармянские силы, начиная с радио и телевидения до газет и журналов...
Особо хочу подчеркнуть, что в растущих изо дня в день волнениях Карабаха и Армении, насчитывающих в первые дни 2-3 тысячи, а к концу - 700 тысяч человек в ереванских митингах, есть и значительный «вклад» всесоюзной телевизионной программы «Время», которая своей изо дня в день все более бесцеремонной и односторонней информацией будто задалась целью вывести наш народ из равновесия, толкнуть его на нежелаемые действия. Но если это не удалось достичь в Ереване, то это односторонность, покровительствуемая какими-то неведомыми закулисными силами, предоставила Азербайджану полное право действовать свободно и безнаказанно, – и тем самым толкнула к Сумгаиту.
Однако все формы предвзятости, проявленные до 21 марта, будто дезинформирующие публикации центральной печати, – являлись лишь легкими забавами, тоненькими ручейками по сравнению с лавиной лжи и брани, обрушенной на нас 21 марта газетой «Правда» (ст.«Эмоции и разум»). Наверное будущее выяснит, кем и в каких целях была организована эта статья.
Как было понять заказчикам статьи «Эмоции и разум», что наш народ – интеллигенцию, рабочих, тружеников села – подняла с места и привела в столицу не только проблема Нагорного Карабаха: гены исторической памяти забродили в душе каждого. В них была и трагедия 1915 года – боль и гнев потомков тех, чьи отцы и дети были истреблены и растерзаны 70 лет назад, и тоска по оставленным за Араксом родным местам как свет далекой, давно погасшей звезды, зовущей их к единению, чтобы, уповая друг на друга, друг в друге обрести утерянное. В них была неудовлетворенность тем, что советское правительство в должной мере не стоит за армянским народом в защиту его прав. Организацией Объединенных Наций вот уже 20 лет обсуждается и не находит своего окончательного решения вопрос: считать Турцию виновной в учиненном над армянами геноциде – первом геноциде XX века. Было и недовольство тем, что в республике продолжается состояние запущенности, коррупция, взяточничество, бюрократия и произвол, что Армения и его столица задыхаются от токсичных промышленных газов, что продолжает свое угрожающее существование построенная близ Еревана, в сейсмическом поясе, над бассейном питьевой воды, атомная электростанция.
Нужно быть лишенным элементарного такта, толики культуры, уважения к другому народу, чтобы инстинктивную самоорганизованность 700 тысяч собравшихся на улицах и площадях Еревана людей, их сдержанность, самообладание, это беспримерное проявление солидарности подвергнуть издевательству, обвиняя нас в заранее «организованной организованности», подготовленной месяцы и даже годы назад «бог весть какими заокеанскими агентами. Комитет «Карабах» был вызван к жизни, организован народной стихией, - и он же, в свою очередь, организовал эту стихию. Это была взаимная связь, питающая друг друга, и благодаря этой связи, во время многотысячных шествий и митингов не было сломано ни одного деревца, не было произнесено ни одного грубого слова, не произошло ни одного факта общественного беспорядка. Этот комитет «Карабах» был выражением так часто склоняемого в дни перестройки, нового мышления и социальной активности масс, и хотя противостоящие перестройке силы опорочили и официально распустили его, но они, эти комитеты, оставят след в обществе как первые образцы народоуправления.
Только преследующие определенные цели чиновные мужи, и их приспешники могли поставить на равные чаши весов погромщиков в Сумгаите - и нас, мирно вышедших на демонстрации в Карабахе и Ереване. При этом с особой предосторожностью щадят тех - и подвергают постоянному унижению в печати и по телевидению нас. Чиновным соглашатаям было доступней и, скажем прямо, сподручней услышать как на собрании 19 марта в Доме кино двое-трое разгоряченных молодых людей, потерявших от бесконечных оскорблений и издевок контроль над собой, призывали передать дело о сумгаитской резне в международный суд, поскольку советское правительство скрывает ее истинные масштабы, объявить Армению, в случае нерешения карабахской проблемы «беспартийной республикой», призывали и к некоторым другим отчаянным шагам.
