И.П. Столяров. Мечта полковника сбывается?

На модерации Отложенный
Чудеса в Стране Победившей Бюрократии



«Было две беды: дураки и дороги… Появилась более страшная третья беда, когда дураки стали показывать дороги». академик Дм. Львов, 2005

            Мы уже стали привыкать к абсурдности различных  инициатив власти:  к круглогодичному «летнему времени», к непонятным манипуляциям с часовыми поясами, к переименованию «дяди Степы-милиционера» в полицая Ганса, к дорогой тротуарной плитке, которая лучше дешевого асфальта  летом, зато  зимой – гораздо хуже,  к отмене продажи разовых билетов в общественном транспорте ради безопасности пассажиров(?) и увеличения скорости(!?). Как-то само собой получается, что чудесные преобразования, призванные изменить жизнь страны к лучшему, дают результаты прямо противоположные тем, что были заявлены. Поэтому слово «реформы» в народе стало таким же ругательным как «демократия». Надо бы власти задуматься: может, эти слова наравне с матом в общественных местах взять да и запретить? Вдруг все изменится к лучшему?
         С проектом реформы Академии наук наши правители, кажется, превзошли самих себя. Законопроект был внесен в Думу под лживым предлогом, что финансирование  науки выросло в 10 раз, а результатов всё нет как нет. Значит, «эффективность науки» (в переводе с бюрократического канцелярита - результативность работы научных коллективов)  мала.   
Для того, чтобы повысить ее  предложен парадоксальный выход  -  изменение системы управления недвижимостью! Иначе говоря, передача ее под управление некого Агентства. Ну как же, государственная недвижимость -  любимая игрушка «новых русских» и примкнувших к ним  чиновников… Примеров  неудачных «реформ» такого рода  много:  приватизация промышленности, создание липовых ТСЖ и управляющих компаний, открывших счета в оффшорах для расхищения бюджетных средств в особо крупных размерах…  Да, интересная перспектива… для Прокуратуры.  Любой человек, имеющий отношение к науке и слышавший о теории управления, не может не поразиться: а наука-то здесь причем? Для непонятливых отвечаю: наука в этом законопроекте нужна для прикрытия. Для чего же еще? Результативность науки зависит от многого, но в первую очередь от таланта ученых,  а не от того, кто управляет недвижимостью.  Поскольку об ученых в законопроекте вообще не сказано ни слова, легко догадаться, что источником новых знаний и технологий по мнению разработчиков «реформы» является не труд  ученых, а именно недвижимость! Возможно, само понятие «труд» для чиновников  непостижимо. Кому из «эффективных менеджеров» не известно,  что новые знания растут  как грибы или проценты с капитала?! Кажется, именно такую одержимость «рыночным мышлением» известный американский философ Эрих Фромм  считал формой душевного заболевания…
Авторы законопроекта спешили  и  упустили из виду, что собственность, переданная государством Академии, включает не только землю и здания, но еще и научное оборудование – от простейшего вроде весов и микроскопов до сложнейших экспериментальных установок: радиотелескопов, ускорителей элементарных частиц и ядерных реакторов! Если с  землей и зданиями все более или менее ясно (здания  отнять, землю  продать! Пример экс-министра обороны Сердюкова  вдохновляет?), то абсолютно непонятно как Агентство собирается «управлять» научными установками.  Какой сумасшедший допустит их до «управления» научным оборудованием, они, что, по своему усмотрению в аренду или в утиль его намерены сдавать? Зная наших чиновников, этого никак нельзя исключить. В лучшем случае ученым придется писать новые бумаги – бесконечно объяснять и «согласовывать» с Агентством использование оборудования по прямому назначению и униженно просить о ремонте и приобретении нового…  А им, скорее всего, будут отказывать под предлогом «неэффективности» и необходимости экономии бюджетных средств… И что же тут нового?!  Ничего кроме  пустой траты времени и сил не предвидится. Это грозит серьезной дезорганизацией работы научных институтов.

Результаты применения тупого формально-бюрократического подхода Министерства науки и образования к реформам у всех перед глазами – по средней и высшей школе как Мамай прошел! Один злополучный ЕГЭ чего стоит! Уверяют, что «хотели как лучше», но верится в это с трудом. Зато чиновники при  деле, но как не вспомнить Фамусова и полковника Скалозуба из комедии Грибоедова «Горе от ума»!  Полковник еще два века тому назад обещал тогдашним «умникам»: «…фельдфебеля в Вольтеры  дам, он в три шеренги вас построит, а пикнете, так мигом успокоит!». Кажется, его обещание сейчас начинает сбываться… Полковник, судя по всему, бессмертен и снова при власти. Новый эксперимент Министерства науки и образования угрожает  существованию академической  науки в России. От чьего же «ума» у нас сейчас такое горе?
Законопроект «реформы Академии наук» вопреки Указу Президента не обсуждали с общественностью, наоборот, его торопились принять «явочным порядком» в последние дни парламентской сессии.  «Сюрприз»!

