«Радужный Милонов» и другие

Чарочкина Виктория 
«Радужный Милонов» и другие
Автор изъятых полицией картин предпочел покинуть страну
 
Из петербургского Музея власти изъяли картины художника Константина Алтунина, который изобразил президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева, патриарха Кирилла и депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова. Алтунину грозит уголовное дело, и он решил покинуть Россию.

865491.jpg
«Радужный Милонов», Константин Алтунин
 
В музей, открывшийся 15 августа выставкой Константина Алтунина «Правители», сотрудники правоохранительных органов пришли в понедельник вечером 26 августа. Вместе с полицией музей посетил депутат Виталий Милонов, который осмотрел картины и выразил отвращение к экспозиции. Изображенных на полотнах людей он назвал «достоянием России», а способ их изображения — кощунством. После его отъезда здание было закрыто и начались опись и изъятие картин. Четыре работы полицейские забрали из музея («Радужный Милонов», «Травести» с изображением Владимира Путина и Дмитрия Медведева в нижнем белье, «Эротические сны депутата Мизулиной» и «От исповеди» с патриархом Кириллом в наколках). При этом они не предъявили никаких документов.
 
288955_original.jpg
«Травести», Константин Алтунин
«Произошел просто силовой захват, у нас изъяли часть картин, а остальные опечатали и закрыли на ключ. Мы не имеем доступа к экспозиции, у нас увезли кассу, плюс сегодня утром оторвали все вывески, как будто бы не было музея», — рассказал The New Times владелец Александр Донской. По его словам, из всех «вечерних» посетителей музея представился только один лейтенант полиции, а все остальные вели себя очень нагло и не отвечали на вопросы. Среди поздних визитеров были, как утверждает Донской, и сотрудники ФСБ, и сотрудники прокуратуры, а также люди из администрации Санкт-Петербурга.
 
Управляющую музеем Татьяну Титову не выпускали из здания музея несколько часов, а затем допрашивали в полиции. «Там ей намекали, что Татьяна должна сотрудничать с ними, ведь эти картины, по их словам, явный криминал — тут и оскорбление чувств верующих, и экстремизм... Они говорили, что она молодая девушка и ей незачем защищать Алтунина, ему-то уже светит статья», — передает рассказ своей сотрудницы Александр Донской. До сих пор ему не предъявили никакого юридического обоснования действий полиции, более того, в разговорах сотрудники правоохранительных органов намекают на то, что Алтунину грозит реальный срок за экстремизм и оскорбление чувств верующих, а музей больше не откроется: «музей власти должна делать власть». К тому же в полиции апеллируют к прошлому опыту общения Александра Донского с судебной системой  (в 2007-2008 годах тогда мэра Архангельска Донского признали виновным в подделке диплома и в злоупотреблении служебным положением, приговорив к условному сроку и штрафу, сам Донской считает это дело сфабрикованным).
 
Как вспоминает Донской, еще со дня открытия музея выставкой интересовались сотрудники полиции в штатском, а накануне изъятия картин  на собственников здания стали оказывать давление: «У нас было три перформанса: день Навального, день Путина и день солидарности с ЛГБТ-сообществом.  И в воскресенье, когда мы делали последний перформанс — Путин сжигал Навального, а потом сам от этого и страдал — уже пошли сигналы. У собственников здания стали спрашивать, зачем мне сдали в его в аренду, мол, неужели не понимаете, чем это грозит, у вас же еще есть имущество...» 
 
image15936495.jpg
Константин Алтунин на одной из своих выставок
Художник Константин Алтунин сначала планировал приехать в Санкт-Петербург и забрать свои картины, чтобы их не смогли повредить в полиции. Однако в разговоре с The New Times он признался, что поменял свое решение:
 
Вы ожидали каких-то проблем от этой выставки?
 
Такая ситуация у меня в первый раз. Обычно мое творчество воспринимают очень благоприятно. А в этот раз я даже стоял в музее и наблюдал реакцию зрителей, от молодежи до пенсионеров — все было совершенно нормально, и поэтому такого удара я просто не ожидал. Оказалось, что если кто-то более-менее нестандартно мыслит, то сразу такое начинается. 
 
Вы хотели выразить своими картинами политический протест?
 
wHqfextaams.jpg
«От исповеди»
Нет, я же художник, а художник — это зеркало жизни. Тысячи и миллионы художников обслуживают кухни обывателей, но я этим заниматься не хочу, я изображаю действительность, в которой живу. Мы, художники, не шуты гороховые, нам есть что сказать. Я пририсовал премьер-министру тело красивой женщины — и что, экстремизм мне надо пришивать за это? Вот Барака Обаму как только художники не изображают, ему что, есть дело до этого ? Милонову, депутату, своих полномочий не хватает, ему заняться нечем? Зачем такие выпады устраивать с опечатыванием, обвинениями? И почему сейчас? Ведь самая эпатажная работа «Травести» вообще написана два года назад, когда Путин и Медведев начали всю эту эпопею с президентом и премьер-министром (24 сентября 2011 года Дмитрий Медведев на съезде партии «Единая Россия» объявил, что на пост президента в 2012 году будет баллотироваться Владимир Путин. — The New Times).
 
Как вы планируете вести себя после случившегося?
 
Сейчас я пересекаю границу России и вылетаю в Копенгаген, потому что считаю угрозу серьезной. Там же все опечатано, картины вывезены, моих друзей могут арестовать, а мне сообщают, что спрашивают, как меня найти. Мне это не нравится, и пока я не могу оставаться в стране. Тем более что депутат Милонов забрал именно свой портрет, наверное, будет утверждать, что я лично его оскорбил своим творчеством. Я не хочу общаться ни с ним, ни с полицией и объяснять, что это мое видение.
 
Как сообщил The New Times Александр Донской, из Копенгагена Константин Алтунин отправится в Париж и попросит политическое убежище во Франции.
 
 
фотографии: Музей власт
и