УНИЧТОЖЕННЫЙ 52 ГОДА НАЗАД ШАХНАЗАРОВЫМ АЛБАНСКИЙ ДИПЛОМАТ НИЩЕНСТВУЕТ С ТРЕМЯ ДЕТЬМИ В БАКУ
«Я показал им древнюю Библию, после чего меня вырубили, и я стал «Мехдиевым»...
Еще в 60-ые годы, когда усиленно агитировалось братство всех народов СССР, когда в Азербайджане была популярна песня «про братство Хайастана и Азербайджана», армяне, одержимые идеей о создании «Великой Армении» устраняли всех, кто стоит у них на пути. Уже тогда они пытались фальсифицировать историю и ради своей идеи не гнушались ничем. Из-за армянской ложной пропаганды страдали не только азербайджанцы, против которых она была направлена, но и знающие и говорящие правду иностранные дипломаты. Одной из жертв ложной армянской пропаганды стал бывший референт посла Народной социалистической республики Албания в Москве Насти Насими – Фарк Исмаил. Бывший помощник первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева – Георгий Шахназаров сделал так, что уличивший его во лжи и разбивший в пух и прах теорию возникновения Армении Фарк Исмаил исчез…
Все это время албанец Фарк Исмаил жил в Азербайджане, на земле, где много веков назад существовала Кавказская Албания. Фарк Исмаил стал жертвой советской репрессии только потому, что осмелился сказать правду в присутствии власть имущих лиц. Сегодня Фарк Исмаил, подвергшийся длительному психиатрическому террору из-за клейма - диагноза профессора - дочери Феликса Дзержинского - Маргариты Феликсовны Тальце-Джержинской, живет в нищете в поселке Шувялан Хазарского района Баку. Глядя на этого 80-летнего старика, совсем не скажешь, что 50 лет назад это был представительный молодой человек – дипломат, противостоявший своей правдой лжи Георгия Шахназарова (В 1952-1960 годах работал в Политиздате, в 1960-1964 годах — в журналах «Политическое самообразование» и «Проблемы мира и социализма». С 1964 по 1988 год был консультантом, а потом заместителем заведующего международного отдела в аппарате ЦК КПСС). Но это правда обошлась Фарку Исмаилу 30 годами заточения, нищенским существованием и потерей гражданства.
ИА Vesti.Az отыскало албанского дипломата. Он поведал нам свою историю.
Молодой албанец становится дипломатом
Ф.Исмаил родился 20 апреля 1933 года в городе Шкодер (Албания). Отец Фарк Рубейди 1908 года рождения был адвокатом и погиб за освобождение Албании. Мать Байрам Циури Зивейли 1910 года рождения по образованию инженер горной промышленности, но не работала. Исмаил был единственным ребенком в семье.
В 1949 году окончил гимназию в Тиране, где жил у дяди Метти Фарк и бабушки Рене Фарк. В 1950 году Ф.Исмаил приехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где поступил в Лесотехническую академию имени Кирова и окончил ее в 1955 году.
В академии Фарк познакомился с уроженкой Киева Маргаритой Деминой 1935 года рождения, которая училась на параллельном курсе. В 1956 году они поженились, после чего сразу же уехали в Албанию. В этом же году у них родилась дочь Светлана.
Два месяца Ф.Исмаил работал на деревообрабатывающем комбинате в г. Эльбасан. В то время правительство готовило национальные кадры в области международных отношений и МИД НСРА предложило Фарк Исмаилу учебу в государственном университете в Тиране.
Окончив в 1960 году университет по специальности «Европоведение и лингвистика», Фарк Исмаил был направлен референтом во временное доверенное представительство НСРА во Франции. Через 10 месяцев он был отозван в Тирану.
2 мая 1961 года он был направлен в Москву в посольство НСРА, которое располагалось по адресу: улица Горького 60, на должность референта посла по инженерно-техническим вопросам. Жена с ребенком остались в Тиране.
«В 1961 году советско-албанские отношения испортились. По поручение посла 23 декабря 1961 года я выехал в командировку в консульское управление Албании в городе Одесса (улица Энгельса 10). В момент возвращения из командировки 25 декабря 1961 года в поезде Одесса- Москва на меня было совершено покушение в районе Харькова. Мне было 28 лет, я ехал в бронированном купе дипломатического вагона, в который, как вы знаете, посторонних людей не впускают. Тем не менее, неожиданно ночью в купе вошли трое молодых людей и потребовали предъявить документы. Я нагнулся за портфелем и почувствовал сильный удар в шею. Очнулся в Москве через несколько дней», - рассказывает Фарк Исмаил.