23 марта 1988 года все мы, в Армении и в Нагорном Карабахе, не по отдельности каждый в своем доме, а собравшись группой у кого-нибудь на квартире (у нас вот уже два месяца никто не может оставаться один в своем доме), затаив дыхание, ждали решение Президиума Верховного Совета в надежде услышать радостную весть. Я тоже была в доме одних моих знакомых. Когда диктор программы «Время» суровым голосом объявил решение Президиума оставить все как есть и, более того, когда верховные правители прокурорским тоном начали грозить пальцем и без того забившейся в угол и вдруг осмелившейся не покориться сиротке – Армении, нас будто всех облили холодной водой. После нескольких секунд оцепенения взорвались негодующие голоса. Более всех возмущалась молодежь. Дочь хозяйки дома, искусствовед по профессии, крупная девушка, крикнула почти дрожащим от возмущения голосом: «Если так, то я тоже найду оружие, и тоже научусь резать детей, видимо, с убийцами считаются больше, чем с нами». Ее перебил молодой человек: «Давайте обратимся к Турции, скажем, что мы каемся в своей приверженности к России, что мы впредь...», но кто-то не дал ему договорить: «Тогда, как мы посмотрим в лицо Арарату?».
Все будто сразу отрезвели, опомнились, у некоторых на глазах появились слезы, слезы отчаяния и безысходности: «Нет, этому не бывать, обратимся к Канаде, Австралии, попросим выделить нам землю и всем народом переедем туда. Мы видим, что здесь нас хотят растоптать как нацию, до хрипа».
И еще один стенающий голос прозвучал: «Да, переедем, – но кому мы оставим наши храмы, наши хачкары, наш Ереван?...».
Я боюсь, что эти слова будут приписаны «подстрекательству» со стороны «западных голосов», или станут материалом для еще одной разгромной статьи. Кто дал им право, этим новоявленным молодчикам газетчикам и прочим, размахивать своим пером над дошедшим из античных времен до нынешних дней народом, который привык свою совесть и дело выносить только на суд своей священной горы, и кто позволил им делать все это от имени социализма, перестройки и демократии?
...Горько досталась нам эта зрелость, ценой крушения великой веры, крушения, которое в какой-то мере напоминает 9 января 1905 г. Мы – сначала народы Карабаха, а затем и Армении, – пошли к своему Зимнему Дворцу, – на площадь Ленина в Степанакерте, и на Театральную площадь в Ереване, уверовав в то, что центральная власть поймет нас и пойдет нам навстречу. Мы шли с лозунгами доверия к стране социализма, русскому народу и перестройке, с портретами Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Но по нас открыли огонь. Открыли огонь вышеупомянутыми несправедливыми решениями Политбюро и Президиума Верховного Совета, лживой, очернительной пропагандой с нескрываемым благоволением к азербайджанской стороне. Открыли огонь Сумгаитом.
И мы уже не народ 8-го, а народ 10 января, созревший за один день народ.
Я бы не сказала, что нашему народу пойдет во благо такая зрелость. Но она, эта горькая зрелость, заставит нас более трезво смотреть на действительность, опираться только на свои внутренние силы, на свою стойкость, не предаваться иллюзиям, не строить на песке дом своего будущего, заставит не верить слепо (и не ослепнуть от веры), заставит зарубежных армян не служить после этого советским посольствам с такой отдачей и приверженностью, создавая вокруг них и вокруг Советского Союза постоянную атмосферу доброжелательности и симпатии, заставит не очень-то связывать свою надежду с Советским Союзом.
Эта горькая зрелость, вызванная бесцеремонно жестким ответом на нашу открытость и доверчивость, многих из нас толкает не только к душевному подполью, внутреннему отчанию и отчуждению, внутренней эмиграции, но и катастрофически ускорит реальную эмиграцию - за рубеж, в Америку. А те из нас, кто самым суровым образом осуждал оставляющих родину, никакими словами ныне не смогут остановить их.
Увы, этой внутренней и внешней эмиграции не воспрепятствуешь ни роспуском комитетов Карабах, ни грохотом проносящихся над Ереваном грозных военных вертолетов, которые народ с горькой иронией назвал «первые ласточки перестройки».
