альтернативные мнения
ОБЩЕСТВО » Андрей Битов: «Это тупик!»
Автор: Сергей Грачёв
Опубликовано : 2013-08-21 00:05:00
Стыдно за неверие
Сергей Грачёв, «АиФ» : Андрей Георгиевич, два года назад вы сказали: «У нас всё свелось к уровню стада - кто сильнее, тот и важнее. А демократия вылилась в полное беззаконие». Рискну спросить: что-то за это время изменилось?
Андрей Битов: Стало окончательно ясно, что единовластие в России никто не отменял и отменять не собирается. Власть сегодня напоминает плохого фокусника. Она прячет в цилиндре кролика и не понимает, что уши-то торчат. Благодаря существующему информационному пространству все превратились немного в следователей. Спрятать нежелательную информацию всё сложнее: уши то здесь вылезут, то там. И то, что власть борется с этой информацией, борется с теми, кто предаёт её широкой огласке, - свидетельство её слабости. Чтобы что-то действительно изменилось, должна быть искренняя вера в какую-то перспективу, пусть даже короткую. А этой перспективы не видно.
Я сталкиваюсь иногда с чиновниками на самом низком уровне и прихожу к выводу, что их главная задача - мешать людям жить. Они вводят меня в грех - я начинаю гневаться, выхожу из себя. И это мне не нравится. Раньше я был выше этого. Просто презирал их.
С.Г. «АиФ»: А почему у вас презрение сменилось на гнев?
Досье |
Андрей Битов родился в 1937 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский горный институт. Автор более 20 книг, среди которых «Пушкинский дом», «Воскресный день», «Грузинский альбом» и др. Обладатель более десятка международных наград. |
А.Б.: Потому что старый я уже, потому что устал. Устал жить в стране, в которой ничего не меняется, а если меняется, то только в худшую сторону. Мне надоело видеть, что власть отождествляет себя с законом. Когда-то Сталин открыто говорил: «Нет человека - нет проблемы». Сегодня на официальном уровне нам фактически говорят: «Был бы человек, а статья найдётся». За задницу у нас могут взять любого. Я не протестный человек, мне чужда революционная деятельность. Но, когда люди сами вышли на площади, мне стало стыдно за своё неверие, за то, что я не с ними, за своё неучастие.
Жалкая имитация
С.Г. «АиФ»: Некоторые сегодня говорят, что по исторической значимости майские митинги 2012 г. на Болотной площади сравнимы с августовскими событиями 1991-го. Такие параллели оправданны?
А.Б.: Я надеюсь, что события на Болотной куда важнее августовского путча 1991 г. Когда люди стали выходить на площади, я впервые в жизни не выдержал и написал программную статью, включающую обращение к будущему президенту. В ней я говорил в том числе о том, что мой застарелый цинизм насчёт незрелости нашего общества треснул: неужто наконец общество рождается?
Августовский путч 1991 года. Хроника >>
С.Г. «АиФ»: Похоже, гражданское общество получило шанс. А насчёт борьбы... Никто ведь и не обещал тепличных условий.
[articles: 48045]А.Б.: Выдёргивая, как редиску с грядки, и сажая лидеров оппозиции и участников событий на Болотной, власть добилась того, что ни на какие площади люди в таком количестве больше не высовываются. И если все и дальше будут довольствоваться тем, что в магазинах можно что-то купить и от получки до получки как-то прожить, то я не понимаю тогда, чем нынешнее время отличается от брежневской эпохи. Можно наплодить 10-20-30 партий и называть это демократией, но без взращивания второй равноценной, равносильной партии всё это жалкая имитация. Нашему президенту не откажешь ни в уме, ни в работоспособности, ни в опыте. Но будь ты равен самому себе! Вы думаете, что я люблю Путина? Нет. Но я и не должен любить президента. Это не моя работа. Просто создаётся ощущение, что Путин стал заложником собственной среды, окружения, которое он выкормил, приблизил. Я говорю это, потому что уже ничего не боюсь, и мне это самому неприятно.
С.Г. «АиФ»: А что неприятного в том, что вы ничего не боитесь?
А.Б.: Я должен бояться власть, потому что у меня дети, внуки. Скоро я стану прадедом. Это важно. Это намного важнее всей этой грёбаной политики.
С.Г. «АиФ»: А вы не хотели бы, чтобы ваши внуки, правнуки жили на Западе?
А.Б.: Но я же не уехал. При том что я был запрещённым писателем, у меня были и возможности, и поводы для эмиграции. В эту страну надо верить.
С.Г. «АиФ»: Но сколько можно верить-то?
