Украинские спецслужбы заинтересованы в разжигании русского национализма
На модерации
Отложенный
Руководитель научно-исследовательских программ Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) Эдуард Попов. Источник: milli-firka.org
Россия - государство, где наряду с 80 с лишним процентами русского населения проживают представители более 180 национальностей, последователи нескольких десятков религий. Сама по себе такая разношерстность таит в себе как множество положительных нюансов, так и ряд явных угроз, к числу которых принято относить и сепаратизм. С национально-религиозным сепаратизмом Россия уже сталкивалась в новейшей истории. Но если прежде под сепаратизмом в России понимали отдельные маргинальные движения представителей отдельных малых этнических групп на периферии страны, то сегодня некоторыми экспертами затрагивается тема... русского сепаратизма на базе националистических настроений. Причем эту группу русских националистов-сепаратистов в их начинаниях поддерживают националисты как иных этнических групп внутри России, так и их "коллег" из сопредельных государств. Например, в начале года Украинский Национальный Союз на своем сайте разместил объявление о наборе желающих принять участие в летних лагерях для русских националистов. "Летом для молодежи, проживающей на территории будущей Русской автономии - Дон, Терек, Кубань, а также Белгородщина, Воронежщина, Брянщина и др. - Украинский Национальный Союз организует тренировочные лагеря... Среди прочего участники под руководством опытных инструкторов будут отрабатывать организацию акций гражданского сопротивления, противодействие обычным антиконституционным действиям полиции и ФСБ, методику вербовки в группы гражданского сопротивления, методику оперативной работы, методику агитации и пропаганды... будут проходить семинары по теоретическим основам Русской автономии, также можно развлекаться, заниматься прикладными видами спорта и тактической подготовкой", - говорилось в заявлении.
Руководитель научно-исследовательских программ Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) Эдуард Попов в интервью ИА REGNUM изложил свое видение вопроса, попытался обрисовать глубинные корни проблемы и предложить свой рецепт ее решения.
ИА REGNUM: Начнем, пожалуй, с тренировочных лагерей как с частного случая общей тенденции. Что это вообще такое? Украинские националисты тренируют у себя русских - зачем?
Все очень просто: это попытки ряда украинских националистических организаций сыграть на сложностях населения юга России, попытки идеологической экспансии на территорию Ставрополья. На поверку все это достаточно рискованно для самого украинского национализма и для целостности Украины. Дело в том, что украинцы - нация, которая до сих пор не сформирована. Там можно разглядеть несколько квазинаций, которые находятся в конкуренции между собой. Украинский национализм не монолитен, имеется западно-украинская, восточно-украинская инверсии. Они пока что объединены образом внешнего врага в лице имперской, по их представлениям, Москвы. Русские сепаратисты в этом плане воспринимаются ими как естественные союзники, которые тоже борются против своего государства. Но это временные союзники. При глубинном изучении вопроса оказывается, что часть из них считают врагом Москву, часть - русский народ как таковой.
ИА REGNUM: Есть ли основания предполагать, что украинский национализм "крышуется" политическими элитами этой страны?
Сложный вопрос. Возможно, там все это протекает на общественных началах. Но у нас нет ни единого факта, позволяющего отбросить версию о том, что украинский национализм со всеми вытекающими не является креатурой их спецслужб. Лидер украинского "Братства" Дмитрий Корчинский - подонок, иначе не назовешь, - в свое время отправлял своих боевиков в Чечню, где они воевали против русских. Известно, как в ответ русские поступали с ними. Но этот Корчинский в свое время читал лекции на "Селигере", был рукопожимаем в различных московских кругах. Но он и его команда также поддерживали кавказский сепаратизм против русских, поддерживали Дудаева, братались с крымскими татарами антирусского пошиба. Сегодня они поддерживают ставший модным новый русский национализм, читай сепаратизм. В целом здесь как раз-таки просматривается интерес украинских спецслужб.
ИА REGNUM: Нелицеприятная картина получается: русский национализм перерастает в сепаратизм, который поддерживается украинскими спецслужбами в своих интересах. Ну а если посмотреть на проблему с обратной стороны: в чем корни современного русского национализма как явления?
Если рассматривать вопрос в философском ключе, то корни национализма кроются в самом феномене нации. Национализм возникает параллельно с формированием нации, даже можно сказать, что это происходит одновременно. Современный русский национализм, пожалуй, берет начало в послевоенный период. Победа в Великой Отечественной войне была одержана за счет русского патриотизма и отчасти национализма. В результате уже в 50-е годы двадцатого века в советской России возникают движения умеренных националистов, русофилов, в партийных кругах это связывают с личностью Андрея Жданова и ленинградской парторганизацией. Именно тогда был заложен фундамент современного витка борьбы между русофилами и западниками, произошло новое дробление общества, которое наиболее ярко проявилось в политической борьбе начала девяностых годов. Апофеозом этой борьбы стал приказ Ельцина о расстреле Белого дома, который обороняли националисты вместе с левыми.
