Паспорт «гастарбайтера» из Западной Беларуси

Уникальный артефакт рассказывает о судьбе обычного жителя «восточных кресов».

Недавно в моей коллекции межвоенных польских документов появился интереснейший экземпляр. Речь идет о заграничном паспорте, который житель Западной Беларуси оформил для выезда на работу в Аргентину.

Не секрет, что граждане Второй Речи Посполитой имели возможность уезжать на заработки в другие страны. Одни выбирали относительно близкую Прибалтику и устраивались на работу в Латвии или Эстонии, другие уплывали за океан и искали лучшей доли в США или странах Латинской Америки.

Одной из наиболее популярных стран, куда уезжали граждане Второй Речи Посполитой была Аргентина. Именно туда поехал житель деревни Дубчаны, гмины Тарново, Лидского повета, Новогрудского воеводства Болеслав Круглый.

Родился этот человек в 1893 году в Северо-Западном крае Российской империи. В 1917 году держава Романовых приказала долго жить. В результате польско-большевицкой войны Западная Беларусь оказалась в составе Второй Речи Посполитой.

В апреле 1927 года в Старостве Лиды Болеслав получил паспорт для выезда за границу. Вскоре, заплатив пошлину в размере 3 долларов, в Генеральном консульстве Аргентины в Варшаве пан Круглый получил въездную аргентинскую визу. Одновременно житель Новогрудчины оформил транзитную визу для проезда в итальянский порт Триест из которого уплывал пароход в Латинскую Америку.



Аргентинская виза в паспорте Болеслава Круглого



Итальянская виза

Поработав четыре года в Аргентине и подзаработав денег в августе 1931 года житель Новогрудчины решает вернуться на родину, и первым делом отправляется в консульский отдел польского посольства в Буэнос-Айресе, где вице-консул Владислав Кицкий «продлевает» соотечественнику срок действия его паспорта.





Болеслав Круглый

Через месяц после этого в Консульстве Германии в Буэнос-Айресе Болеслав Круглый получил немецкую визу. Покинув Аргентину, 24 сентября 1931 года житель Западной Беларуси оказался в Германии и вскоре приехал на родину.



Немецкая виза

Через 5 дней после этого чиновник из Гмины поставил в паспорте Болеслава Круглого печать о его регистрации в Лидском повете. К сожалению, дальнейшая судьба этого человека нам не известна. Скорее всего, до начала Второй Мировой войны он занимался сельским хозяйством, а затем, вместе с другими западными белорусами в рядах Войска Польского защищал страну от нацистских агрессоров.

Безусловно, в 1920-1930-х годах жизнь в Западной Беларуси не была сказочной. «Крэсы» были бедным регионом межвоенной Польши. Но здесь настоящие труженики могли работать на своей земле и быть хозяевами того, что они заработали. А если денег или земли не хватало, то западные белорусы ехали на заработки за границу.



Так выглядела главная страница паспорта белорусского "гастарбайтера" образца 1931 года

Всего этого у жителей БССР не было. Тамошние крестьяне вынуждены были трудиться за «палочки-трудодни» в колхозах. Жившие к востоку от «рижской межи» белорусы не могли даже подумать о выездах за границу. Крестьяне не имели паспортов, а горожане вынуждены были сторониться даже приезжихв в Советский Союз иностранцев, ибо в каждом из немногочисленных гостей из-за рубежа большевицкие репрессивные органы видели агента иностранных разведок.

Дошедший до наших дней польский заграничный паспорт жителя Западной Беларуси является интересным документом, который великолепно иллюстрирует реалии начала ХХ века.

Игорь Мельников, "Историческая правда"