Ислам в российской армии

На модерации Отложенный

Призывники с Северного Кавказа создают  проблемы  в армии. Сейчас эти  конфликты почти не попадают в ленты новостей. Но недавно они гремели на всю  страну. СМИ писали о массовых драках между русскими и кавказцами, публиковали  фотографии, где взявшие верх кавказцы писали название своего региона зубной  пастой на лбу у «подмятых» ими солдат других национальностей, выкладывали их  телами слово «Kavkaz» на палубе корабля или на плацу, наносили оскорбительные  надписи на спины «молодых» или приводили земляков к воротам воинских частей для  разборки с командирами.
Все закончилось несколькими судебными  процессами,но  потом проблема как-то исчезла из СМИ . Одна из причин-  призывать кавказцев стали меньше, а из некоторых республик их вообще не берут.  Но этот метод -не панацея.Быть может, ситуация в армии нормализовалась,  изменилась в лучшую сторону? Увы... О том, что она по-прежнему остра и, более  того, приобретает новые, гораздо более опасные формы, говорили представители  военных частей и военкомы на встрече с лидерами национальных диаспор в  Сибири.
Этот регион давно вызывает опасения в связи с возросшей  активностью ваххабитских проповедников. Россия теряет Сибирь. И захватят ее не  китайцы, а ваххабиты. Теперь стало ясноно, что эта зараза проникла и в армию.  Обычным стало открытое неповиновение приказам командиров, навязывание  национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от  прохождения осмотра у хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают  себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено  идеям ваххабизма.
Проблемы с солдатами с Кавказа длятся десятилетиями.  Если в советское время законы и единовластие офицеров позволяли поставить их на  место, то  сегодня, в условиях демократического общества, неподчинение  приказу не считается чрезвычайным, если оно основано на будто бы национальной  культуре солдата. Нетрудно понять, что вслед за этим приходит бардак. Военные  отмечают: все чаще попытки перевести проблему в политическую область и защитить  якобы оскорбленные религиозные либо национальные чувства солдат становятся  вразрез с уставом.
Дальше – больше: сегодня армия впервые столкнулась с  ваххабизмом в своих рядах. С одной стороны, кавказцы требуют к себе в армии  особого отношения (мужчины пол не моют), с другой – рвутся служить, поскольку  служба в армии открывает перед ними дверь в военные училища, в органы внутренних  дел, на госслужбу и так далее. Служить стало выгодно.  За призыв в  Дагестане дают взятку от 20-40 тысяч рублей - и до 150 тысяч. Некоторые  призывники уезжают в другие субъекты РФ, где встают на учет и требуют призыва.  Мы излишне политизируем призыв.
Говорим много о толерантности, но,  простите, она должна быть обоюдной. Должно быть уважение и к русским. Подача  звуковых сигналов днем и ночью на улицах городов – это что, толерантность? Или  поведение в общественных местах отдельных граждан РФ – это толерантность? Нет.  То же самое и в армии. Давайте спросим представителей воинских частей: что им  говорят, когда они убывают за молодым пополнением? Спросите, какой инструктаж  они получают – кого не призывать? Не брать Северный Кавказ.
Представители  диаспор признают: все правда. Но по привычке ищут причину в недавнем прошлом.  «То, что происходит сегодня, –ошибки со времен перестройки, когда они дала  трещину в государстве. Тогда забыли про народ, забыли про армию.

Сегодня мы  вновь должны воспитывать людей. Если в армию одного дурака отправили, то почему  все об него должны спотыкаться? Сегодня наших ребят не берут в президентский  полк, не берут в элитные войска, они редко попадают в нормальные части. Однажды  мы дали послабление на Кавказе, и сейчас сами страдаем от этого», – сказал  общественный деятель Загир Шашаев.
Выход для улучшения качества  кавказских призывников был найден простой и экзотический. Армейские чины  призывают представителей национальных объединений начать работу по воспитанию  призывников, но не простую, а именную. Было заявлено о намерении внедрить в  работу военкоматов систему поручительства: на каждого «своего» призывника  руководители диаспор будут давать письменную гарантию и нести за него личную  ответственность. Метод повергает в изумление  - подобное не практикуется ни  в одной армии мира.
Но военные говорят, что единственное, что может  привести строптивых кавказцев в чувство, – вызов старейшины «на ковер» в  воинскую часть. Но возникает вопрос: может прикреплять ли к каждому персональную  «няньку» –который бы объяснял, что в армии можно, а чего нельзя? То есть можно и  нужно делать все, что требует устав, а нельзя – то, чего там нет. И что в армии  устав главнее любых религиозных книг! Новость об угрозе ваххабизма в армии  всколыхнула общественность. И начальник отдела военкомата Ханты-Мансийского АО  О.Путилов  стал её опровергать: «Ваххабизм в армии  невозможен».
Проявлениями радикального ваххабизма занимаются органы  внутренних дел и ФСБ, которые проверяют всех выходцев из Северного Кавказа, чем  они занимались и не имеют ли эти люди отношения к бандформированиям. Проверяются  призывники и их родственники. Мы не можем допустить, чтобы бывший боевик пошел  служить и совершенствовал свои навыки. А если солдат начнет проявлять идеи  ваххабизма в армии, то эти настроения будут пресечены командирами и сотрудниками  военной юстиции.
Сейчас мы составили списки призывников с Северного  Кавказа, которые будут розданы старейшинам с просьбой, чтобы к призыву была  проведена индивидуальная работа с призывниками и их родителями. Во время  отправки в войска старейшины будут подписывать поручительства за каждого  призывника. Когда солдат будет знать, что за него поручились старейшины и  земляки, то будет более ответственно исполнять свои обязанности, определенные  воинскими уставами, понимая, что с него спросят свои же.
Мы хотим, чтобы  представители общественности подключились к работе, и считаю, что комплекс  мероприятий, выполненный предварительно до отправки призывников в войска,  сыграет положительную роль». В интернете развернулась дискуссия на эту тему.  Участники с кавказскими никами считают, что командиры должны практиковать  индивидуальный подход к кавказским призывникам, что борода – это не ваххабизм, а  ислам, а требование делать намаз пять раз в день надо уважать, как и нежелание  мыть пол и делать другую «грязную» работу.
Их оппоненты, наоборот,  указывают на главенствующее значение устава. В ответ слышатся возражения, что  устав, якобы «рабский», написан еще в советское время и ни во что не ставит  личность солдата. Сейчас, мол, иные времена, и устав нужно переписать – чтобы он  был с бородами, намазом и мусульманскими полками, где легче все это соблюдать.  Но можно ли будет отправить такой полк в бой, если подойдет время молиться?