СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ (3)

На модерации Отложенный

СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ

(сборник материалов)

Продолжение

5. С ПОЗИЦИИ ПРАВДЫ
Газета «Советский Карабах», 15 марта 1988 г.

 

...Трудолюбивый, миролюбивый народ области в эти дни взбудоражен, он встал на защиту своего национального достоинства, попранной чести. В людях пробудилось святое стремление исправить допущенную десятки лет назад ошибку, вследствие чего Нагорный Карабах, 95 процентов (?) населения которого в 1920 г. составляли армяне, который исторически был армянским краем (?), оказался в составе Азербайджанской ССР [Здесь и далее приводятся надуманные цифры о населении НКАО. Выше это доказано, и далее повторяться не будем. Что касается мнения о том, что НКАО была Армянской и она в 1920 г. оказалась в составе Азербайджана, то это явная ложь. Весь Карабах, как и его нагорная часть, т. е. НКАО, всегда являлись неотъемлемой частью Азербайджана.

Азербайджанский историк Мамедов Т., занимавшийся исследованием древней истории Азербайджана, специально изучал древне-армянские источники, высказывания древнеармянских авторов об Албании и Атропатене - древних государственных образований на территории Азербайджана. Эти материалы и высказывания им опубликованы в книге «Албания и Атропатена по древнеармянским источникам», изданной в 1977 г. В книге указывается, что такие средневековые армянские авторы, как Егише, Агафангел, Корюн, Фавст, Парбский, Хоренский, Айриванский и Асогик считают, что Албания являлась самостоятельным государственным образованием (см. ук. книгу, с. 30).

Территория Карабаха всегда входила в состав этого царства под названием Арцах. Об этом пишет Егише (глава III), Ширакаци (на арм., с 19, на русск., с. 50), Фавст (кн. III, гл. 6; кн. V, гл. 12), Хоренаци (кн. III, гл. 3), Асогик (кн. III, гл. 1) и другие, а также албанский историк Моисей Каланкатуйский (История Албании, кн. I, гл. 14, 20, 21).

Это утверждается и армянскими советскими авторами С.Т.Еремяном, С.Г.Сукиасьяном, которые пишут, что Правобережье Албании - области Арцах и Утик, а также Пайтаракан и Каспиана - это земли собственно Албанские.

С.Т.Еремян писал: «Огромное количество христианских памятников, значительная часть которых относится к доарабскому периоду, сохранилось в арменизированной части древней Албании, на территории древнеалбанских областей Арцах... и Утик, где в настоящее время в основном живет армянское население».

Небезынтересно привести некоторые суждения блестящего знатока истории Закавказья И. А. Орбели:

«Албания потеряла к концу XII в. не только свое имя, она лишилась и значительной части территории, захваченной еще в прежние века с юга Арменией...»; «Наиболее южные области, по населению полуалбанские, полуармянские, как Сюник, отдали уже давно, когда... армянские феодалы... поставили себе задачу насаждения здесь христианства и закрепления манящих своими высокими естественными качествами районов за высокими «небесными покровителями». Здесь создавались новые монастыри, как и в других захваченных областях, отмечающие на карте местности, по-видимому, действительно «угодные богу», недаром один из таких монастырей на бывших южных окраинах Албании носил выразительное имя «божьей матери на медных рудниках»; «...северной Армении»,

Очень дорого обошелся этот акт армянскому населению Нагорного Карабаха. Систематически попирались гражданские права моего народа. Когда-то цветущие села опустели, приостановился рост населения. Сейчас в области живут около 140 тыс. армян. Приблизительно столько, сколько и несколько десятилетий тому назад. По всему фронту велось наступление на наши культурные и духовные ценности. Зия Буниятов и его единомышленники в своих националистских, смердящих ядом трудах и статьях пытались доказать, что мы по происхождению не армяне, что мы насильно были обращены в христианство. Почему искажаются исторические факты? С чьего попустительства это делается? Ведь эти «ученые», нарушая принципы ленинской национальной политики, сеют межнациональную вражду.

Запрещается ввоз произведений армянских писателей в наш край. Установлен особый контроль за поступлением в область «опасных» произведений. И кто же авторы этих «опасных» произведений? Герой Социалистического труда Серо Ханзадян, Баграт Улубабян, Леонид Гурунц, Зорий Балаян и др.

