Е.АЛЬБАЦ: Родина стоит рисков. Свобода стоит рисков.

На модерации Отложенный

           Родина стоит рисков. Свобода стоит рисков.


Е.АЛЬБАЦ: Мне кажется, что эти выборы замечательны тем, что они непредсказуемы. Если вы можете предсказать, то тогда это уже и не интересно, и это не совсем выборы. Поэтому я думаю, что ситуация очень непредсказуемая. Видно, что набирает Навальный, хотя последнее время по цифрам, судя по всему, он вышел на какое-то плато. Но, наверное, последние 2 недели кампании его невероятно креативный штаб что-то придумает.

Мы в номере публикуем большой рассказ о том, как работает штаб. Это, конечно, поразительная совершенно история.

И люди... Главное, что больше всего меня радует, что очень многие топ-менеджеры больших и средних компаний (я не буду их называть, чтобы не создавать им проблемы) берут отпуска и работают там. Там, например, один директор хедж-фонда ушел в отпуск и первое время сгибал листовки, да? Люди с очень хорошими зарплатами руководят там транспортом или стоят на кубах, или разносят эти листовки, работают волонтерами.

- А вот им-то чего не хватает?

Е.АЛЬБАЦ: Им? Им не хватает нормальной родины. Вот, ничего больше. Это люди, которых... Вы знаете, вот это для меня такое радостное потрясение, что... Я всегда говорила о том, что человек больше денег. Но для меня радостное потрясение, что вот это появилось молодое поколение бизнесменов, людей, которые сами, так сказать, состоятельны, прежде всего, внутренне самодостаточны, которые сделали деньги, используя собственные мозги.

Я делала пару недель назад, круглый стол в редакции с теми бизнесменами, которые подписали письмо в поддержку Навального и которые абсолютно откровенно... Сейчас уже больше 200 человек подписали это письмо.

Так вот один из них, Станислав Сажин на мой вопрос «Станислав, ну, вот, Вы же сами не очень верите, что Навальный победит на выборах мэра. Вы же понимаете, насколько не рационален ваш поступок? У вас же могут начаться проблемы». А у него бизнес с миллионным оборотом в долларах. И он мне на это ответил «Да. Вы знаете, мне то же самое говорят мои родители. Но,  я все время думаю о том, что я буду о себе думать, когда я буду умирать». 29 лет ему. «Когда я буду умирать. И, вот, мне хотелось бы думать, что я не был трусом».

Вот в этих людях, в этих молодых ребятах, в них есть нравственный компонент. Это самое потрясающее, что произошло, что для них есть представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. И деньги не замещают это.

И вот эти ребята сейчас помогают Навальному. Посмотрите, он собрал уже 70 миллионов рублей. Это же совершенно потрясающая  история. Прямым фандрейзингом частные люди переводят ему такие деньги. Это же значит, люди готовы инвестировать в него свой рубль, они ему верят.

Так что у меня, честно говоря, с этой кампанией... На самом деле, не принципиально, кто победит. Вот так вот, если совсем откровенно. Очень важно, что мы увидели, что в России, действительно, как минимум в Москве ,- есть средний класс и это средний класс, для которого нравственная компонента важна.  Они точно больше и выше денег. И вот это меня бесконечно радует.

-  А не страшно ли за этих людей, которые сейчас связывают, пусть не самые радужные, но хоть какие-то надежды на перемены? Не страшно ли, что, спустя какое-то время, они так жестоко разочаруются во всем, что и их не будет у нас?

Е.АЛЬБАЦ: Нет. То есть что значит «страшно»? Они абсолютно самодостаточные люди. Они отлично понимают все лимиты на политику, какие есть. Никто из них... Это же не очарование Навальным, да? Это потребность в нормальной политике, в нормальной стране.