[articles: 63745]А.Б.: Вот в этом главный вопрос. Слишком много упущено, слишком много глупостей наделано. У нас до сих пор нет общественного договора с властью. А всё потому, что мы, по сути, пропустили XVIII век, эпоху Просвещения. А именно в эту эпоху в цивилизованных странах этот общественный договор возник. У нас же пока всё делается для того, чтобы опустить не то что просвещение, но и образование. Когда началась горбачёвская вольница, я предлагал ввести в паспорта вкладыш «Права и обязанности милиционера». А сегодня нам нужен условный вкладыш «Права и обязанности власти». Власть обязана обслуживать гражданина, а не наоборот, как это происходит у нас. Наша власть живёт временно. Поэтому она всё время окапывается. Но это невозможно делать бесконечно. Сейчас власть знает про одну Болотную - в Москве, а сколько этих «болот» и Болотных в Западной Сибири, например, никому пока не известно. Выстроенная структура обречена, поскольку не скована законом. Вертикаль - это вообще не конструкция. Это же, по сути, палка. Её, конечно, можно крепко вбить, но она пройдёт насквозь и упрётся в одно место той же власти.
С.Г. «АиФ»: Духовные скрепы, о которых сегодня много говорят, смогут как-то исправить ситуацию?
А.Б.: Само словосочетание «духовные скрепы», по-моему, звучит безобразно. Я себе сразу представляю железные скобы, которыми брёвна скрепляют. Их обычно вбивают молотком или топором. Я сам лес валил, знаю, что это такое. Так вот, когда дело касается духовности, не надо ничего вбивать и пытаться искусственно скреплять. Будь сам духовным, чтобы за тобой потянулись. У нас же как обычно происходит: если не могут поднять планку, то опускают плинтус. Это тупик, а не путь...
ОБЩЕСТВО » Юрий Поляков: «Не надо забывать 90-е!»
Автор: Сергей Грачёв
Опубликовано : 2013-08-21 00:05:00
Угроза Запада
Сергей Грачёв, «АиФ» : Юрий Михайлович, ваш коллега Андрей Битов считает, что власть чуть ли не построила в стране беспроволочный ГУЛАГ.
Вы разделяете подобные взгляды?
Юрий Поляков: Нет, конечно! Мне непонятно, а в чём, собственно, заключается этот ГУЛАГ?! В том, что телеведущий в эфире обещает повесить историка Юрия Жукова? Или в том, что радио «Эхо Москвы» транслирует нам идеологию Запада? Ну вот Битов говорит, что власть подавила протестное движение. А в чём оно заключалось, это движение? Против чего протестовали? Против сфальсифицированных выборов в Госдуму? Это полная ерунда! Сфальсифицированные выборы были в 1996 г., когда «выбирали» Ельцина. Об этом что-то все молчат, предпочитают не вспоминать.
Досье |
Юрий Поляков родился в 1954 г. в Москве. Окончил МОПИ им. Н. К. Крупской. Автор произведений «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба» и др. Поэт, прозаик, драматург. С 2001 г. - главный редактор «Литературной газеты». |
Сложившаяся сегодня ситуация гораздо сложнее, чем её пытаются представить наши либерально настроенные писатели. Всё уходит корнями в 1993 г., когда возник конфликт между властью законодательной и исполнительной. Политика реформирования через колено вызвала сопротивление народа. И в результате парламент, который представлял позицию того противящегося большинства, был расстрелян. Ельцин просто послал всех куда подальше. Но ни Битова, ни других либеральных писателей это тогда не смущало, хотя лично я выступал категорически против такого поворота событий. Тогда, осенью 1993-го, страна находилась на развилке! Что вы сегодня хотите, если вы сами развернули экспресс российской истории в эту сторону? Путин (такова неумолимая логика истории) - машинист. Он ведёт страну по тем рельсам, на которые вы перевели стрелку.
С.Г. «АиФ»: С 1993 г., о котором вы говорите, прошло ровно 20 лет. Почему же именно сейчас заговорили о единовластии, об авторитарности, узурпации? У вас есть объяснение этому?
[articles: 62294]Ю.П.: Да. В 90-е гг., когда Ельцин вёл Россию к тому, чтобы она стала сырьевым и политическим придатком Запада, а возможно, и конгломератом независимых новообразований, Запад это абсолютно устраивало. Как только появился Путин с его идеей возвращения суверенитета, ситуация изменилась. Теперь нам каждое лыко в строку! Судите сами: запретили у нас гей-парады - и сколько упрёков, сколько осуждения со стороны Запада! А когда расстреливали парламент - никто в мире как будто этого особо и не заметил! И вот сейчас, когда власть пытается как-то исправить ситуацию - да, с какими-то перегибами, порой с глупостями, - ей активно стали высказывать претензии.