Карабахцы знают, что никакие преобразования, меры по развитию экономики и культуры не заменят решение главного вопроса, волнующего трудящихся Нагорного Карабаха – воссоединение НКАО с Армянской ССР. Они просят Центральный Комитет осуществить это исторически справедливое требование. Неужели это требование противоречит духу дружбы народов? Напротив, положительное его решение во многом будет содействовать устранению искуственно созданной распри между армянами и азербайджанцами, оздоровит их взаимоотношения...

...Законное требование трудящихся Нагорного Карабаха вернее –  захваченных   армянскими феодалами южных областей, как нынешний Нагорный Карабах».

С.Т.Еремян также без обидняков писал: «Огромное количество христианских памятников, значительная часть которых относится к доарабскому периоду, сохранилось в арменизированной части древней Албании, на территории древне-албанских областей Арцах (автономная область Нагорного Карабаха и соседние северо-восточные отроги Малого Кавказа, включая Шамшадильский и Идживанский районы АрмССР) и Утик, где в настоящее время в основном живет армянское население».

Насчет «попрания» прав армян в НКАО выше говорилось и здесь не будем повторяться.].

- воссоединиться с Советской Арменией, осквернено бесчеловечными преступлениями, цель которых - доказать, что воссоединение области с Армянской ССР приведет к обострению межнациональных отношений... Секретари парторганизаций, в том числе и автор этих строк, единодушно высказали мнение о том, что единственное и коренное решение вопроса - это воссоединение Нагорно-Карабахской Автономной области с Армянской ССР.

Трудящиеся Нагорного Карабаха верят в родную партию и ждут справедливого решения вопроса.

Г. АЙВАЗЯН,
член КПСС с 1939 года, персональный пенсионер

республиканского значения, член Союза журналистов CССР.

 

6. БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМИ
Газета «Советский Карабах», 17 марта 1988 года

 

В эти дни все мы взволнованы и обеспокоены. Хотя жизнь в области постепенно входит в нормальное русло, тревога и озабоченность не исчезают. Нас огорчает и возмущает то, что не только отдельные лица, но и некоторые средства массовой информации пытаются исказить суть происходящих в области событий. Мы требуем воссоединения со своим народом, чтобы, как и все, равноправно пользоваться теми благами, которые дал Великий Октябрь, которые представляет Советская власть. Но неужели это противоречит духу интернационализма, интересам дружбы народов?

Я учитель истории и хорошо знаю, каким образом Нагорный Карабах был отторгнут от своего народа [Здесь искажение исторической действительности. Термин Нагорный Карабах появился в 1923 г. Был и есть Карабах, с его горной и низменной частью, и эта территория всегда была азербайджанской.]. Это было сделано волюнтаристски, без учета мнения карабахцев, их интересов, без учета последствий. Из-за неправильного ведения ленинской национальной политики, игнорирования национальных, духовных, социально-экономических запросов людей за минувшие почти 70 лет армянское население области не только не выросло, но и многие села фактически опустели.

А. ВЕРДЯН,
учитель истории, ветеран труда

 

7. СЛОВО, ИДУЩЕЕ ИЗ СЕРДЦА
Газета «Советский Карабах», 17 марта 1988 года

 

Карабахская часть армянского народа желает воплощения своей мечты - воссоединиться с Армянской ССР. Жить и работать со своим народом. Однако это всенародное чувство квалифицируется как национализм и экстремизм. Подобные обвинения непрестанно звучат по радио и телевидению, в печати.

Меня как педагога, гражданина, родителя и воспитателя глубоко оскорбляют публикации отдельных азербайджанских ученых, писателей и журналистов, фальсифицирующих историю нашего народа, посягнувших на его язык, духовные ценности. Я возмущен передачами республиканского телевидения о событиях в Нагорном Карабахе и вокруг него. Ошибочная трактовка происходящего, провокационные, разжигающие страсти заявления в какой-то мере способствовали сумгаитской трагедии, которая сопровождалась диким грабежом, разбоем, погромом [Все это вымысел. В сборнике приводится много материала, который указывает обратное. А печать Азербайджана почти не затрагивала событий вокруг НКАО, ибо она, в отличие от печати Армянской ССР и НКАО, просто не помещала такие материалы.].

