Чалый о калийном конфликте

Сергей Чалый

Послушаем мнение Чалого. Кто ленив, как и я - в конспекте (мои комментарии - курсивом).

Демонстративные действия "Уралкалия" назвали распадом БКК, но юридически "Уралкалий" по-прежнему остается акционером БКК. Задержание Баумгертнера было реакцией на заявления "Уралкалия" о смене сбытовой стратегии и кадровой политики. Прошло меньше месяца с того времени, и мы видим, какое количество событий происходит после этого ареста. Это говорит о том, что арест готовился серьезно. 

После заявление "Уралкалия" потребовалось 3 недели, чтобы сообразить, как действовать. Сейчас ясно, что это не импровизация. Если дело было уже заведено, то его должны были арестовать по прилету во время прохождения паспортного контроля. Отсюда можно сделать вывод, что до встречи с Мясниковичем вопрос был подвешен. Для меня это доказательство того, что Мясникович приглашал их на переговоры и никого не собирались арестовывать. Можно сделать два вывода: либо Михаил Владимирович не знал о том, что заведено дело, либо знал. Но  слухи об его отставке – это как раз может быть ход человека, который знал. 
Важный момент, что СК тут же направил в Интерпол запрос на объявление четырех топ-менеджеров БКК в розыск. Интерпол тут же выдал ордер на их арест. Для "Уралкалия" это ключевые фигуры для их собственной сбытовой сети, эти люди заключают договоры на самом высоком уровне. Иностранные командировки для них – обычное дело. Сейчас им стоит избегать аэропортов. 
Чалый заметил, что после заявления Онищенко о нашем молоке, к "Бабушкиной крынке", акционерами которой являются россияне, никаких претензий. 
Но Беларусь и Новая Зеландия пополам делили российский рынок. Беларусь сейчас практически монополизирует поставки сухого молока. Ладно сейчас высокий сезон, когда коровы в лугах. Но что они будут делать, начиная с осени? 
По всей видимости, время картелей ушло. Сразу после заявления "Уралкалий" переписал на себя контракт с Китаем. По мнению Баумгертнера, всему виной "Беларуськалий" и указ о прекращении эксклюзивного права экспорта на внешние рынки белорусского калия через БКК. В то время как "Уралкалий" давным-давно проводит свой калий через свои каналы, причем большую долю, 80%. 

Картель должен был рухнуть, потому что в ближайшие годы ожидалось довольно большое количество новых проектов. Нашлись новые месторождения, и мировые поставщики калия готовы были выпустить на рынок дополнительные объемы продукции. 
Идея, о которой говорил Баумгартнер, понизить цену, чтобы цена оказалась вблизи точки безубыточности, по которой должны были запускаться новые проекты. Это должно было остановить поступление нового предложения от конкурентов. Конкуренты на это ответили, что не будут опускать цены. 
В БКК практически не осталось людей: почти все сотрудники написали заявление в "Уралкалий" и уехали в Москву. И внезапно выясняется, что БКК без "Уралкалия" не способна что-либо делать. 

"Беларуськалий" был шокирован заявлением об аресте Баумгертнера. Для БКК это не было неожиданностью, так как и.о. заместителя директора буквально после интервью СК на БТ озвучил претензии. 

В мае приезжал Керимов, настаивал на встрече с авторитетными людьми, встречался с Сергеем Румасом и Виктором Лукашенко.

Собственно, рука Виктора Лукашенко в дальнейших событиях четко видна. Откуда у СК менее чем за месяц появляются необходимые документы. За столько лет существования БКК только в этом году заинтересовались тем, как обстоят дела со сбытом. 

"Уралкалий" переключает внимание на то, что произойдет с мировым калийным рынком и переводит стрелки на "Беларуськалий" и указ президента. В действительности это ерунда, потому что если бы поводом ухода был указ, это произошло бы в декабре при его принятии, либо в апреле, когда действие указа было применено. 

При создании БКК процедура развода вообще не оказалась приписанной. 

Даже белорусские топ-менеджеры БКК получали зарплату от "Уралкалия": тут напрямую просматривается конфликт интересов. 

Кириенко озвучил, что это попытка рейдерского захвата "Беларуськалия". При этом одновременно говорится, что это попытка сыграть на понижении акций. С моей точки зрения две эти вещи одновременно никак не совпадают. Во многом это было харакири для Керимова, потому что он напрямую заинтересован в увеличении капитализации компании. Не могло быть это действиями, направленными на рейдерский захват: нечем захватывать. "Уралкалий" в долгосрочной перспективе сделал себе хуже, чем нам. 

Настолько наша сторона не смотрела, как там ведутся дела, что сейчас выясняется, что у БКК все время была задолженность перед "Беларуськалием". Фактически беспроцентное кредитование. А теперь БКК надо отдавать долг, а деньги на счетах в России. 
Судьба "Уралкалия" определялась вовсе не 26 августа, а действиями 30 июля, в день, когда было объявление о скандале. Мировой калийный рынок сначала взлетел, а через два дня вернулся на тот же уровень, что и до этой новости. Природа рынка поменялась, и никакими арестами, переговорами, разбитую вазу не склеить. 

Баумгертнера могут освободить и быстро, если вопрос будет решен на политическом уровне.  Рейдерским захватом ни с той, ни с другой стороны это не выглядит. (а наши об этом тупо твердят). С Баумгертнера можно взыскать только имущество на территории белорусской стороны. 
Ответ на самый главный вопрос, который никто не задает: чего наши хотят? Возмещение ущерба – дело не месяца и не года. Это может быть психологический фактор: с нами поступили некрасиво, и мы тоже по-пацански должны продемонстрировать силу. 

<hr/>

По-моему, Чалый тоже болен теорией заговора. Но он подметил, что госкомпания Белкалий ни хрена не научилась работать на рынке. Она доверилась российским специалистам типа Баумгертнера, получившими докторскую степень на Западе.

Он рождает версию, что сын Лукашенко ведет свою игру. И это не игра отца. По-моему, это "чушь несусветная".

Денег с Уралкалия не получат. Чисто технически.

Природа калийного рынка поменялась (новые мощности), и потуги Белкалия играть на высокую цену - чушь.