Однако, оставим Ереван, и перенесемся в Карабах, где, полагаю, переходит из рук в руки решение ЦК КПСС и Совета Министров о социально-экономических и культурных преобразованиях области [Постановление от 14 марта 1988 г. «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской АО АзССР в 1990-1995 гг.»].
Наверное, поставившие свои подписи под постановлением уважаемые М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков удивлены, что людей Нагорного Карабаха не радуют весьма щедрые обещания этого постановления, и люди продолжают стоять на своем: требовании об отделении от Азербайджана... И вот им вместо Армении обещают «социально-экономические преобразования», да к тому же – поручив их внедрение разным министерствам и учреждениям Азербайджана. Карабахцам хорошо известна цена таких преобразований. Ведь не раз столь красивые на бумаге, сулящие райскую жизнь решения, под хитрыми руками таких внедрителей давали обратный результат – служили средством для еще более интенсивной азербайджанизации области.
Спасибо за обещанное расширение жилплощади, открытие новых школ, проведение новых дорог, – но в Карабахе не нуждаются в новых квартирах, потому что, во-первых, нет естественного прироста населения и, самое главное, многие карабахцы, не вынеся национального и морального гнета, покинули свои дома и подались в другие края. Больше, чем в просторной квартире, карабахцам нужен простор для свободного дыхания, пристойное для человека существование. Они не хотят принимать пищу, пусть даже обильную и сытную, сквозь решетки клетки. Им не нужны деньги, пусть даже 400 миллионов, из той руки, которая, выпустив когти, готова вонзиться в них, если Москва хоть на время отведет свой усмиряющий и бдительный взгляд.
Вот почему бьются о решетки карабахцы. Почему так настойчиво стремятся воссоединиться со своим родным народом. И нужно быть не душевно, но и политически глухим, чтобы простертые к матери руки ребенка и материнское стремление к своему ребенку обозвать территориальными притязаниями, или, как выразились 250 ученых Азербайджана в телеграмме, отправленной академику Виктору Амбарцумяну, желанием «оторвать лакомый кусок от пирога Азербайджана».
Ради Бога, нам не нужен «лакомый кусок», мы привыкли жить на менее чем 30-ти тысячах квадратных километрах каменистой земли, однако жить честно и благородно, и, воссоединив 4,5 тыс.карабахских квадратных километров, мы все равно Китаем не станем. И пусть вас не удивит, уважаемые друзья, если мы выскажем еще одно, на первый взгляд, странное желание, которое возникло в нас только в эти дни: хоть бы Карабах оказался по ту сторону границы, в Турции, рядом с полоненными нашими краями Васпураханом, Мушем, Битлисом, Эрзурумом и остальными! Ведь в этом случае не было бы так дорого нам стоящего нашего заблуждения...
Для нашего общества – общества, ищущего новые, более гуманные пути для человеческого бытия, позорные, изощренные, искусно замаскированные лозунгами о дружбе формы неволи, когда человек не хочет, а его принуждают жить под ненавистной властью жестоких наместников – инородцев, в вечной зависимости от их произвола (подчеркнуто мною. - М. И.).
Это антигуманно, античеловечно. Об этом все мы, будь то армяне, русские, украинцы или другие, должны кричать, протестовать во весь голос, если мы действительно приверженцы высоких идеалов.
А если унизительное положение, в котором находятся люди Карабаха, предусматривается Конституцией - будь то сталинской или брежневской, - то следует изменить эту конституцию. Конституция для человека, не человек для конституции.
Именно поэтому, увидев, что все призывы и просьбы Карабаха и Армении о воссоединении автономной области с Армянской республикой остаются без последствий, мы обращаемся к вам, друзья, братья, служители искусства, науки и культуры, люди, в которых неусыпен голос совести Великой России, – помогите Нагорному Карабаху, поднимите свой голос в защиту этих многострадальных трудовых людей, достойных всяческого уважения свободолюбцев! (Оказывается, что в составе СССР Азербайджан был поработителем и угнетателем армян. Ах, ах, бедные армяне? – С.Ш.) Если воссоединение Нагорно-Карабахской области с Арменией так невозможно, пусть введут ее в состав России, пусть предоставят ей возможность называться Автономной республикой и тем самым хотя бы частично обрести право жить и трудиться самостоятельно...