НОРАЙР АВЕТИСЯН,
учитель Агортинской средней школы

 

8. БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМИ
Газета «Советский Карабах», 19 марта 1988 г

 

Мы глубоко возмущены теми тенденциозными, подстрекательскими, искаженными сообщениями о событиях в автономной области и вокруг нее, которые в последнее время передавали средства массовой информации республики. Мы протестуем против откровенно предвзятых эпитетов, звучащих в адрес карабахцев. Что можно возразить против законного требования армянского населения Нагорного Карабаха – воссоединиться с Советской Арменией? [Их требование о присоединении исконных земель Азербайджана к Армении является тенденциозным, подстрекательским. Нагорном Карабахе. Создается впечатление, что они выступают по заранее спланированному сценарию.] Всенародное движение выдается за экстремистскую вылазку отдельных националистов.

Нас удивляет и возмущает, что информационная программа «Время», иногда даже центральные газеты вторят им, передавая в эфир ложные сообщения Азеринформа. Приведем факты.

5 марта программа «Время» передала письмо работников Карабахской и Агдамской группы геофизической экспедиции производственного объединения «Азербайджангеология». Оказывается, геологи возмущены нарушениями общественного порядка в области, «учиненными отдельными безответственными лицами», и требуют дать им должный отпор.

Н. АВАГИМЯН, кандидат философских наук, доцент

О. ЕСАЯН, кандидат экономических наук, доцент

Е. БАГДАСАРЯН, кандидат экономических наук

C Дадян, кандидат исторических наук, доцент.

Степанакертский педагогический институт.

 

9. ВЕРИМ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Газета «Советский Карабах», 19 марта 1988 г.

 

Сегодня, когда мой народ выдвинул справедливое требование, хочу присоединиться к его голосу и поделиться своими размышлениями. Присоединение Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР, являющееся законным требованием армянского населения области, нельзя считать делом рук группы экстремистов и представлять в кривом зеркале. Невозможно оставаться равнодушными, видя, как на страницах республиканской печати выступают лица, не имеющие абсолютно никакого представления о том, что происходит в Нагорном Карабахе. Создается впечетление, что они выступают по заранее спланированному сценарию. [Многие приводимые материалы в сборнике идентичного содержания и пропитаны ложью. Авторы их не понимают, или не хотят понять, что территория НКАО – азербайджанская, что они не знакомы с конституциями СССР и АзССР. Учитывая, что подобного рода мнения повторяются, мы считаем лишним их комментирование.]

ГАЛЯ БЕГЛАРЯН,
ткачиха Каршелко комбината

 

10. ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ ПЛОДЫ САМОУСПОКОЕННОСТИ И БЕЗДЕЙСТВИЯ
Газета «Московские новости», 20 марта 1988 г.

 

В считанные дни у меня состоялось множество бесед и дискуссий с представителями разных слоев населения. Они выдвигали, по существу, однотипные аргументы. Подчеркивали, что ныне речь идет о восстановлении справедливости, ибо в 1920-х годах Нагорный Карабах был объявлен неотъемлемой частью Советской Армении. Они же подчеркивали уникальность ситуации в НКАО как единственном в Советском Союзе автономном образовании при наличии союзной республики с аналогичным и преобладающим по численности национальным составом. Но возникает и контрдовод: несколько поколений жителей Азербайджана не соглашаются с подобной точкой зрения. Кроме того, НКАО не имеет общей границы с Арменией и интегрирована в народнохозяйственный комплекс Азербайджана.

Одновременно нельзя отмахиваться от демографической проблемы в НКАО (2,6 процента населения и 5 процентов территории Азербайджана), где по данным переписи и, за два десятилетия (1959-1979 гг.) удельный вес армян сократился с 84,4 до 75,8 процента, а азербайджанцев возрос с 13,8 до 22,9 процента. При этом ссылаются на судьбу Нахичеванской автономной республики, где с начала века армянское население, составлявшее почти половину жителей Нахичевани, сократилось менее чем до двух процентов.

Причину такого положения берусь усматривать не столько в более высоких темпах роста народонаселения среди азербайджанцев, сколько в деформации социально-экономических и культурных условий жизни населения автономной области [Возникает вопрос: на каком основании? Во-первых, приведенные данные неверны. Во-вторых, не надо ссылаться на социально-экономические и культурные условия, они были выше нормального по сравнению с другими регионами АзССР. В сборнике по этому поводу приводится необходимый материал.]. Статистики уготовили НКАО место под солнцем по всем показателям. Но есть веские основания сомневаться в этих оптимистических расчетах. Ущемлены, а порой и фиктивны права автономии. Назначение на работу даже врача или учителя санкционируется республиканским министерством. Глухой занавес воздвигли между НКАО и Арменией, откуда хотя бы могли поступать книги на родном языке.