Зачем советоваться с учеными, когда можно их всех гуртом вместе с институтами передать в управление неведомому Агентству? Куда они денутся от своих пробирок и реакторов? Инициаторы «реформы» рассчитывали, что никто не будет спорить с тем, что исполнительная власть вправе распоряжаться государственной собственностью. Они не учли, что права бесконтрольного распоряжения чем бы то ни было у власти нет! Видимо, сказалось головокружение от неизвестных нам успехов…
Проект реформы Академии наук   неприемлем хотя бы  потому, что противоречит духу и букве  нашей Конституции. В ней заявлено, что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1, п.1 ) а, значит, действовать так, как будто ученые – крепостные чиновников, ни Правительство ни сам Президент не имеют права. Ст.3, п.1  Конституции провозглашает единственным источником власти народ, а не анонимных представителей исполнительной власти с зудом «реформаторства».  И кто же из власти  с народом о реформе Академии наук советовался? 
Только отъявленный лицемер может сказать, что никаких прав и свобод законопроект не ограничивает и не отменяет. В ст.44, п.1 Конституции  гарантируется свобода художественного, научного и др. видов творчества, а в ст.55, п.2  указано, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кто будет спорить с тем, что внешнее управление (т.е. опека) над Академией наук, которую власти таким образом объявили недееспособной, отменяет или умаляет права ученых? Все разговоры о престарелых академиках вели именно к этому.  Но опека ливановых и фурсенко чревата большими неприятностями для науки! Статья 45, п.1 Констиции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.  Ученые  тоже люди, не так ли? Значит, все нормы Конституции должны распространяться и на них. А чиновничьи представления о свободах и правах ученых не в ладу ни с Конституцией,  ни со здравым смыслом: уже сейчас  Прокуратура объявляет незаконными научные библиотеки и редакции научных журналов в зданиях НИИ(!), а это ведь только начало… Зато многообещающее!
 Шустрые «титаники мысли» из МОН готовы насильно заставить весь многотысячный коллектив РАН и каждого ученого в отдельности участвовать в своих более чем сомнительных опытах «реформирования»! Знать бы, что после таких опытов останется… Хотя  в ст.21, п.2Конституции четко сказано, что «никто не может без добровольного согласия подвергнут … научным или иным опытам».  «Иные опыты» следует понимать  как незаконный и безумный управленческий эксперимент над наукой и учеными, представляющий угрозу для страны! Конституция этого не допускает, зато чиновники  и «пятая колонна» в Академии  наук  обеими руками  «за».  При этом они  не гнушаются  прямого обмана и провокаций: это их стараниями из резолюции Конференции ученых была убрана  единогласно принятая(!)  днем раньше  поправка гласящая,  что текст законопроекта  противоречит Конституции страны!  За принятие поправки 29.08 проголосовал весь зал - около 2 тысяч человек, а за то чтобы  ее судьбу решал оргкомитет проголосовало  меньше  тысячи  ученых, оставшихся в зале  30.08.  Большинство просто не разобралось, что ими манипулируют. «Демократия», однако…
Но  «реформаторы»  просчитались –  лишь  совершенно равнодушный и ленивый не поймет, что законопроект  предназначен не для поддержки и развития науки, а прямо направлен против нее. А такой законопроект, как справедливо отметил доктор Рошаль, улучшать бесполезно, его нужно отвергнуть в целом.  Статья 45, п.2  Конституции гласит, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», а ученые не намерены идти на поводу у разрушителей отечественной науки, отказываясь от защиты своих конституционных прав. Разве  защита Конституции не долг каждого гражданина? На недавнем митинге, организованном молодыми учеными,  эту позицию ясно выражал плакат «Ученые больше не будут сидеть тихо!». За последние годы в институтах РАН появилось немало прекрасной молодежи, поэтому разрушителям придется иметь дело не только с послушными учеными пенсионного возраста и почтенными академиками, но и с молодежью, полной сил и не терпящей компромиссов. Защищая науку, мы боремся не за свои смешные стипендии и зарплаты, а за будущее свое и своей страны и убеждены,  что нас поддержат в этом все честные люди. Наше дело правое – победа будет за нами!
И.П. Столяров, старший научный сотрудник