...Поверим ли мы вновь в перестройку, – это еще не известно. Это покажет дальнейшая жизнь [Я ознакомился с Вашим «Открытым письмом», помещенным на страницах западной прессы. Замечу, что этот Ваш выбор вполне характеризует Вас, а дух письма вполне соответствует идеологии именно той прессы, куда Вы обратились.
Читая это «письмо», диву даешься: откуда у Вас, человека социалистического общества, поэтессы, такая ненависть к тюркоязычным народам? Как Вы можете опуститься до уровня обывателя (не обывателя а политической проститутки – С.Ш.)? Как можете вступить в союз с экстремистами и дашнакствующими элементами? (Как как? Она же дочь дашнака – С.Ш.) Как такой образованный человек, по всей вероятности, знакомый с трудами средневековых армянских авторов, которых вряд ли можно заподозрить в особой любви к азербайджанскому народу, выступает с территориальной претензией к народу, который был его добрым соседом? Можно задать еще сотни вопросов такого рода, но считаю, что и этого достаточно.
Меня поразил дух, содержание, весь текст Вашего письма, но в особенности Ваше отношение к человеку, который, несмотря на занятость государственными делами, нашел время принять Вас с 3. Балаяном, кстати, не менее агрессивно настроенным к моему народу. Я помню Ваше выступление по армянскому телевидению после возвращения из Москвы и Ваше восхищение этим человеком. Помню и Ваши слова о том, что этот человек на прием крупных государственных деятелей уделяет каких-нибудь 15 минут, а Вам он уделил около часа. Теперь в «благодарность» ему Ваше «Открытое письмо» в буржуазной прессе. Вот что вы пишете: «Однако, к сожалению, развитие последующих событий лишает меня возможности до конца понять и правильно оценить эту доброжелательность» (т.е. доброжелательность М.С. Горбачева. - М. И.). Чего же Вы ожидали? Вы хотели, чтобы он одним росчерком пера передал исконную землю Азербайджана в состав Армянской ССР? Так вот, Вы должны были знать, что это не входит в компетенцию Генерального секретаря, ибо для этих целей существуют Конституция СССР и Конституции союзных республик, в которых имеются соответствующие статьи, гласящие о том, что каждая союзная республика суверенная и ее границы без согласия самой республики никто не имеет право перекраивать. Кроме того, как коммунист, если действительно это так, вы не должны были афишировать свою необоснованную, мягко выражаясь, «обиду» в буржуазной прессе.
Вы обратились своим письмом к видным деятелям науки, культуры печати и, как видно из его содержания, ждете от них поддержки. Но прежде чем обращаться к ним, Вам надо было подумать, а законно ли Ваше требование? И как эти люди могут поддержать Вас, Вашу экспансионистскую просьбу, пренебрегая мнением другого советского народа? Почему Вы ради своих эгоистических желаний, совпадающих с желаниями наших идеологических противников, ищущих повод посеять рознь между братскими советскими народами, ставите их в такое незавидное положение? И, наконец, допустим, что они Вас поддержат, что это даст? Ведь только азербайджанский народ вправе решать свою судьбу, так как это его земля, его республика. Вы не хуже меня знаете, что азербайджанский народ, - хлебосольный народ, он готов всегда прийти на помощь своим друзьям, братьям. Но, Вы хорошо должны знать, что землю родную не делят, ее не дарят, никому не уступают.
Вы поэт и, художественное воображение, конечно, должно быть присуще Вам. Но Ваши фантазии слишком далеко заходят, причем надуманные. Вы пишете, что на Театральной площади в Ереване во время одного из митингов, когда в конце своего выступления пытались призвать взволнованных людей к благоразумию и терпению, ждать справедливого (?!) решения вопроса (имеется в виду передача НКАО в состав АрмССР.-М И.), стоящий в первых рядах молодой человек крикнул, что «с четвертого века набираемся терпения, сколько же нам еще терпеть?». Что Вы хотите сказать словами, вложенными в уста некоего: молодого человека? Что Карабах – Арцах отнят из состава Армении в IV веке?