Ведь в учебных программах даже гуманитарного факультета педагогического института Степанакерта - единственного высшего учебного заведения НКАО - отсутствует курс по истории и географии Армении[Это выдумка. Наоборот, в НКАО, и в вузе и даже в азербайджанских школах, не преподавалась и ныне не изучается история Азербайджана.].

Особенно запущена социальная сфера. Давно ржавеют конструкции запланированного спортивного комплекса. Годами не выполняются обещания о строительстве дома пионеров, других детских учреждений.

К сожалению, не всегда лучший пример демонстрируют ученые двух республик, перетягивающие канат в доказательствах об историческом первородстве.

К чему, например, Фариде Мамедовой в изданной в 1986 г. Институтом истории Академии наук Азербайджана монографии для утверждения явно неверной версии предостерегать от «переоценки сведений античных авторов» Плиния, Аппиана, Диана Кассия, Плутарха, Помпея [Автор не знает даже, что Помпеи не автор, а римский завоеватель, который в I в. до н. э. вторгся в Армению и Албанию.], ибо «информация их носила случайный, противоречивый характер и могла быть неточной». К чему, например, хачкары, священные для армян со времен средневековья кресты – камни, делать ритуальными атрибутами чуждой им материальной культуры. Грешат антинаучностью, националистическими вывертами и иные ученые круги в Армении. Все это убеждает лишь в одном: «логика» взаимного поношения иррациональна, она разобщает народы.

КАРЕН ХАЧАТУРОВ,
заместитель председателя правления АПН

 

11. ВСТРЕЧИ ПОСЛЕ МИТИНГОВ
Газета «Известия», 24 марта 1988 г.
(Сообщение наших, корреспондентов из Нагорного Карабаха)

 

Случилось так, что в Нагорный Карабах мы, группа журналистов центральных газет, приехали, когда главные события в этой небольшой автономной области и ее центре Степанакерте, казалось, уже миновали. Отправляясь в эту командировку, мы не имели заранее заготовленной схемы, заведомых оценок или рецептов. Мы ставили перед собой одну задачу: быть объективными, исключить любую односторонность или предвзятость. Впрочем, нет, было условие, оговоренное заранее, - осторожность! Ибо даже объективная, но резкая оценка стороннего человека может ранить и вызвать непредсказуемую реакцию.

Первое, что мы слышали почти от каждого, с кем довелось беседовать, - упрек в адрес прессы: почему так скупо говорите о здешних событиях? Скупо или односторонне.

- Что вам мешает говорить правду? - требовали ответ от нас.

В принципе ничего. Правда, если говорить коротко, состоит в том, что здесь, в областном центре, в течение двух февральских недель день и ночь проходили многолюдные митинги. Главный лозунг передать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область) из состава Азербайджанской ССР в состав соседней – Армянской ССР. Оснований приводилось множество: социально-экономических, этнических, культурно-исторических...

Аналогичные здешним, карабахским, только еще более многолюдные митинги, проходили и в Ереване. Как там, так и здесь созданы специальные комитеты. В Ереване такой комитет назван «Карабах», здесь в Степанакерте, - «Крунк», что значит «журавль» - символ тоски по родине.

Как там, так и здесь наряду с главным лозунгом – о статусе НКАО – выдвигались лозунги в поддержку перестройки, гласности, демократизации, дружбы народов.

В рассказах участников февральских событий нет еще одной детали. Немаловажной – как прошла сессия Нагорно-Карабахского областного Совета, который добивались люди на площади. Т. е. рассказывают, сколь нелепыми были попытки сверху воспрепятствовать ей: как председатель исполкома облсовета «потерял» печать, так что результаты голосования остались «незавершенными» [Только из-зa печати? Ведь решение облисполкома является незаконным, неконституционным.], потому теперь, пользуясь этим, кое-кто объявляет их незаконными. Все это так. Но вот, повторим, деталь, уходящая из рассказов: возмущенные самой постановкой вопроса, депутаты-азербайджанцы даже не стали голосовать.

- Ну и что? - горячатся наши собеседники. - Большинство все равно голосовало «за»!

