Убийство России: кладбище забытых деревень
Масштабы и скорость угасания российских деревень беспокоят не только их жителей, чувствующих себя гражданами какой-то другой страны - нецивилизованной и всеми забытой, но и федеральных чиновников...
БРОШЕННАЯ РОССИЯ
За сорок минут страшненький, в ржавчине и вмятинах, рейсовый автобус перемещает нас из современного и, судя по домам, состоятельного города в заброшенное село Лубышево. Кривые избы, зеленый пруд, развалины, прежде бывшие магазином. От хибары к хибаре гребем - как пловцы кролем - сквозь высокий и влажный от росы бурьян. На огромной территории с сотнями построек сегодня живут три бабуси, один дед, два петуха, четыре курицы и тысяча лягушек.
Приезжие для Лубышева - сенсация. Настолько значительная, что, едва заслышав чужаков, старики выходят во двор, разом вываливают нежданным гостям всю нужную и ненужную информацию, а потом несколько часов ждут их возвращения у калитки, чтобы завершить прерванный рассказ.
Благодаря их сельскому дайджесту мы узнаем, что молодежь "полегла от водки", безработные "укатили в райцентр", пенсионеры "усвистели к внукам". На три села в округе осталась одна школа, куда в следующем году примут единственного первоклассника. Жители удаленных деревень в складчину покупают будущим выпускникам форму (у родителей не хватает средств) и поочередно кормят и отмывают от грязи малышей местных алкоголиков.
"Коров, коз, гусей давно не держим - дорого. Ихраструхтуры нет, - по-своему рассуждают о состоянии и инфраструктуре Лубышева сельчане. - Лечиться негде, за продуктами ездим в город. Кому здесь понравится?"
Никому. Хотя условия в курском селе Лубышево еще не самые худшие. Деревень, чье население состоит из 2-5 человек, в России около 20 тысяч. Де-юре они существуют, но де-факто им, как в песне, "до смерти четыре шага". Где есть электричество, там нет газа. Где есть газ, там нет воды. Где есть вода, там нет дорог, ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), магазинов, школ. Газеты приносят пару раз в неделю, как в Дуванском районе Башкирии.
"Я в течение 18 лет от Калмаша до Бурцовки и Сафоновки пешком ходила. Дорога - 20 с лишним километров, - вспоминает бывший почтальон из села Калмаш Надежда Катаева. - Деньги и письма пенсионерам доставляла. Раньше в Калмаше животноводческая ферма работала. В 2004-м ее закрыли. Народ кто куда разбежался. И люди, и села скоро совсем исчезнут".
В Башкирии, кстати, треть населения республики не доживает до пенсии. В деревнях мужчины и женщины умирают если не от пьянства, то от болезней системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения. Села Нуримановского, Дуванского и Караидельского районов стали территориями отшельников. Среднее поколение уехало в Свердловскую область и на Ямал, молодежь - в Сочи. Десять лет назад в калмашской школе учились 600 ребят. В 2013 году ее классы пустуют."
Старшеклассников, их 16 человек, на неделю увозят в интернат в райцентр, за 33 километра от дома, - объясняет бывший директор школы Анастасия Ершова. - Малолетки катаются в поселок Октябрьский. Мужчины месяцами не видят близких - вкалывают на вахтах, женщины ищут работу в районе, дети привыкают к казенному быту. Только старикам некуда бежать".
Из деревень Тверской, Смоленской, Псковской областей бегут и пенсионеры. "Население Краснинского района Смоленской области, к примеру, уменьшилось почти в 2 раза. Региональные власти упразднили около 100 деревень", - говорит бывший директор Краснинского краеведческого музея Наталья Смолина.
Во времена Пушкина слово "упразднили" означало "опорожнили, опустошили". Так вот в России за 2000-2012 годы опустошено более 20 тысяч сел. Путешествуя по стране, можно составить реестр мертвых деревень. И к 2015 году упраздненный перечень увеличится на 50% - эксперты дают неутешительные прогнозы по поводу скорости и масштабов угасания отечественных сел.
О КОВБОЯХ И КУКЛАХ
В мае 2013 года премьер-министр правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что в России "сохраняется опасная тенденция миграции сельского населения в города", и предложил выделить на решение важной проблемы 90 млрд рублей. Чуть раньше Министерство сельского хозяйства России, которое никак не может подготовить концепцию развития сельских территорий, обещало, что к 2020 году занятость сельчан чудесным образом достигнет 70%, зарплата повысится в 4,5 раза, 70% деревень будут обеспечены водопроводом, газом, канализацией и дорогами.
Вслед за этим "я знаю: саду цвесть" через недельку-другую наверняка последуют телерепортажи с полей - первые лица государства снова будут кататься на комбайнах, встречаться с агрономами и беседовать с очередными ковбоями, приехавшими развивать российское село.
