Свобода слИва.

На модерации Отложенный

Испытываю брезгливое чувство отвращения, когда в любом, так или иначе, но огосударствлённом российском СМИ или из уст представителей этих СМИ является на всеобщее «обозрение» достаточно пошлая, как закадровый смех в отечественном юмористическом сериале, мысль о нейтралитете журналистики, её равноудалённости от любых позиций.

То есть журналистами должны быть некие бездушные киборги, отрабатывающие свой кусок хлеба нравственно бесформенными текстами. Либо текстами, отражающими позицию, продавленную со стороны. Неприятная, но возникающая сама собой аналогия сравнения подавляющего большинства российских журналистов с официантами очевидна. И те и другие ориентируются на вкусы заказчика. Но с каких пор профессиональное мнение и убеждения журналиста стали товаром? Журналистика в России не просто деградировала, она преобразовала право на свободу слова в право на свободу слива тех информационных отходов, которые ежедневно низвергает с экранов и страниц на головы соотечественников.      

   Журналистика в нынешней России напоминает универсальный куб с 6-ю гранями, плохо приспособленный как к движению, так и к развитию. Хочешь, - выбирай центр куба, хочешь, чередуй грани. Идентификация добра и зла не имеет значения. Есть высшая целесообразность – соответствовать правилам среды. Даже если они унизительно уродливы и вызывающе непрофессиональны. Информационная среда в России и абсолютно все её СМИ именно так и характеризуются как унизительно уродливые и вызывающе непрофессиональные.

Основные характеристики этой среды - ограничение диапазона мнений, верховная власть вне пределов досягаемости, откровенная политическая пропаганда стала нормой медийного пространства, журналисты превращены в говорящих, пишущих, хохмящих безликих болванчиков, их страх потерять работёнку перевешивает все профессионально-этические принципы вместе взятые. Путинский режим загнал российские СМИ в «прокрустово ложе» рыночного ньюпатриотизма, махровой софистики и всепоглощающих бульварных нечистот. Стоит ли удивляться низким рейтингам федеральных СМИ и повальному равнодушию российского населения к серьёзному информационному пространству внутри страны?

Так называемые альтернативные СМИ – «Дожди», «Старые-новые газеты», «Отголоски Москвы», представляющие в бочке агитационного дёгтя ложку демократического мёда, ещё более отвратительны своими претензиями на независимость и объективность. Именно они находятся в середине вышеупомянутого куба, пытаясь балансировать между имитацией свободы слива и задачами Кремлёвских «субподрядчиков». Они преобразуют массовое народное возмущение в формат маргинальных бытовых протестов. Они наиболее цинично превращают информационную боль в продукт массового потребления. Они забалтывают идеи перемен, прививая развитию протеста созерцательное безразличие и нравственный нигилизм. Действует эффект самообмана, когда конечной целью становится не конкретный объективный результат, а достижение самоназначенной границы собственных стараний. Я сделал всё, что мог, успокаиваем мы себя, ошибочно полагая свои усилия, подкреплённые материалами альтернативных СМИ, маленьким шагом в сторону развития демократии. На деле сделав этот шажок по кругу авторитарного, криминально-бюрократического загона.

Мишенью СМИ для беспощадной критики настоящей общественно-политической журналистики должна быть на 90 % действующая власть. Именно потому что она действующая, а не потенциальная. Никаких глупых нейтральных позиций, никаких 50 на 50, никаких уравновешивающих друг друга мнений, представляющих весь спектр общественных метаний и мечтаний, никакой идиотской направленности на позитивизм, быть не должно. Рыдать хочется, когда читаешь или видишь в российских СМИ намеренно раздутые или, непонятно для чего, упомянутые зарубежные «ужасы» и российские благостные картинки героической работы федеральных структур и местных властей. При этом тенденции таковы – позитив Запада необходимо извратить и очернить, негатив – усилить. Всеобъемлющий российский негатив – скрыть, обьюморить, наделить положительными признаками, о любом позитиве – трубить как о триумфальном достижении. Манипулятивные технологии достойные баранов, а не уважающих себя граждан.  