Арифметикой на все вопросы не ответишь. Ведь есть еще орган, где, согласно Конституции СССР, должен рассматриваться вопрос, - Верховный Совет Азербайджана. Его не обойдешь, его прерогативы, как и прерогативы Верховного Совета Армянской ССР, Верховных Советов всех наших республик, определены Основным законом Советского Союза. В его лице надо уважать Закон и демократию. Но в ответ от наших армянских товарищей мы слышим нечто совсем уже странное:

- Тогда мы положим партбилеты! - заявляет член «Крунка» А. Лачинян, подполковник в отставке.

Естественный вопрос: что будет тем, кто захочет остаться с партбилетом? Но как раз естественные вопросы вызывают неестественную реакцию.

- Таких не будет!

Вот так демократия - все известно заранее!

- Партизанская война начнется! - предвещает другой активист «Крунка» Г. Григорянц, доцент Степанакертского пединститута.

Против кого?

- Не будет Карабаха - не надо нам никакой перестройки, - вторит им из Еревана С.Ханзадян. Писатель. Герой труда.

С. ДАРДЫКИН, Р. ЛЫНЕВ

 

 

12. С ТРЕВОГОЙ И НАДЕЖДОЙ ДУМАЕМ МЫ СЕГОДНЯ О СОБЫТИЯХ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ И ВОКРУГ НЕГО
Газета «Комсомольская правда», 26 марта 1988 г.

 

Без малого два года в НКАО проводили сбор подписей среди населения, собрания в трудовых коллективах, сессии некоторых районных Советов. В Армении в те же два года собирались подписи под петициями. В Москву отправляли сотни писем, телеграмм с просьбой рассмотреть проблему Нагорного Карабаха [Отсюда ясно, что события, которые начались в феврале 1988 г., подготавливались в Армянской ССР и НКАО за два года до этого.].

А что же органы власти? Реагировали? Пытались объяснить, дискутировать, изменить ход событий, взять инициативу в свои руки. Нет. Например, в Ереване на многочасовых митингах, пожалуй, ни одному из облеченных властью руководителей не удалось завоевать аудиторию. Прямого откровенного разговора не состоялось. Площадь бурлила, потому что так и не получила ответов на поднятые вопросы.

Ждали ответа – прямого, честного. И чем больше опаздывали с ответом – последние дни февраля тому доказательство – тем гуще становилось на площади. Рассудительные переходили в лагерь умеренных, а те, в свою очередь, примыкали к крайним. Винить их в политической близорукости? Но, вдумаемся. Они пытались - пусть громко, не привычно для нашего слуха, иные крикливо – впервые, может в своей жизни, открыто обсуждать серьезнейшие проблемы. Разве нельзя было в свое время – да и сегодня не поздно – придумать разумную, цивилизованную форму дискуссии, чтобы выработать приемлемые для двух народов, и для всей страны основные решения накопившихся социально-экономических проблем в НКАО?

Но увы, социальное недовольство народа осталось неудовлетворенным. Поставленные острейшие проблемы нерешенными. А паралельно со всем этим развивалось, набирало скорость «движение за воссоединение Нагорного Карабаха, единение Нагорного Карабаха с Арменией». Даже несколько месяцев назад это был всего лишь ручеек. На первую демонстрацию в октябре 1987 года [Как видно, демонстрация с лозунгом о присоединении НКАО к Армении состоялись за полгода до февральских событий 1988 г., а народ республики ничего об этом не знал и руководство республики не принимало никаких мер для пресечения дальнейшего развития событий.] лидерам движения удалось собрать пару сотен человек...

И вот наступил момент, когда ручейки изменили русло, слились в иную, широкую реку. Именно пассивность, отсутствие необходимых аргументов, нежелание напрямую общаться с людьми, во многом утраченный авторитет руководителей способствовали быстрому росту влияния на массы новоявленных «лидеров».

 

Газета «Бакинский рабочий», 29 марта 1988 г.

 

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1988 г. «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.».

«Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что при братской помощи всех народов Советского Союза Нагорно-Карабахская автономная область достигла значительных успехов в социальном и экономическом развитии; обеспечено укрепление материально-технической базы народного хозяйства. Только за последние три пятилетки объем промышленного производства в области увеличился более чем в 3 раза, производства сельскохозяйственной продукции - в 1,5 раза. Существенно возросло участие области в республиканском и общесоюзном разделении труда, активно развиваются интеграционные процессы. Улучшилась обеспеченность населения жилой площадью, больницами, библиотеками, клубами.

