Как обстоят дела в «государстве для народа»

На этой неделе Национальный статистический комитет обнародовал новые данные о развитии (?) белорусской экономики. Они поражают. Если даже государственный орган, который многие независимые эксперты подозревали в, мягко говоря, публикации «странных» цифр, сообщает об упадничестве («пятая колонна» может тихо курить в сторонке), то, как же на самом деле обстоят дела в «государстве для народа»?

Приведем лишь несколько данных, подчеркиваем, официальных данных. Так, чистая прибыль предприятий и организаций Беларуси в первом полугодии 2013 года сократилась по сравнению с тем же периодом 2012-го на 36,2%. Рентабельность реализованной продукции за первое полугодие составила 9,2% против 13,8% в январе-июне прошлого года. Рентабельность продаж составила 7,3%, снизившись к аналогичному периоду 2012-го на 3,4%. 

С чем это связано? Чем может грозить экономике? Какие простейшие шаги должно сделать Правительство, чтобы поправить ситуацию? Чего (курс, инфляция) обывателю ждать к концу года, если ситуация будет развиваться в том же русле?

На эти и другие вопросы корреспондент сайта «Товарищ.online» попросил ответить известного белорусского экономиста, руководителя Центра Мизеса Ярослава Романчука

- Белорусская экономическая модель все больше становится похожей на «Запорожец», который распорядители чужого (политики и чиновники) хотят отремонтировать, то есть модернизировать. Там подкрасят, там подкрутят, прокладки поменяют… Но от этого «Запорожец» не то, что «Мерседесом», даже «Рено» никогда не станет. Мотор выработал свой ресурс, аккумулятор – на пределе, а резина давно уже лысая. Сколько в такой автомобиль не вкладывай, все равно затраты на его обслуживание будут расти, а качество езды ухудшаться.

- Образно…

- Так и с белорусской экономикой. Правительство делает все, чтобы «точки роста» ни в чем не нуждались. В отличие от малого бизнеса тысячи государственных предприятий получают льготные кредиты на модернизацию и пополнение оборотных средств. Им прощают долги, сохраняют льготные ставки по налогам и аренде, обеспечивают приоритет и доступ на внутренний рынок. Инвестиции в основной капитал за январь-июль 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го выросли на 10,2%. На кредитование жилья за первое полугодие было направлено 6,1 трлн. рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года – 3,8 трлн. Минфин постоянно обращается к госпредприятиям: «Приходите к нам, если у вас есть настоящие, солидные бизнес-планы».

- И много приходит?

- Не идут! Потому что бизнес-планы белорусских госпредприятий в большинстве своем - это челобитные на выделение бюджетных дотаций, а не документ, соответствующий строгим критериям менеджмента и финансов. Правительство даже в долги залазит, лишь бы у родимой промышленности, сельского хозяйства и строительства были деньги на развитие. Правительство свой план по наполнению бюджета даже перевыполнило. За январь – май 2013г. доходы расширенного правительства (консолидированный бюджет плюс ФСЗН) составили 46% ВВП (год назад было 40,6%). Профицит получился Br4,8 трлн. (2,1% ВВП).

- Что это означает?

- То, что денег на экономику наши чиновники не жалели, пренебрегая высокой инфляцией и угрозой девальвации. Но все их усилия разбились на уровне плохо управляемых, низкотехнологичных, энергоемких, старых заводов и фабрик. Они, как старый «Запорожец», может, и хотели бы лучшего будущего, но объективно не могут. Исходные данные не те. Ситуацию усугубили еще три фактора. Во-первых, резко ухудшилось положение белорусских товаров на российском рынке. Последствия вступления в Таможенный союз начинают сказываться. Резко просели продажи автомобильной техники, товаров машиностроения, почти в ноль ушли продажи на российский рынок. Проблемы появились у производителей шин, химических товаров, холодильников, дорожной техники, тракторов, седельных тягачей и грузовых автомобилей. Небольшой рост по молочным и мясных товарам, даже взрывной рост продаж нефтепродуктов на российский рынок не смогли компенсировать потери.

