СИРИЯ. ОСКОЛКИ. Владимир Щербинин

На модерации Отложенный

Несколько лет назад мне предложили снять фильм об апостоле Павле. Точнее, не о нем самом, а о создании и установке ему памятника в селении Каукаб неподалеку от Дамаска, – там, где открылось небо гонителю Савлу, и он узрел Христа.

Я, конечно, согласился. Во-первых, было интересно взглянуть лицом к лицу на Сирию, страну во многом загадочную, о которой у нас почему-то не принято много говорить. Во-вторых, Сирия – это колыбель христианства, а любое прикосновение к живой христианской истории не просто обогащает человека новыми знаниями, но и ощутимо укрепляет его веру. А в этом нуждается каждый христианин.

Мы с оператором Г. Беляевым получили визу и полетели.  

Дамаск

  Действительность превзошла все наши ожидания.

Мы увидели доброжелательную и открытую страну, в которой причудливо переплеталась седая древность и современная цивилизация; где мирно уживались рядом разные религии и обычаи. На улицах Дамаска можно было встретить женщин, одетых с головы до ног в черную паранджу, и здесь же рядом – современных девушек в джинсах и с непокрытой головой. И никто ни на кого не показывал пальцем и не обличал, что тот не так верует, не так живет и не так одевается.

 

Мне потом долго снился неповторимый запах старого дамасского рынка, где возвышались разноцветные пирамиды из овощей, фруктов и пряностей, а из полумрака ювелирных лавок таинственно мерцало серебро украшений, которые тут же, в соседнем помещении, мастерили.

 

Здесь все было так, как три тысячи лет назад. Империи возвышались и исчезали с лица земли, завоеватели приходили откуда-то из пустыни, словно саранча, сметая все на своем пути, и снова растворялись где-то в песках. А сирийский крестьянин, вырастив урожай, вез его на ослике на рынок в Дамаск и терпеливо ждал под беспощадным солнцем своего покупателя. Слава человеческая быстро проходит, и богатство, полученное от военных походов, скоро тает, а хлеб человеку нужен всегда…

История жива

Нас поразило огромное количество древностей, сосредоточенных на довольно небольшой территории Сирии. Здесь и пещера над Дамаском, где Каин по преданию убил Авеля. Не вынесла тогда гора такого злодеяния и возопила гласом великим. Так это было или не так – точно неизвестно, но пещера действительно имеет форму широко раскрытого рта: есть и язык, и зубы и гортань. В ней до сих пор краской обозначены места: здесь молился праотец Авраам, а здесь стоял великомученик Георгий. Все живо…

Сохранилось множество мест, связанных со святым апостолом Павлом. Это, в первую очередь, деревня Каукаб, где Христос явился Савлу. На месте явления стоит православный храм очень оригинальной формы – в виде ракушки или чего-то в этом роде, его построили на средства нашего Патриарха Алексия I в середине 50-х годов прошлого столетия.

В самом Дамаске сохранился дом Анании, где Савл был крещен, а также часть стены, с которой он был спущен в корзине, спасаясь от преследователей.

 

История здесь жива, ее дыхание чувствуется всюду. И в великолепной мечети Омейядов, которая где-то в веке VII более 100 лет была домом молитвы одновременно для христиан и мусульман (тут находится место, где была похоронена глава Иоанна Предтечи); и в развалинах Пальмиры, и в крепости тамплиеров Шевалье, и в прекрасно сохранившемся городе шумеров, которому три тысячи лет, и во множестве других древнейших памятников.

«Странно, что все это еще не разрушили и не разграбили», – сказал мне оператор, и я поймал себя на том, что в моей голове вертелись похожие мысли. Тогда только что закончилась война в соседнем Ираке…

 

Маалюля

В этом городке находится самый древний христианский монастырь на земле. Его основала еще в первом веке святая равноапостольная Фекла, ученица апостола Павла. По преданию она спасалась от гонителей, и на ее пути встала гора, которую невозможно было обойти. Тогда взмолилась Фекла к Богу, и гора расступилась перед ней. До сих пор существует это узкое ущелье, по которому должны пройти все паломники, посещающие монастырь.

 

Монастырь Святой Феклы. Маалюля. Сирия. Фото: www.biancoloto.com

Святая Фекла основала здесь общину девственниц, которые помогали больным и бедным, а главное, они проповедовали Евангелие окрестным жителям. Здесь два года до епископства жил Григорий Богослов.

 

Маалюля  – единственное место в мире, где жители говорят на арамейском языке – языке Христа. До 70-х годов прошлого века на этом наречии здесь совершалось богослужение. Мы слышали его запись в архиве – это потрясающе!

Неподалеку отсюда находится монастырь Сейднае, который основал более 1500 лет назад император Юстиниан. Он охотился здесь на оленя и увидел Богородицу, стоявшую на вершине горы, которая повелела основать на этом месте обитель для чистых дев. В названии монастыря навсегда запечатлелось это событие: «Сейднае» – по-арамейски «охота на оленя».

Патриарх Игнатий

Это был удивительный человек. Он неплохо понимал по-русски, потому что в конце 30-х годов учился в Сергиевском богословском институте в Париже. На наши вопросы отвечал практически сразу, не дожидаясь перевода. Говорил он очень медленно, тщательно подбирая слова. Это было не только из-за его преклонного возраста, но еще из-за того, что ему всю жизнь довелось жить в мусульманском окружении, где каждое неосторожное слово могло вызвать вокруг настоящую бурю.