Вместе с тем за последнее время наметилась тенденция снижения эффективности общественного производства. Не выполняются планы капитального строительства, ввод в эксплуатацию жилых домов. Развитие социально-культурной сферы отстает от возрастающих потребностей населения. Во многих трудовых коллективах ухудшилась дисциплина, снизилась ответственность за выполнение планов производства продукции и договорных обязательств по ее поставкам. Неустойчивая работа предприятий области отрицательно сказывается на положении дел в народном хозяйстве.

Отмеченные недостатки являются следствием ослабления руководящей и организаторской роли как местных, так и республиканских партийных и советских органов, их медленной перестройкой в условиях расширяющейся демократии и осуществления радикальней реформы управления экономикой, снижения уровня партийно-политической работы в массах.

В целях обеспечения дальнейшего социального и экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области и устранения указанных недостатков Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

ЦК Компартии Азербайджана и Совету Министров Азербайджанской ССР, Нагорно-Карабахскому обкому Компартии Азербайджана и исполкому Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области, другим партийным и Советским органам и первичным партийным организациям области усилить политическую и организаторскую работу по мобилизации трудящихся на осуществление решений XXVII съезда КПСС, июньского (1987 г.) и февральского (1988 г.) Пленумов ЦК КПСС, курса партии на перестройку, ускорение социально-экономического развития на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта, интенсификации общественного производства.

Уделять постоянное внимание экономическому и социальному развитию Нагорно-Карабахской автономной области. Разработать в 1988-1989 гг. с привлечением Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР комплексную программу экономического и социального развития этой области на период до 2005 года, предусматривающую всестороннее развитие ее производительных сил.

 

 

13. ПОДСТРЕКАТЕЛИ
Газета «Правда», 4 апреля, 1988 г.

 

Но ведь уже общеизвестно, что и ныне, как в годы застойных явлений, директивные органы Азербайджана сковывают инициативу трудящихся НКАО, что в Нагорном Карабахе недостаточно предприятий, где местная молодежь могла бы закрепиться, что даже специалистов среднего звена в НКАО можно назначить лишь с ведома республиканских министерств и ведомств, что не хватает не только художественной, но и учебной литературы на армянском языке, что даже программу культурных связей с Арменией руководителям автономной области приходится согласовывать в Баку. Подобные факты разве не подтверждают ущемление элементарных прав и интересов основной части населения Нагорно-Карабахской автономной области [Все это ложь. Такая позиция центрального органа печати сеет раздор между народами. Интересы «основной части населения НКАО» не ущемлялись. Положение азербайджанцев, проживавших в НКАО, было гораздо плачевным.].

 

Газета «Правда», 4 апреля 1988 г.

 

В полпредстве Армянской ССР в Москве, куда один из нас был приглашен на встречу со столичными жителями армянской национальности, перечислялись кошмарные подробности беспорядка в Сумгаите. Дескать, там погибли не десятки людей разных национальностей, а до тысячи армян. Дескать, происламски настроенные азербайджанцы вырезали в роддоме беременных женщин, играли головами младенцев в футбол. Когда пытались опровергнуть эти нелепые слухи, говорили, что в Сумгаите погибли 32 человека, – в ответ слышали:

- Неправда. Это данные Прокуратуры СССР, а мы ей не верим. «Голос Америки», «Би-би-си» и остальные радиостанции на Западе говорят о значительно большем числе жертв в Сумгаите [Это ли служит урегулированию межнациональных отношений? Газета своей ложной информацией подливает масло в огонь. Сумгаитские события – дело рук армянских экстремистов. Об этом см. письмо редактору журнала «Дружба народов» писателю Баруздину, которое включено в этот сборник.].

 

14. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
Газета «Труд», 28 апреля 1988 г.

 

Особо надо отметить, что часто еще нарушаются права автономных республик и областей. Пример Нагорно-Карабахской автономной области наглядно показал, что всякая подмена демократического централизма централизмом бюрократическим фактически может свести на нет автономные права области, затормозить ее социально-экономическое и культурное развитие, сковать местную инициативу. Существенную причину известных событий в НКАО надо, полагаем, искать именно здесь, а не в простом желании присоединиться к Армении [В вышеприведенных комментариях можно найти ответы на неверно поставленные вопросы автором этой статьи.]...

С. КАЛТАХЧЯН,
заслуженный деятель наук РСФСР, профессор