Вы или плохо знаете историю, или, что скорее всего, умышленно фальсифицируете историю, как это делают многие Ваши единомышленники. Обратимся к историческим фактам.
Вы и Ваши единомышленники считают, что азербайджанцы не автохтонные в Закавказье, а пришлые. На этом вопросе вкратце остановимся ниже. А ваш народ – абориген на нынешней территории Армении? Нет, армяне – ришлые . Крупнейший советский востоковед И.М. Дьяконов считает, что «поскольку древнеармянский язык не родствен языкам автохтонов Армянского нагорья..., ясно, что он занесен сюда извне». В другом месте он пишет,.. что «первоначальные носители предка армянского языка пришли на Армянское нагорье в качестве подвижных скотоводов», древнеармянский народ первоначально сложился в верхнеевфратской долине, где-то в первой половине I тысячелетия до н.э. К концу I тысячелетия до н.э. армянские племена стали, по-видимому, господствующей силой в областях Урарту, завоевавшей в свое время, еще в первой трети I тысячелетия до н.э., некоторые области юго-западного Закавказья, на значительной части которых в настоящее время и расположена Армянская ССР. За короткий отрезок времени армяне, продвинувшись по довольно обширной территории, захватив ее и ассимилировав ее население, вскоре начинают теснить своих новых соседей, уже на территории Закавказья. Несколько позднее, так сказать, особенно досталось албанам, которых современные армянcкие авторы готовы «переселить» на сваи в Каспийском море.
Теперь о событиях вокруг НКАО и Ваших отношениях к этим событиям. Вы пишете:
«Недовольство карабахцев разжигают не люди со стороны, не разные «радиоголоса» и иностранная агентура. Оно вызвано несправедливостью 1921 года, постоянным присутствием ее последствий в душе каждого карабахца».
Прежде чем перейти к разбору сути этого Вашего заявления, хочу довести до Вашего сведения, что карабахцы не уполномочили Вас говорить от их имени, в частности карабахцы – азербайджанцы, которые составляют подавляющее большинство населения Карабаха.
Продолжая свою мысль, Вы далее пишете:
«...Самоорганизованность 700 тысяч собравшихся на улицах и площадях Еревана людей, их сдержанность... подвергнуты издевательству, обвиняя нас в заранее «организованной организованности», подготовленной месяцы и даже годы назад...» Эти Ваши слова могут вызвать только горькую улыбку. Неужели Вы считаете всех окружающих такими простаками? Да, это был заранее организованный акт, иначе невозможно такую огромную массу в 700 тыс. человек сдерживать. Без соответствующего организатора невозможно сдержать и маленькую толпу, чему пример – события в Сумгаите, где группа хулиганствующих элементов подала Вам повод позорить весь наш народ. Кстати, по всей вероятности, и в этом были замешаны посторонние руки, руки тех, которые этого хотели, причем эти люди были именно экстремисты, не из Сумгаита, а пришлые, ибо чем объяснить такую организованность фотографов и тех, которые тут же появились с кинокамерами, отсняли все и на следующий день продемонстрировали по телевидению западных стран. Нет сомнения, что они – армянские экстремисты, имеющие связь с заграницей, и они в течение одного дня доставили заказанный им товар на запад, своим покровителям и хозяевам. И потому Ваши слова об экстремистских контрреволюционных организациях «Карабах» и «Крунк», которые вы характеризуете и «выражением... нового мышления, и социальной активностью масс», и «первые образцы народоуправления», являются ложью. Не выходит ли так, что они свергли Советскую власть на местах и взяли власть в свои руки? Несомненно. Именно так было, и потому, как можно узурпировавших власть экстремистов назвать представителями народа? Здесь я задаю Вам вопрос: не слишком ли легко отделались, ограничившись роспуском указанных контрреволюционных организаций? Я считаю, что все они заслужили строгого наказания. Кстати, Вы «забыли» упомянуть «Крунк».