 

Он говорил о том, что судьба апостола Павла в некотором смысле отразилась в истории христианской Церкви. Апостол не знал ни одного дня, когда бы его не гнали за его веру. Точно также и Церковь в мире всегда гонима, это ее естественное состояние. «Вы говорите, что сейчас христиане живут в спокойное время, но послушайте: из разных концов земли мы каждый день слышим о притеснении христиан за веру. Церковь Христова – единое целое, и если кто-то из братии страдает, то страдаю и я».

 

Теперь, наблюдая кровавую бойню в Сирии, я понимаю, о чем говорил блаженнейший Патриарх.

Еще он говорил о том, что в его стране все религии живут в мире, и что на Пасху в его храме мусульман даже больше, чем христиан…

Шейх Ахмад Хассун

Мы беседовали с ним, когда он был шейхом города Алеппо, а сейчас он является главой всех сирийских суннитов.

Я привожу его слова так, как они звучат в нашем фильме, ничего не меняя. На первый взгляд, кажется, что эти мысли находятся в прямом противоречии с тем, что творится в Сирии сейчас. Но это не так. Я убежден, что война принесена сюда извне, чтобы разрушить самобытный мир, который не вписывался ни в какие схемы – ни западные, ни восточные.

 


Шейх Ахмад Хассун тогда сказал: «Сирия, перед тем как принять ислам, была христианской землей. Можно сказать, что ислам вскормлен от христианской груди. Поэтому нет ничего странного, что гробница Иоанна Крестителя находится у нас внутри мечети. Также никто не удивляется, когда видит мусульман, посещающих монастырь святого Симеона, монаха, который от любви к Богу забыл про свое тело и провел жизнь в молитвах на вершине столпа. Он взирает на долину с духовной своей высоты, и благословляет всех приходящих и утром и вечером.

 

Мы – нация, которой не знакома вражда на религиозной почве, мы не знаем разрушения мечети или церкви, поэтому наши камни остались свидетелями тысячелетий. Мы все соединяемся в одном праотце Адаме – русские, арабы, европейцы, африканцы. У нас разный цвет кожи, в зависимости от земли, в которой мы живем, но сердце у нас одно: сердце телесное от Адама, а сердце духовное от Авраама. Душа небесная открыта всем людям, она подобна солнцу. Такова Сирия, которая светит небесными посланиями всему миру. В этих посланиях только любовь и разум, в них нет столкновения цивилизаций и противостояния религий, поэтому мы всегда говорим: у любителей спора – одна вражда, а у поклонников красоты ее не бывает никогда. Бог есть абсолютная Красота, почему мы должны враждовать из-за него? Спор – это свойство науки, потому что наука – это диалектика ума, но нельзя допустить, чтобы умы и цивилизации враждовали из-за Бога. Имя Бога светит любовью, поэтому мы говорим: Бог есть любовь».

Сирийский Лихачев

Для фильма нам очень нужен был человек, который бы провел нас по сложному лабиринту сирийской истории, и такой человек нашелся. Это был историк Мхаммад Мхафель, которого нам русскоязычные друзья в Дамаске представили просто: «Это наш Лихачев». И действительно, он мог легко и без подготовки рассуждать на любую тему: пересказать историю обращения апостола Павла, или поведать о крестовых походах или о деятельности Салахиддина Айюби.

Много интересного он поведал нам о мире ислама. Например, такую вещь: «Мусульмане не имеют права обращать в свою веру христианина или иудея, потому что те уже и так посвящены Единому Богу, но если перед ним язычник, то они должны обратить его. Также мусульмане не имеют права разрушать синагоги или христианские храмы, потому что эти стены посвящены Единому Богу, и тот, кто поднимает руку на священные камни – не мусульманин». Так говорил досточтимый доктор истории Мхаммад Мхафель, и у меня нет причины не доверять ему.

На наше замечание о том, что в христианской истории есть множество примеров, когда агаряне не только разрушали храмы, но и лишали христиан жизни, он ответил, что в исламе есть множество направлений, среди которых есть довольно дикие учения, которые сейчас, к сожалению, в исламском мире преобладают. Но в Сирии есть очень много просвещенных ученых, которые проповедуют совсем другой ислам. И их задача – привить это учение всем исламским народам.

Предчувствие вражды

Меня спрашивают: неужели в воздухе Дамаска не витало предчувствие той кровавой бойни, которая сейчас развернулась в Сирии? Я отвечаю честно: нет. Было ясное ощущение дружелюбия, покоя и восточной неспешности во всем.

Конечно, сирийское общество весьма разнородно. Только среди христиан кроме православных есть еще марониты, католики, копты, григориане, униаты и протестанты. У мусульман две главные общины – сунниты и шииты, но есть еще алавиты, друзы и другие направления. Конечно, за много веков здесь скопилось множество противоречий и неприязни. Как говорится, спичку поднеси… Вот и поднесли.

Я ни в коем случае не хочу защищать нынешнюю сирийскую власть. Быть может, она тоталитарна. Но на Востоке в принципе не может быть европейской и никакой демократии, я в этом убежден, потому что это – особая цивилизация, очень сильно отличающаяся от нашей. Любая власть на Востоке – будь то власть шейха, султана, короля или президента – обязана быть жесткой и единовластной, иначе начнется хаос и разруха, что и показали нам события последних лет в арабских странах, а еще раньше в Ливане, в котором война продолжается уже сорок лет.

Не дай Бог такого развития событий Сирии. Тогда мы потеряем кроме человеческих жизней еще и огромное количество памятников, относящихся к самой колыбели человеческой истории.

Не дай Бог.

 

Владимир Щербинин

 

22 апреля 2013 года