Это потребность в том, чтобы... Вот, они платят свои налоги. На эти налоги живет российская власть. Они хотят принимать участие в управлении страной через выборный механизм. Они хотят, чтобы их голос был услышан. Их голос никак абсолютно не представлен. Они хотят... Понимаете, они хотят здесь жить и работать. Ведь, это ребята, у которых... На самом деле, они могут работать из любой точки мира. Их сервера и так находятся где-нибудь за границей. Но у них есть потребность в нормальной родине.

Другой участник круглого стола у нас в журнале Антон Гопко, он сказал такую фразу: «У меня ощущение, что у меня украли родину». Понимаете? Вот, в них очень такой здоровый, очень честный патриотизм.

И они видят, что Навальный – это человек, который исповедует их нравственные ценности. Он 10 раз мог уехать, ему специально Следственный комитет, когда определял обвинение по Кировлесу, за неделю предупредили его о том, что будет предъявлено обвинение. Его могли тогда же арестовать. Семья его в это время была на отдыхе в Португалии. Ему давали понять: «Уезжай вон. Пошел вон». Понимаете? И, вот, для Навального, вот, отечество настолько важно, что он готов за это идти в тюрьму. Понимаете? Это безумно важная вещь.

Сейчас идет такая парашная, такая отвратительная кампания на всяких сайтах, и в том числе на еврейских сайтах. Я хочу обратиться к людям, с которыми нас во многом объединяет то, что мы читаем Тору. То, что там написано, это ложь от первого слова до последнего. Это такое вранье. Мы с Алексеем Навальным – близкие, давние друзья, я очень хорошо его знаю. Не верьте той заказухе, которая перепечатывается с одного сайта на другой и попала даже в газету, которую я читаю, а именно «Jerusalem Post». Это такая отвратительная, парашная, мерзкая кампания.

- Хорошо бы еще увидеть, что власть этих бизнесменов уничтожать не будет. Власть-то старая. Ведь, действительно, речь-то идет всего лишь об одной кампании на одном маленьком этапе.

Е.АЛЬБАЦ: Родина стоит рисков. Свобода стоит рисков. Эти ребята... Вы посмотрите, сегодня один из них написал колонку на сайте Forbes.ru. Он пишет ровно об этом, как безумно бизнесмены боятся что-либо говорить и что-либо делать, и что так невозможно жить в собственной стране. Какой смысл тогда здесь жить?

Еще раз повторяю, они могут деньги зарабатывать не здесь. Они могут сидеть в любой точке мира, в Силиконовой долине. Но им-то хочется, чтобы в этой стране была нормальная жизнь, чтобы здесь не отправляли десятками тысяч бизнесменов в тюрьмы, чтобы здесь не правили всякие судьи Сташины, чтобы здесь нельзя было убить Магнитского в тюрьме, чтобы здесь нельзя было, чтобы министр обороны творил то, что творил Сердюков, и при этом, ведь, совершенно очевидно, что он не получит за это никакого наказания. Понимаете? Ведь, стыдно! Стыдно за свою страну, за то, что... Мы же это все допустили. Что мы допустили, что с нами обращаются как с полным дерьмом.

Вот эти ребята – это то самое непоротое поколение. Понимаете, они не помнят советской власти. Они не помнят этой клетки, которую я хорошо помню. Они выросли уже в совершенно другое время. Им хочется своей родиной гордиться. Это нормальное человеческое чувство.

Вообще я, знаете, вот, я иногда так завидую американцам, то, как они гордятся своей страной, да? Они могут ругать своих президентов и терпеть их, и так далее, но они гордятся своей страной. И гордятся страной, в которой не нефтяные ресурсы создают ВВП, да? 60% американской экономики – это малые и средние бизнесы. Самые высокие, самые передовые технологии – это США. Вот этим, да, хочется гордиться. Чистая, ухоженная страна. И этим хочется гордиться.

И если кого-то поймают за руку на воровстве, посадят в тюрьму. И уж точно совершенно он не сможет остаться ни в офисе мэра, ни в офисе президента и так далее. Понимаете, в чем дело?