Такое уже случалось - в 2012 году Медведев инспектировал в Брянской области элитных буренок и пастухов из Айдахо. А летом 2013-го жители Брянщины признались корреспондентам "Мира новостей", что те самые суперковбои по 2-3 месяца не выплачивают русским работникам заработную плату. Что под Брянском и под Воронежем американские скотники держатся обособленно - закрыты от местных. И что трудятся они не во благо России, а работают на московских дельцов, которые ни о каком социальном развитии села не помышляют.
"Наши деревни не возрождаются - они выродились. Врачи и учителя сбежали, дорог нет. В дальних селах диких кабанов больше, чем людей, - жалуются жители Дубровского района. - Чем вам не остров Сикоку?"
Япония с ее островами обсуждается брянскими сельчанами с того момента, как они услышали по радио о существовании Нагоро. Оказывается, на Сикоку есть мертвая деревня. Усопших или уехавших из Нагоро земляков аборигены замещают куклами. Делают их из соломы и сажают в опустевших домах или ставят у заборов. Кукол в Нагоро втрое больше, чем людей.
"Давайте и мы матрешек настрогаем. Все равно делать нечего, - шутят старожилы Дубровского района. - По крайней мере туристов к себе заманим".
...Но вернемся к проектам федеральных чиновников. Занятный они все-таки народ. Непредсказуемый. Обещают развивать село, прорабатывают соответствующие финансовые схемы и при этом... планируют упразднить сельскую власть. Второй год с подачи губернатора Ульяновской области Сергея Морозова в правительстве РФ размышляют о замене деревенских администраций старостами-добровольцами.
Дескать, исполнительную власть разумнее перенести на районный уровень. Представьте, как преобразится жизнь российских сел, если они потеряют последнюю связь с управленцами. Впрочем, и сейчас многие главы районов не знают, что творится на их территории: куда по бездорожью не может проехать скорая, где назревает конфликт между русскими и кавказцами и почему сельские богачи (например во Владимирской области) продают участки трасс под коттеджи. Каждая деревня существует по своим правилам, в каждой - свой ад, каждая идет к финишу своим путем.
НИ КАПЛИ ОПТИМИЗМА
Социологи, демографы с середины 1990-х говорят о причинах угасания российской деревни, газеты ежемесячно публикуют репортажи из мертвых сел. В этих статьях всегда есть закрытые клубы, заколоченные библиотеки, рассыпающиеся ФАПы, почтальоны-марафонцы, курсирующие между тремя деревнями, дооптимизировавшиеся до абсурда чиновники и в хламину пьяные деревенские мужики и бабы.
А что меняется? Ничего. В 2007 году ректор Челябинского агроинженерного университета Василий Бледных предлагал государству отказаться от идеи возрождения российских сел и советовал создавать агрогорода. Строить их вблизи автомобильных и железнодорожных путей, предоставлять авторам эффективных проектов преимущества в кредитовании, налогообложении и приобретении земли в собственность. По мнению Бледных, население агрогородов зимой могло бы работать на небольших предприятиях по производству строительных материалов из местного сырья, а летом трудиться на полях.
Идея никого не заинтересовала. С 2007 по 2013 год Минсельхоз России изображает активную работу над собственной концепцией развития сельских территорий. И пока эта концепция пребывает в том же состоянии, что и умирающие деревни Смоленской, Тверской, Псковской областей.
Мы очень хотели найти для читателя что-нибудь обнадеживающее, успокаивающее. Для равновесия. Но по дороге из курского села Лубышево растеряли последние капли оптимизма. Где-то между старым Лубышевом, заброшенные дома в котором можно, по слухам, выторговать за 200-300 тысяч рублей, и новым коттеджным поселком с избушками стоимостью более 5 млн рублей. Жизни нет ни в одном, ни в другом. Но она есть на обочине - у дороги, в лесу, поселилась стая одичавших дворняг. Кроме них здешние сельские территории никто не осваивает.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Чё к нам прётесь все? Мёдом намазано?
Не нравится - GO HOME.
Или ждёте, чтобы барышень до дому кто провёл?
Комментарий удален модератором
Опять бунтуешь ? Макспарк настолько российский насколько он и американский, так как домэин .COM хозяева Макспарка захотели иметь, не предпочли российский с окончанием .RU, а регистрация Макспарка была сделана в Лос Анджелесе.... Так что в следующий раз не пиши глупостей, не смеши мои тапочки насчет твоих глупых указаний где кому быть. О кэй, Олежек ? Надеюсь, ты смышленый мальчик, все понял...
На войне как на войне.
Антисовки - в принципе русофобы, если их радует, когда Россия дохнет.
Марш учить уроки, малыш :)
Расстояние. Если до города меньше 50 км - деревня превращается в участки богатых.