ИА REGNUM: С ваших слов получается, что Ельцин одержал победу в борьбе с националистами, расстреляв Белый дом. Как вы расцениваете результаты этого промежуточного пункта противостояния российских западников и русофилов?
Результат вполне ясен: сегодня Россия, наряду с Белоруссией и отчасти Украиной, являются государствами-исключениями, в которых не был реализован националистический проект. РФ фактически не является современным государством с точки зрения историософии. Если остальные государства бывшего СССР в той или иной степени вошли в современный мир, то Россия так и осталась продуктом распада советской системы. В некотором смысле РФ продолжает существовать в виде Советской России, унаследовав ее идеологию и национальную политику, правда, чуть видоизмененную. Если чуть-чуть приземлить, то можно провести параллели с хрущевской "оттепелью": зашкаливающий тренд интернационализма, централизм, бюрократия в квадрате, категорическое неприятие даже умеренных форм русского национализма и благодушествование в отношение национализма малых народов. По сути, это какой-то пост- СССР. То же самое можно сказать о Белоруссии.
ИА REGNUM: Западная политическая мысль оценивает национализм в преимущественно негативном ключе. На само явление "национализм" навешан ярлык "something bad".
Не согласен с этой оценкой. Западные исследователи трактуют феномен национализма гораздо более сложно. Национализм, как и, к примеру, демократия - не те явления, о которых можно сказать хорошо это или плохо. Мы же не можем сказать то же самое о температуре воздуха: высокая - хорошо, низкая - плохо или наоборот. Все относительно и зависит от множества других факторов. На Западе к национализму относятся двояко, с применением двойных стандартов. Если национализм связан с борьбой за независимость, со стремлением к государственности и пр., то к нему принято относится положительно, он преподносится как ценность, которую необходимо защищать. С другой стороны, к национализму больших наций в уже состоявшихся государствах Запад относится не то что критически, а гиперкритически.
ИА REGNUM: Хорошо, и как следует относиться к русскому национализму, на ваш взгляд?
Русская версия национализма сильно отличается от, скажем, британского или французского. Это национализм большого народа, который, по сути, является реакцией на национализмы более маленьких. Более того, современный русский национализм имеет четко выраженный этнический окрас, хотя еще 10 лет назад он был имперским, антиэтническим.
Сегодняшний русский национализм апеллирует не к государственности, а к русской этнической традиции. Недаром, скажем, в среде современных русских националистов высок процент неоязычников, мировоззрение которых основано не на политической конъюнктуре, а на генетических корнях русского народа. Основным постулатом у них служит представление о том, что народ и его интересы стоят выше государства. С точки зрения русских националистов новой формации, нынешнее государство является врагом нации. Старые русские националисты говорили примерно то же самое, но подразумевали именно власти страны, которые, в их представлении, являлись оккупационными. Решением проблемы, на их взгляд, была смена оккупационной власти на национальную. Теперь же националисты воспринимают государство враждебным русской нации по существу. Возникает дилемма - что первичней, государство или нация. В их представлении государство отходит на второй план.
ИА REGNUM: Благодатная идеологическая почва для сепаратизма, не находите?
Вот именно. Ситуация осложняется еще и тем, что новые русские националисты зачастую "сходятся" с националистами из иных этнических групп; нежданно-негаданно выяснилось, что их интересы совпадают. В Поволжье, к примеру, русские националисты в свои акции привлекают татар (русские пробежки и т.п.). В таких условиях о кавказском сепаратизме можно забыть, и не потому, что его не существует, а потому что поднимает голову гораздо более серьезная проблема - сепаратизм русский. Пока что он развит в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, в южных частях страны он достаточно локализован. Но ареал влияния этих настроений ширится. Эта тенденция обусловлена, опять же, тем стойким убеждением, что российское государство не свое - чужое и враждебное для русской нации. Есть соблазн просто забыть о великих пространствах, имперском прошлом, а создать свое небольшое настоящее, этакую элитную европейскую квартирку. К слову, в мегаполисах России есть определенная прослойка, которая мечтает видеть русских, как немцев и французов, стремясь к европейской жизни. В идеале им нужна не огромная коммуналка на полконтинента, а маленькая, благоустроенная коморка с евроремонтом.
ИА REGNUM: Мы с вами постепенно пришли к тому, что перед Россией как государством стоит выбор - западничество с одной стороны и национализм, а точнее русофильство, как вы его часто определяете, с другой. И как тут выбирать?
