Сирийский вопрос: какие шаги теперь следует предпринять Обаме.Збигнев Бжезинский

На модерации Отложенный

"Отвратительное преступление против нравственности, совершенное против сирийцев-сограждан, вероятно, силами Башара Асада, - уникальный шанс для президента Обамы", - так начинается статья экс-советника по национальной безопасности США Збигнева Бжезинского в Financial Times. Автор полагает: теперь у Обамы есть возможность, во-первых, "мобилизовать мировое общественное мнение против все более разрушительной межконфессиональной войны в Сирии", и, во-вторых, "стремиться к расширенному участию мирового сообщества в более разносторонних усилиях, цель которых - предотвратить общерегиональный взрыв".

Бжезинский полагает: гражданская война в Сирии может быстро разрастись и ожесточиться. "Значит, карательная мера - ответ на крайне жестокую химическую атаку на мирных сирийцев - должна быть элементом более широкой стратегии", - говорится в статье.

Бжезинский советует: предложить Генассамблее ООН осудить химическую атаку на мирных граждан, "но на данном этапе не называя тех, кто совершил атаку". Ни одно государство не откажется осудить столь бесчеловечную бойню, полагает автор.

Если разрастание сирийского конфликта не предотвратить, он может захватить Иорданию, Ливан, Ирак, Израиль, Турцию, "в итоге втянуть Иран и США". Возможно вовлечение России "в некотором роде", насилие также может перекинуться на российский Кавказ. Пострадает экономика стран Азии, зависимых от ближневосточной нефти.

Инициатива по предотвращению крупного конфликта должна исходить от США, но ЕС должен сыграть более заметную роль. Пора также привлечь Китай, Индию и Японию (возможно, тогда Москва отбросит идею, что ближневосточный кризис больше всего вредит США, и присоединится к коалиции государств, заинтересованных в урегулировании). Бжезинский предлагает конкретные шаги: "прекращение огня в Сирии под международным надзором", "серьезные израильско-палестинские переговоры", возможная нормализация отношений с Ираном. Все это дело небыстрое, но альтернатива - мрачный сценарий, заключает автор.

 

Источник: Financial Times