- Какие еще два фактора Вы назовете?

- Во-вторых, резкий рост реальных зарплат (на 20,5% за первое полугодие) и доходов (19,8%) привели к изменению потребительских предпочтений белорусов. Почувствовавшие дополнительные доходы белорусы начали более активно покупать импортные, более качественные товары. Спрос на белорусские товары, несмотря на их активную административную поддержку, сократился. Это на своей шкуре почувствовали государственные заводы и фабрики, которые преимущественно ориентируются на низкоценовой сегмент. В-третьих, власти провалили торговлю со странами ЕС и диверсификацию рынков сбыта в целом. Доля экспорта товаров в ЕС резко упала до 30,1%, а ведь когда-то у нас было и 45%. Как только Россия прикрыла разбавительно-растворительные схемы, так все наши хорошие показатели качества экономики ухудшились.

- Не потому ли Беларусь начали уже покидать не только высококлассные специалисты, но и простые рабочие?

- Это новая угроза для белорусской модели – дефицит рабочей силы. На него уже открыто жалуются не только частные, но и государственные предприятия. Отток высококвалифицированных кадров грозит потерями для страны в 3-5% ВВП ежегодно. Нельзя не назвать еще одну причину резкого ухудшения качественных показателей экономики – резкое ослабление института частной собственности. Владельческий контроль, дискриминационные практики облисполкомов, кадровые ротации – все это снизило мотивацию директоров предприятий к улучшению качества работы. Усилился синдром временщика и халявщика: если завтра меня могут уволить, то мне нужно, как можно быстрее и больше, нахапать сегодня. Распорядители чужого ускорили темпы распилов бюджетных ресурсов и казенных активов в ущерб финансовому состоянию самих предприятий.

- Куда не кинь – всюду клин, получается. Чем это грозит экономике?

- Белорусская экономика работает хуже: экспортирует меньше, тратит на производство единицы товаров больше сырья и ресурсов, чем наши конкуренты.

На дефицит оборотного капитала жалуется почти 60% коммерческих организаций. С рентабельностью до 5% работает почти половина предприятий. Значит неизбежно сокращение производства, а вслед за ним – падение поступлений в бюджет, сокращение зарплат и рост числа бюджетных иждивенцев. Складские запасы остаются на очень высоком уровне, и без больших скидок их не продашь. Рост кредиторской и дебиторской задолженности ускорится.

- Но это же приведет к убыткам предприятий…

- К концу года убыточных предприятий будет около 25%, а размер чистых убытков по сравнению с началом года удвоится. Долги перед банками будут расти. Отток профессионалов из госсектора ускорится. В контексте временного запрета госбанков выдавать льготные кредиты на жилье следует ожидать замедление темпов роста строительства. Провал реального сектора скажется на устойчивости банковской системы. Дефицит текущего счета платежного баланса под 13% ВВП при инвестиционном голоде увеличит давление на валютный рынок. Нацбанк вынужден будет ужесточить денежную политику, чтобы удержать годовую инфляцию хотя бы в пределах 20%

- Как Вы думаете, что в этой ситуации могут предпринять власти?

- Чтобы не допустить клинча финансовой системы, Правительство прибегнет к повышению налоговой нагрузки. Не останутся на «социальном» уровне цены на ЖКУ, общественный транспорт, бензин, электроэнергию. А вот зарплаты и пенсии придется заморозить. Так уж получается, что 500-долларовая зарплата становится неким злым тотемом для белорусских властей. Как только они «рисуют» ее достижение, как экономика мстит за административное, номенклатурное надругательство и отбрасывает нас обратно, в зону доходов 350-450 долларов. Если власти не откажутся от старой экономической политики, продолжат курс на номенклатурный захват активов и дискриминацию малого бизнеса, в 2014 году зарплата точно будет меньше 500 долларов.