В Москве албанец был помещен в 15-ое отделение для дипломатов Больницы имени Боткина с диагнозом «односторонний/левосторонний паралич». Придя в сознание, Фарк Исмаил попросил медперсонал показать ему его документы и узнал, что был доставлен в больницу лишь с удостоверением без фотографии со стертой печатью на имя Мехтиева Шамсаддина Мехти оглу.
«Но я прекрасно помнил, кто я. Попросил сообщить в посольство Албании и оттуда пришли два сотрудника. Одного из них звали Идрис Шеху, имя второго не помню. Пришедшие работники посольства Албании удостоверили мою личность. Еще некоторое время Идрис Шеху постоянно навещал меня в больнице. Затем я был переведен в 16-ое отделение Боткинской больницы, где лежали иностранцы», - сообщил Фарк Исмаил.
12 февраля 1962 года сотрудники Посольства Албании покинули Москву, остались временно лишь три человека, один из которых был Идрис Шеху.
А тем временем Фарка Исмаила на машине скорой помощи возили по разным учреждениям без объявления их названий и каждый раз ему внушали, что это не политическое покушение, а дело рук обычных преступников. Но Фарк Исмаил знал, кто является заказчиком покушения на него...
На карте древней Библии «Великой Армении» не было
«Это дело рук Георгия Шахназарова. У нас постоянно были стычки -споры. Он называл албанцев примитивным, отсталым народом. Я же доказал ему, что Албания – это одна из древних цивилизаций на Кавказе. Кавказская Албания – это моя историческая родина. Мы албанцы ушли отсюда в IX веке, во время арабского нашествия на Кавказ. Крещенные албанцы уехали в Европу. Потомков албанцев много в Голландии и Норвегии. В их жилах течет кавказская кровь. Я дипломат, знаю историю и как бы армяне не старались, невозможно заставить всех на земле поверить в сказки армян. В армянской истории написано одно, но в древних документах, хранящихся по всему миру, совсем другая история», - говорит Фарк Исмаил.
В октябре 1961 года в международном отделе ЦК КПСС между Фарк Исмаилом и Г.Шахназаровым состоялся разговор. Шахназаров утверждал, что албанцы произошли от армян, и добивался от дипломата признания этой ложной теории. «Я же ему ответил: «Нет, уважаемый. Я слышал эти сказки и во Франции, когда работал там референтом. Но родина албанцев – Кавказская Албания, а армяне пришлю сюда позже. Это подтверждают и древние рукописи»», - отметил он.
Фарк Исмаил позвонил в Посольство Албании и рассказал обо всем послу, который сказал, что поможет доказать неправоту Шахназарова. По словам Фарк Исмаила, почти всю работу посольства вел он, и Насти Насими очень доверял ему за точность и оперативность исполнения.
Очень скоро по заказу посла в Москву из Тираны была привезена древняя Библия, написанная на еврейском и латинице. «Состоялась встреча с Шахназаровым. При этом разговоре присутствовали Сизов Геннадий Федорович, который в тот период работал первым секретарём Курганского обкома КПСС и Черненко Константин Устинович, с 1956 года работавший заведующим сектором массовой агитации в отделе пропаганды ЦК КПСС, а на момент спора возглавлявший Секретариат Президиума Верховного Совета СССР.
Я показал ему древнюю Библию, раскрыл перед ним книгу, где была показана карта древнейших государств, и сказал: «Вот Атропатена, вот Албания, это государство Вазан (Леонтополь). А где Великая Армения? А армянское государство Ани - вот оно находится по ту сторону реки Ефрат». В книге был также дан список самых древних народов в порядке очередности. Албанцы занимают 11 место, а затем лишь идут армяне, которые никакого отношения к Кавказской Албании не имеют. Однако армяне везде пишут, что сначала произошли они, а потом от них произошли албанцы.
Наши предки были высокими, голубоглазыми. Тогда здесь не было ни, арабов, ни персов. Была древняя царица массагетов Томрис, которая боролась с персами. Согласно трудам историка древности Диона Кассия (Dio Cassius), массагеты - прямые предки албанцев», - рассказывает Фарк Исмаил.