С.Г. «АиФ»: Не понимаю, при чём здесь Запад и разговоры об авторитарности власти…
Ю.П.: А при том что большинство либеральных писателей живут за счёт перевода своих книг на Западе. И это касается не только писателей. Многие так называемые оппозиционеры тоже живут на иностранные гранты. Об этом надо сказать честно. Это во-первых. А во-вторых, есть немало людей, в том числе среди интеллигенции, которые свято верят, что Запад желает нам только добра. Начинаешь с такими людьми разговаривать, спрашиваешь: «Если мы с Западом договорились о разоружении, тогда почему, несмотря на все обещания, НАТО у нас уже под боком?! Если мы партнёры, если мы договорились, почему их военные базы практически приставили нам дуло к виску?!» Ответа они не знают.
Наверное, конфликт уходит далеко вглубь нашей истории. Тот цивилизационный код, который мы унаследовали от Византии, очень не нравится Западу. Так было всегда. В этом тоже надо честно признаться, как и в том, что идёт мощнейшая межцивилизационная война.
С.Г. «АиФ»: Допустим, вы правы. Ну а в том, что по ряду опросов доверие к верховной власти упорно падает, тоже виноват Запад?
Ю.П.: Я вполне допускаю, что доверие падает. Ну а вы знаете, например, что доверие к Бараку Обаме за время его президентства упало в два или три раза?! А доверие к президенту Франции Франсуа Олландуупало вообще почти в пять раз!
С.Г. «АиФ»: То есть это нормальный политический процесс?
Ю.П.: Вот именно! Это естественное течение политической жизни! И там, на Западе, это понимают и принимают. Да, человек пришёл к власти, что-то сделал, что-то не смог или не успел… И нашу интеллигенцию не удивляет и не возмущает тот факт, что те же американцы или французы, например, не выходят толпами на улицы! Что за двойные стандарты в суждениях?
Истерики не помогут
С.Г. «АиФ»: В Америке и Европе уровень жизни высок. А у нас кардинальных изменений в лучшую сторону по этой части не наблюдается…
[articles: 66056]Ю.П.: А с чего бы у нас стал кардинально меняться уровень жизни? Советская система, которая была заточена пусть на медленное, но повышение этого уровня, была разрушена в 1991 г. Вот я был не так давно в Вологодской области… «Газпром» туда до сих пор не дошёл - топят дровами. Вырос ли уровень жизни за годы новой истории? Для кого-то - да, а для большинства - нет.
Августовский путч 1991 года. Хроника >>
С.Г. «АиФ»: В итоге Россия занимает первое место в мире по социальному неравенству…
Ю.П.: А что, этот социальный разрыв возник при Путине? Это всё последствия ельцинской политики! Кто вам сказал, что если страну развалить, расчленить, закрыть все заводы и распродать на залоговых аукционах национальные богатства каким-то уродам, то после можно всё исправить за 500 дней?! Так не бывает! Для этого требуются десятилетия. Путину досталась неблагодарная роль разбирать устроенный в стране хаос. Никто не хочет встать на позицию власти. Как показывает история, для того чтобы поднять страну из разрухи, требуются многие годы консолидации. А все истерики либералов этому явно не способствуют, что меня очень беспокоит.
С.Г. «АиФ»: Но вам не кажется, что власть всё-таки порой выходит за рамки допустимого? Когда правоохранители открыто дают понять, что посадить можно любого…
[articles: 65754]Ю.П.: С этим сложно поспорить. Власть действительно порой даёт непростительные поводы для оппозиции. Правда и то, что у большинства людей нет ощущения, что всё в стране делается по закону. Но это не проблема центральной власти! Это проблема кризиса, коррозии судебной системы. И у меня тоже много претензий на этот счёт. Мы, писатели, много лет боремся с группой бандитов, которая захватила писательскую соб-ственность. На мой дом было совершено нападение, мою жену избили - следствие ничем не закончилось. Сожгли писателя Олега Михайлова вместе с его домом, поскольку он не хотел уступать... Мы обращаемся к власти за помощью, а они говорят: «Вы, писатели, хотели свободы, так что разбирайтесь сами!» Но минуточку! Наши банкиры тоже хотели свободы предпринимательства. Однако, когда они попадают в сложную финансовую ситуацию, государство бросается к ним на помощь со всеми своими золотыми запасами. Чем писатели хуже? Вот когда объединятся те, кто борется с властью на коммерческой основе, в том числе за деньги Запада, и те, кто обижен ею по бюрократической неразворотливости, тогда действительно наступит коллапс. Но здесь мне хочется с надеждой вспомнить романтическое предположениепоэта Николая Тихонова, что «люди в Кремле никогда не спят»…
Комментарии