- В народе говорят: трындеть, не мешки тягать. Что конкретно Вы – Ярослав Романчук – можете предложить, для исправления ситуации в лучшую сторону? 

- Вот двенадцать шагов, которые можно сделать до конца года.

1. Прекратить давать бюджетные дотации и кредиты, в том числе через госбанки для хронически убыточных госпредприятий.

2. Запустить процедуру банкротства убыточных предприятий, которые более пяти лет выживают исключительно за счет господдержки.

3. Ликвидировать практику государственной поддержки коммерческих проектов, которые по непонятным причинам считаются национальным приоритетом (это касается программ модернизации и поддержки так называемых инновационных программ).

4. Прекратить практику повышения зарплаты в отрыве от роста производительности труда.

5. Прекратить государственное регулирование цен на все товары и услуги за исключением инфраструктурных компаний – монополистов.

6. Отменить 25 инвестиционных условий, ликвидировать «владельческий контроль» и порочную практику предоставления облисполкомам приоритета по выкупу акций.

7. Снизить НДС до 15% и отменить льготы по нему.

8. Запретить местным органам власти вводить повышающие коэффициенты по аренде, налогу на землю и недвижимость.

9. Снизить ставки аренды по всей недвижимости, арендуемой у Управлениея делами президента, органов госуправления в три раза.

10. Ликвидировать Банк развития, как структуру, которая стала чуть ли не главным финансовым спекулянтом страны.

11. Прекратить практику выбивания внешних кредитов государством на проедание.

12. Полностью приватизировать розничную торговлю, складскую инфраструктуру, сферу бытового обслуживания, передать (продать за символическую сумму) местным предпринимателям объекты Белкоопсоюза.

- Лихо. Как думаете, прислушаются власть имущие?

- Нынешняя власть не мотивирована интересами страны. Сегодня распорядители чужого, как никогда нацелены на захват государственных активов и имущества. Им не нужны полноценные рыночные реформы. Им не нужна народная экономика. Они мечтают о системе управления и власти, которая создана в России или в Украине: продажные суды, частная собственность олигархов, силовых и номенклатурных начальников, вывоз капитала и презрение к людям труда. Поэтому к рыночным реформам ухо белорусских чиновников и политиков глухо.

- Ярослав Чеславович, коль уж начали забивать гвозди в «крышку», давайте, что называется, контрольный: чего обывателю ждать к концу года, если ситуация будет развиваться в том же ключе (в первую очередь, всех интересует курс рубля и инфляция)? 

- К концу года реальные зарплаты и пенсии уменьшатся. Их покупательская способность тоже сократится. Цены на ЖКУ, энергоресурсы пойдут вверх. Ставки по рублевым депозитам потеряют былую привлекательность. Возможен отток денег из рублевых депозитов, а в случае неуклюжей политики Совмина – и вообще из банковской системы. Если Нацбанк приостановит расширение денежной массы, нас ждет рецессия и углубление промышленного кризиса. Если власть не остановит, а ускорит кредитование экономики, нас ждет инфляция 25-30% и курс 10-12 тысяч за доллар.

- Грустно все это...

- Показатели могут ухудшиться, если Правительство в Год бережливости не начнет затягивать пояса в госсекторе, который привык к беспечной жизни в кредит. Домашние хозяйства будут платить не 8% от потребительских расходов на ЖКУ, а, как минимум, 13-15%. Цена на бензин в 1 доллар за литр продержится недолго и будет увеличена до 1,3 доллара за литр. Интенсификация конкуренции в рамках Таможенного союза заставит белорусскую промышленность сократить зарплаты и уволить тысячи работников (отправить в неоплачиваемые отпуска). В общем, хороших новостей для людей на остаток 2013 года практически не осталось. Белорусские власти могут активизировать приватизацию, чтобы не допускать резкого снижения уровня жизни и экономической активности, но такие новости едва ли можно считать хорошими. Это проедание национального капитала, проедание будущего наших детей.

Федор Костров