Если далеко - туда можно загнать только силой. И тут надо либо уже загонять, либо нет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
это одна из таких деревень............
----
Ну уж спасибо, за такие деньги можно в Болгарии хороший дом купить,
----
Хм, а с этого места можно поподробнее? Надеюсь - японка?
Комментарий удален модератором
Когда власть поймёт, что старый уклад жизни с поселениями в деревнях и каким либо сельхозпроизводством неконкурентоспособен. Чего тут думать и гнаться за ушедшим 17-19веками,жизнь сама уже подсказывает, ещё с советских времён, что этому укладу жизни пришёл конец. Да, ещё где то отдельные "островки" сопротивляются этому, но не более.
Надо правительству смотреть в комплексе всей России эти проблемы, также как и развития всех территорий в стране. Без решения общих экономических взаимосвязей территорий и бизнеса, вопрос сельских поселений не решить. Надо определяться властям, а не строить для отвода глаз народа глобальные, никому не нужные олипийские объекты.
----
Какие налоги были с деревни? Скорее всего туда шли налоги.
Или такой пассаж - "а работают на московских дельцов, которые ни о каком социальном развитии села не помышляют." а кто должен заботиться о социальном развитии села, как не сами селяне? Откуда такое иждевенческое настрение у сельчан - все им чего-то должны.
Далее -
Где есть электричество, там нет газа. Где есть газ, там нет воды. Где есть вода, там нет дорог,
Электричество и воду нужно учиться добывать самим. От газа тоже нельзя так зависеть.
Что отличает ковбоев из Айдахо от местных жителей?
Правильно, наличие породистых коров, наличие покупателя на продукцию, наличие техники (есть на это деньги у них).
Стало быть, в чём проблема?
Не буду о ситуации в Башкирии, скажу о себе. Вокруг меня живёт достаточно людей, которые держат породистых коров, и имеют устойчивые рынки сбыта молока. Не ковбои! Обычные русские люди. Как видите, никаких чудес. Но им повезло, село в 11 км от городской черты, сбыт налажен со времён дефицита еды.
Могу ли я как они? Нет, конечно! У меня нет навыков ухода за крупным рогатым скотом, у меня нет денег на приобретение коров, у меня нет налаженной системы сбыта.
Вот вы увидели, как в тех же условиях, что и живущие вокруг меня люди, я сделать как они уже не могу. Думаете, эту проблему могу решить я сам? Без помощи? Не смешите. Вот и жители депрессивных деревень сами без помощи ничего не смогут сделать. ДАЙТЕ людям коров (в лизинг, например), ДАЙТЕ заготконторы, которые будут платить справедливую цену, и село возродится. Но я так понимаю, такая цель у руководства отсутствует.
----
Но государство их за ручку не водит - вот вам газ, вот водичка.... вот вам студенты в помощь.
Тоже не справляются в таких условиях, значит. Возможно, им деваться некуда было. Вообще, на Запдае прибыль фермера - это пособие от государства, они работают без прибыли.
Тут же нашему крестьянину нужно конкурировать с тем фермером, и умудриться в худших погодных условиях получить прибыль, иначе банкротство полное. Откуда же они возьмут деньги ещё и на подводку газа?
-
Мне в это не очень верится. Слишком серьезное обвинение.
Рентабельно производство в таких странах как Бразилия, Аргентина. Там скот круглый год на выпасе.
В европейских странах с климатом более благоприятным чем у нас, фермеры получают прибыль за счёт дотации со стороны государств.
Следует ли удивляться тому, что американские фермеры всего этого не учли? Лично я не вижу причины для удивления. Да, можно выращивать какую-нибудь экзотику вроде мраморной говядины, и получать прибыль. Но много ли её требует рынок?
забота наша простая
жила бы Москва родная
и не ту других забот
---
Что это такое?
Второйй фактор - ст.9 п. 2 Конституции РФ - "всё можеет находиться в частной собственности..." И земля в том числе.
Если у меня есть земля, то главная задача - получение прибыли. Я нанимаю бригаду Джондиров, которые её вспашут (а таким "новым МТС" выгоднее работать с хозяевами земли, ди и хозяевам земли дешевле работать с такими "МТС", кроме того, они часто создаются чиновниками за бюджетные деньги, якобы для развития села...), посеют, например, пшеницу (и срок хранения большой, и экспортный потенциал неплохой), а потом приедут и уберут. И транспортная компания отвезет её на частный элеватор, откуда зернотрейдеры её продадут... Где вы тут видите место селянину???
Другой вопрос, как правильно и наиболее "безболезненно" разрулить эту ситуацию.
А село, село в любом случае бутет умирать. Ну или трансформироваться в фермерские кооперативы. Вот только продукция их не будет конкурентноспособной ни на мировом, ни на местном уровне...