Когда я читал ту часть Вашего письма, где излагаете Ваши чувства, правда, языком, других вымышленных молодых людей, дочери хозяйки, у которой Вы гостили, когда объявляли решение Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1988 г., и я негодовал. Какое Вы имеете право утверждать, что Президиум Верховного Совета СССР – высший орган власти, выносил решение с целью угодить азербайджанскому народу, и называть при этом мой народ убийцей?
Читая последующие строки «письма», задаешь себе вопрос: неужели эти строки являются продуктом разума и пера советского коммуниста? (Какая она там коммунист? Она же дочь армянского бандита-дашнака, которого справедливо в свое время, выгнали из Турции, а он еще может и числится по армянским "источникам" в списке подвергавшихся "геноциду". – С.Ш.). Вы фактически одобряете события, происходившие в прошедших годах в Чехословакии, Венгрии, Польше, угрожаете, что и армянский народ может пойти по тому же пути. Думаю, что лучше не скажешь. Вот здесь Вы без маски, это Ваше истинное лицо и комментарии излишни.
Все-таки отмечу только одно, причем Вашими же словами, что «бесцеремонно жесткий», по Вашему разумению, ответ толкает Вас в «эмиграцию – за рубеж, в Америку». Остается только удивляться, как такой человек являлся делегатом XIX партийной конференции. Вы не имеете ни юридического, ни морального права оскорблять мой народ, обвинять его в попытке «любым способом разорвать, разрубить духовную связь карабахцев с Арменией». Ваша слепая ненависть к азербайджанскому народу притупила Ваш разум и поэтому, не давая себе отчета, выдумываете всякие небылицы. Вы пишете: «В Азербайджане были санкционированы и пущены в ход все антикарабахские, антиармянские силы, начиная с радио и телевидения до газет и журналов, до кровавого Сумгаита». При всем желании Вы ничего не найдете в газетах, журналах, изданных в Азербайджане, оскорбительного для армянского народа, антиармянского. Нашей бедой являлось именно то, что азербайджанское руководство не позволяло интеллигенции выступить по радио, телевидению, в печати, сказать народу правду о событиях в НКАО. А Вы и Вам подобные в это время обливали мой народ грязью, называли «ненавистными инородцами». Вот что Вы пишете: «Для нашего общества – общества, ищущего новые, более гуманные пути для человеческого бытия, позорные, изощренные, искусно замаскированные лозунгами о дружбе формы неволи, когда человек не хочет, а его принуждают жить под ненавистной властью жестоких наместников – инородцев, в вечной зависимости от их произвола... Если воссоединение Нагорно-Карабахской области с Арменией так невозможно,, пусть введут ее в состав России, пусть предоставят ей возможность называться автономной республикой и тем самым хотя бы частично обрести право жить и трудиться самостоятельно». Вы описываете положение в Степанакерте предвзято, обвиняя азербайджанцев во всяких небылицах. Все это черная ложь. В Нагорном Карабахе, не говоря уже об Армянской ССР, где компактно веками живут азербайджанцы, они подвергаются всяким унижениям, высылаются из насиженных мест, поджигаются их дома и Вы всего этого не видите, или видеть не желаете. К счастью, таких, как Вы, не много, такие – исключение среди армянского народа, а народ хотел и будет жить со своими вековыми соседями. Однако Ваши выступления и выступления Ваших единомышленников временно повлияли на их разум, разожгли в них националистические чувства. Азербайджанский народ видел и видит в армянском народе своих братьев, сестер, друзей и это он доказал в дни событий в Сумгаите, когда, рискуя своей жизнью, давал приют армянам, сохраняя им жизнь.
Вы настолько ослеплены националистическим угаром, что позволяете себе в буржуазной печати непочтительные, порою оскорбительные выступления о руководителях партии, о Советской власти. Вы пишете: «Кто мог предположить, что естественное и понятное требование о вхождении в состав Армении, поднятое карабахцами, встретит со стороны руководства партии столь последовательное непонимание?»