Не думаю, что здесь стоит мыслить по принципу антитез. Россия пойдет по какому-то третьему пути. Для выживания Россия должна взять на вооружение принцип модернизации формы государственного устройства, мобилизации идеологических ресурсов. Здесь не обойтись и без отдельных форм национализма, каких-то его черт. По данным Всероссийской переписи 2010 года, русских в России более 80% населения. Русский народ создал великую культуру и построил великое государство. Основа основ прошлого, настоящего и будущего России - русофильство, что есть более мягкая версия национализма. Здесь, кстати, нейтрализуются кажущиеся противоречия между интересами русского и нерусских народов. В какой-то степени принципы русофильства разделяются если не всеми, то большей частью представителями народов, включая населяющие Северный Кавказ. Этот принцип подразумевает понимание и восприятие русского народа как стержневого элемента, на котором лежит основная ответственность за государство, за другие народы. Он должен быть принят на роль доминанты в будущей России.
ИА REGNUM: Здесь мы не можем обойти стороной очень скользкую и опасную тенденцию изменения демографической картины России. Из страны уезжают русские, на их место приходят иностранцы. Происходит замещение коренного населения приезжими. Это обстоятельство нарушает целостность рисуемой вами картины.
Это очень больной вопрос для практически всех государств бывшего СССР. Происходит замещение коренного населения, вы правы. Самое обидное, что, как правило, из России уезжают как раз те, кто должен осуществлять модернизацию. Научная, инженерно-техническая миграция колоссальна, происходит утечка мозгов. Точных цифр нет, но, вероятно, это несколько миллионов человек, прежде всего, молодых, из них много ученых с патентами, степенями. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда в США совершают очередное открытие, очередной прорыв, мы узнаем, что это дело рук наших соотечественников, которые вместо того, чтобы трудиться во благо своей родины, уехали на чужбину и обогащают ее.
Если рассматривать социально-экономический аспект вопроса, то замещение коренного населения - проблема, генерируемая на пару бизнесом и бюрократией. Бизнесмены заинтересованы платить меньше, платить дешевой рабочей силе, платить пришлым и бесправным мигрантам. Чиновники открыли для себя неограниченный простор и для коррупции, и для противоправных действий, а все из-за того, что государство не ведет национальной политики. Это общепризнанный факт, ничего нового в моих словах нет. Не националистической, подчеркиваю, а национальной, которая, прежде всего, защищает интересы своих граждан. Приоритет коренного населения - позиция, из которого должна исходить любая государственная власть.
ИА REGNUM: Тем не менее, насколько русский национализм способен оправдать себя как тренд в современных условиях?
Ровно настолько, насколько оправдывает себя любая реакция на те или иные явления. Повторюсь, русский национализм носит реакционный характер и является ответом на национализм малых народов Российской Федерации. Почему у них должно быть право на национализм, а у русских - нет? Хотя, надо сказать, русские немного запоздали с реакцией, так как являются несоизмеримо большим элементом. Но сегодня русский национализм имеет достаточно мощную динамику, и это результат многолетних гонений. Я не считаю национализм исключительно хорошим или плохим; по всей видимости, общегосударственная идентичность должна совмещать в себе, казалось бы, взаимоисключающие друг друга характеристики. Иными словами, можно быть маленьким националистом и разделять большие общие тренды. В этом плане, к слову, нам нужно отказаться от дискредитировавшей себя дефиниции "россиянства", российского народа. Этот термин - анахронизм, который был принят либеральными "ельцинами" как идеологический механизм подавления русской этнической идентичности. Термин "россиянин" - греческий перевод слова "русский". В окружении Бориса Ельцина были люди либо неграмотные, либо те, которые умышленно пошли на этот шаг, ввели "новый старый" термин, который, по сути, является в его нынешнем контексте глубоко русофобским. Нет россиян, есть русская политическая нация.
До революции в имперской нации, безотносительно к этническому происхождению, религиозной принадлежности и иным признакам, был термин "русские подданные". Есть еще одно понимание русскости - человек, который разделяет духовные ценности русского народа и исторической России. В этом отношении датчанин по происхождению и лютеранин по вероисповеданию Владимир Даль был исключительно русским человеком. С другой стороны, есть люди с русскими фамилиями, с чисто русской этникой, которые никакими русскими не являются. Опасность современного русского этнического национализма кроется в недооценке духовной составляющей. Русский - человек, заботящийся о русском народе, русской культуре, русской идентичности. Сталин был по-своему прав, когда говорил о себе как о русском человеке грузинского происхождения. Уж кому-кому, а Иосифу Виссарионовичу в понимании хода истории не откажешь.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1674080.html#ixzz2Wt2APFS3
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Комментарии
Среди 80 процентов русского населения 90 процентов сменивших фамилии представителей тех же 180 национальностей и тех же религий.