Спустя месяц после этого разоблачения на Фарк Исмаила было совершено покушение.
Дипломат Фарка пропал. Вероятно, Шахназарову нужна была та самая книга - древняя Библия. Но он не знал, что эта книга сразу после состоявшегося в октябре разговора, была отправлена назад в Тирану.
Дочь Дзержинского повесила на дипломата клеймо «социально опасен»
В мае 1963 года состояние Фарка Исмаила сравнительно улучшилось. В один из воскресных дней работники больницы предложили ему одеться и сопроводили его до дверей больницы. Там стояло такси, ему предложили ехать, куда сам захочет, так как счет водителю был заранее кем-то оплачен.
Фарк поехал в Посольство Албании, где встретился с Идрис Шеху, который на собственной машине марки «Волга» ГАЗ-21 повез его в Посольство Китая и оставил там на один день. Из посольства по телефону связались с МИД СССР и Идрис Шеху с работником посольства повезли Фарка к члену коллегии МИД – Смирновскому. Он подтвердил, что покушение носит не политический, а уголовный характер. Смирновский сразу же связался по телефону с Генадием Сизовым. О чем они говорили, Фарк Исмаил так и не узнал, но после этого его отвезли в Международный отдел ЦК КПСС к Константину Русакову. Тот связался с Болгарским посольством и Фарка направили туда. В посольстве Болгарии Фарк Исмаилу предложили подробно описать на албанском языке историю покушения на него, после чего ему выдали две справки, одна из которых подтверждала его личность, а другая гарантировала номер в гостиницах города Москвы.
Устроился Фарк в гостинице «Киевская». Две недели работники Посольства Болгарии в Москве готовили для него документы на выезд из СССР. Однако ночью 16 ноября к Фарку завалились майор милиции и директор гостиницы, его доставили в 123-ее отделение милиции. На дипломата сфабриковали дело, где он обвинялся в том, что обманным путем пытался выехать за границу под видом иностранного подданного.
Из отделения милиции Фарка увезли в Бутырскую тюрьму. Он объявил голодовку в знак протеста против произвола советских правоохранительных органов, но это послужило причиной для помещения его в карцер. 12 дней Фарк голодал, пока не потерял сознание. Ему поставили диагноз «белковая дистрофия» и сказали, что направляют якобы в госпиталь на лечение. Но вместо этого Фарк оказался в НИИ общей и судебной психиатрии имени Сербского, где дочь Феликса Дзержинского – Маргарита Тальце-Дзержинская повесила на него клеймо «социально опасен».
Фарк Исмаила в сопровождении двух санитаров увезли в клиническую больницу № 2 города Баку, а оттуда его перевели на пожизненное место содержания в Республиканскую психиатрическую больницу № 1 в поселке Маштага.
Здесь ему делали инъекции психотропных препаратов, после которых он месяцами валялся на полу и не мог подняться. В это время дипломату хотели внушить, что он гражданин Азербайджана Мехтиев. Даже устраивали очную ставку для него и родственников Мехтиева. Но родственники не признали в нем своего, поскольку Фарк не знал азербайджанского, а владел албанским, русским, французским, арабским и персидскими языками.
В больнице Фарка неоднократно посещали сотрудники КГБ и МВД, они вынуждали его взять советское подданство. Ему категорически запрещали говорить, что он по национальности албанец.
После пятилетних экспериментов Фарка стали использовать, как рабочую силу. За это время главврач больницы Тофиг Гуламович Алиев так подружился с Фарком, что решил помочь ему. Алиев подал в розыск на Мехтиева и выяснил, что тот живет в Азербайджане с семьей. Вскоре суд Ленинского района Москвы снял с Фарка принудительное лечение.
В 1986 году Фарка посетили из КГБ А. Агаев и Ф.Керимов, которые предложили обратиться к генсеку М.Горбачеву. В 1987 году главный психиатр города Баку профессор Агабек Султанов и главный психиатр Минздрава Азерб СССР Н.Исмаилов побеседовали с Фарком и пришли к выводу, что он не страдал и не страдает психическими заболеваниями, значит подлежит реабилитации.
Те же выводы сделала комиссия из Москвы. После этого администрация больницы предложила Фарку работать и жить при учреждении. Но он написал заявление с просьбой немедленно освободить его из заточения. Копии этого заявления отправлены в Москву в адрес: Горбачева, Громыко и Шеварднадзе. В октябре 1988 года начальник юридического отдела Бакгорисполкома Ф. Алескеров заверил Фарка в том, что он либо уедет на родину, либо ему здесь будут созданы все условия.