Только и только Азербайджанская Республика может распоряжаться своей территорией, своей землей. И никому другому это право не дано. Вы пишете, что «Советское правительство в должной мере не стоит за армянским народом в защите его прав». В чем же заключаются эти права? Оказывается, Советская власть не оказывает давления на ООН, чтобы она считала «Турцию виновной в учинении над армянами геноцида – первого геноцида XX века». Во-первых, представим себе на минутку, что ООН объявила Турцию организатором геноцида. Ну и что? Во-вторых, почему Вы считаете что дипломаты в ООН меньше Вас разбираются в этом вопросе? Они, по-видимому, считают, что турецкие правители 1915 года не были сумасшедшими и геноцид был чем-то вызван, в связи с чем-то. А вы хотите решать вопросы не умом, а чувством. Я, как и Вы, без сомнения, осуждаю геноцид, что бы не случилось – народ не виноват. Но Вам должно быть хорошо известно, почему это так случилось? Ведь Андроник – впоследствии ярый дашнак, убийца сотен и тысяч азербайджанцев, – которого Вы и Вам подобные превратили в национального героя, был Андроник-пашой, генералом турецкой армии, а как он поступил после начала первой мировой войны, что привело к геноциду. Я конечно, далек от мысли оправдать тогдашних правителей Турции... Советую Вам прочесть работу А.Лалаяна, изданную в 1936 г. Думаю, что Вы не отнесетесь с недоверием к словам представителя Вашего народа. (Журн. .Революционный Восток». 1936, № 2-3, с. 75-99).
Неуважительного тона в отношении руководства страны Вы продолжаете придерживаться и далее, что видно из ваших слов по поводу постановления ЦК КПСС и Совета Министров о социально-экономических преобразованиях в НКАО. Вы пишете, что, вместо передачи НКАО Армении, им «обещают социально-экономические преобразования, да к тому же, – поручив их внедрение разным министерствам и учреждениям Азербайджана. Карабахцам хорошо известна цена таких преобразований».
Я считаю, что можно было бы обойтись и без этого постановления, ибо НКАО по своему социально-экономическому положению, благодаря именно заботам правительства Азербайджанской ССР, которому Вы изъявляете недоверие, находится в гораздо лучшем положении, чем равнинные регионы Карабаха, а также другие области республики. И еще. Вам хорошо известно социально-экономическое положение азербайджанцев, проживавших в Армянской ССР, численность которых намного превышала численность армян НКАО. А о них – никакого постановления. Кстати, армяне в Карабахе имеют автономию. Чем хуже мои соплеменники, которые проживали в АрмССР, а они этого не требовали. Автономия при нашей действительности, когда все народы равноправны, только форма, ведь содержание, т.е. равноправие от этого не меняется. Кстати, в НКАО около 25 процентов населения – азербайджанцы, они почти лишены участия в партийном аппарате, в советах области. И это справедливо? Почти полностью были бесправны и лишены власти и азербайджанцы, проживавшие в АрмССР, не говоря о том, что названия сотен деревень и населенных пунктов, которые прошли через века, изменены на армянский лад в Советской Армении, подчеркиваю, в Советской Армении. Ваш оскорбительный тон в отношении Советской власти достигает своего апогея в конце Вашей писанины.
«Им не нужны деньги, пусть даже 400 миллионов, из той руки, которая, выпустив когти, готова вонзиться в них, если Москва хоть на время отведет свой усмиряющий и бдительный взгляд».
Отмечу лишь одно: 400 миллионов выделяет Москва, а не Баку, следовательно Ваши слова, как мне кажется, должны адресоваться ей. «Поверим ли мы в перестройку – это еще не известно. Это покажет дальнейшая жизнь». Вот Ваша оценка перестройке. В перестройку надо не просто верить, а надо работать, делать все возможное, чтобы она осуществилась. А не угрожать ей, не мешать, поднимая необоснованные требования, отвлекая народ от созидательного труда, разжигая ненависть между народами, которым вместе предстоит осуществлять эту перестройку.].
Комментарии