Только то СМИ, которое в 90 % материалов громит действующую Власть, невзирая на чины и звания – состоятельно и профессионально.

Общественно-политическое СМИ не отвечающее этим простым принципам – совковый «Прожектор перестройки» и детский журнал «Мурзилка» в одном флаконе. Журналисты, работающие в таких СМИ - обслуживающие заказчиков официанты. Цель у таких СМИ может быть только одна – промывание мозгов соотечественникам.

Яркий пример подобного журналиста – многими уважаемый, Познер Владимир Владимирович. Считающий естественным, то есть нормальным, не конструктивную реакцию, а силовое, по сути, криминальное сопротивление Власти протестным настроениям в обществе, то есть её репрессии в отношении любых обличающих её сил. Каков демократ? За маской свободного, самодостаточного журналиста прячется беспринципный, испуганный, взнузданный Властью демагог и приспособленец. И хватит о нём, слишком много чести. Похожие экземпляры, на которых, с точки зрения материальной зависимости, пробу негде ставить, успешно приняты и не менее успешно окучивают уши доверчивых россиян ещё на одном «свистке», выпускающем протестный пар в пустоту, на Эхе Москвы. Не буду произносить его фамилию, которая стала нарицательным символом продажности, провокационности, вербальной околесицы и которая, как никакая другая, компрометирует российский журналистский цех в целом. Но, ведь это такая мелочь, по сравнению с кучами разнообразной «грязи», которую ежеминутно в упор не замечает электорат Единой России, Путина и Собянина. Стадо, оно для всех стадо. И для действующей Власти и для, назначенных ею имитациями независимых СМИ, медиа шпионов. Настоящих журналистов в России отстреливают или увечат, остаётся только ОНО.

ОНО работает, находясь под влиянием «шведского синдрома». В российской версии – «путинского». Это когда законная борьба, критика, убеждённое обличение Власти, гипнотическим образом превращается в оправдание её «художеств» и, даже властную симпатию. А весь праведный ГНЕВ обрушивается на, и без того, зачищенную Властью, горстку оппозиционеров. У которых появляется масса недостатков: нет внятной программы, желания сотрудничать, управленческого опыта, способности объединять… и бог знает чего ещё, да просто рожами не вышли. А есть только одно – злое желание неконструктивно критиковать, что, конечно же, делать, по сравнению с «реальной» работой на всеобщее благо, легко и просто.

Российские СМИ – мерзким образом обрушивают энергию, предназначенную для зажравшегося, огромного аппарата Власти, на задавленную крохотную оппозицию. Что может быть аморальнее такого откровенного раболепия и шакальего холуйства? А сколько отобранной Кремлём, молодой бестолковой перхоти сидит в интернете, тупо загаживая форумы словестными экскрементами …?! Развёрнута настоящая «холодная» война, на огне которой любая подобранная и нанятая Властью шваль, не прочь погреть и нагреть руки.

Кремль («царь») устал от собственной мнимой безальтернативности, от полчищ своих серых бездарных поклонников, от их воровства и лени, от бесконечного избирательного спектакля с известным финалом, от своих равнодушных граждан, от латентного культа личности кормчего, от денег, от Власти… Он просто не знает что с ней делать, ибо с каждым годом Власть остаётся старой. Он уже наверняка пожалел о своей жадности в увеличении сроков избрания президента и парламента, в отличии от самого парламента.    Потому что Власть в условиях информационного быстро меняющегося рефлексирующего мира это геморрой, западня, в которую значительно легче войти, чем выйти из неё.

Потому что, любой искусственный преемник – по определению будет лишь твоей тенью, неудачным клоном, бледным подобием тебя самого. Для России это особенно актуально.

Поэтому он готов, на примере Навального, разбавить рутину фальсификаций и предсказуемости игрой в локальную честность. Но она его не спасёт. Спасёт слово.

Надо начать сначала. Вначале, должно быть СЛОВО…. Свобода слова.