9 августа 1989 года Фарк Исмаила освободили. Какое то время он жил в гостинице. Затем главврач Тофик Алиев поселил его на три года в медицинском учреждении – санатории для врачей в Шувялане. Там же Фарк работал инженером-дизайнером, проектировал строительство медицинского учреждения.
В поселке Шувялан на небольшом участке земли албанец построил себе домик, женился на воспитаннице детдома, которая была 30 лет моложе его. Он стал отцом пятерых детей. В 2002 году Фарку Исмаилу власти выделили 47 соток земли в Шувялане, чтобы он построил там нормальное жилье.
Сегодня Фарк Исмаил живет на своем земельном участке, часть которого нахально занята другими людьми. Живет в тяжелейших условиях. У него нет документов, он не получает пенсии. 80-летний старик – отец пятерых детей подрабатывает, где придется, чтобы прокормить троих детей, которые живут с ним. Младших двоих забрала мать. Гражданская жена Фарк Исмаила ушла от него. В день албанец зарабатывает 5-6 манатов. На эти деньги семья кое-как кормится. Чтобы дети жили в тепле Фарк в одиночку по кирпичикам, которые находит в окрестности, поднимает дом.
Старшие мальчики Рубейси и Байрам ходят в школу, а вот 9-летняя дочь Зубейда в школу не ходит, хотя очень мечтает. У девочки нет документа удостоверяющего личность.
Старшие братья научили сестру читать и писать, но это никак не решение проблемы. Девочка должна быть официально зарегистрирована гражданкой Азербайджана, потому что родилась здесь.
По словам Фарка Исмаила, 16 сентября детям идти в школу, но школьных принадлежностей и одежды у мальчиков нет. Поэтому мы со своей стороны обращаемся к читателям и просим Вас помочь семье Фарк Исмаила. Нет у него и так необходимого в быту телефона. Бывший албанский дипломат задолжал ООО «Бакэлектросеть» крупную сумму денег за использование электроэнергии в течение трех лет. Излишне говорить, что денег у него нет.
А две недели назад к Фарк Исмаилу пришли представители Государственной миграционной службы Азербайджана, которые заявили, что на посланный ими запрос в Албанию пришел ответ. В Албании подтвердили тот факт, что Фарк Исмаил до декабря 1961 года работал референтом посла в Москве.
Однако сотрудники ГМС рекомендовали Фарку обратиться к омбудсмену Эльмире Сулеймановой и судя по всему, на этом их миссия закончилась.
Кажется, никто в Азербайджане не может помочь несчастному в таком простом вопросе, как обеспечение документом, удостоверяющую личность, чтобы Фарк Исмаил на закате жизни смог снова увидеть свою Тирану.
Мы бы хотели, чтобы соответствующие структуры Азербайджана обратили внимание на эту статью и помогли Фарк Исмаилу с документами.
Рамелла Ибрагимхалилова
P.S. Советский Союз был единственной страной мира, в которой медики с партбилетами в карманах несколько десятков лет использовали психиатрию в виде оружия для усмирения инакомыслящих. Люди в белых халатах по приказу партийного руководителя и органов КГБ клеймили здоровых людей диагнозом «социально опасен» и отправляли их на пожизненные медицинские опыты.
О психическом терроре в СССР мировая общественность узнала в 1977 году. На конгрессе Всемирной ассоциации психиатров (ВАП) в Гонолулу во время заседания психиатры всех стран мира в знак протеста поднялись, стуча ногами и оскорбляя, выдворили советских психиатров из зала. После, в 1983 году та же ассоциация не пригласила на свой следующий конгресс советских психиатров и тем самым освободила их от членства ВАП.
Чтобы не потерять авторитет перед общественностью мира в январе 1988 года Президиум Верховного совета СССР прибегнул к хитрости и утвердил новое положение «Об условиях и порядке оказания психиатрической помощи». В январе 1989 года ликвидировано название психбольниц специального типа, лица, подвергнутые принудительному лечению, переданы в распоряжение Минздрава СССР. Однако на деле ничего не изменилось. Для лиц находящихся в принудительном лечении создавались психбольницы трех режимов: общего, усиленного и строгого – чего не существует ни в одной стране.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сечас конечно легче жить там, но вот лучшели?