Таможенный Союз это шутка России или Путина ?Непонятное новообразование "хитрых"

Таможенный союз: действительно ли это экономика или всё-таки политика?

 

 
Микола Борисiв написал 22 августа 2013, 22:06 
5 оценок, 409 просмотровОбсудить (197)
РИА Новости, Сергей Венявский
материалы со ссылки
http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3441114

Таможенный союз не обеспечивает своим участникам опережающий рост товарооборота с Россией. В последние годы все происходит наоборот: доля Белоруссии и Казахстана во внешней торговле России неуклонно снижается

Москва. 21 августа. FINMARKET.RU - Федеральная таможенная служба (ФТС) России уведомила во вторник поставщиков украинской продукции на российский рынок о возвращении к штатному режиму проверки украинского импорта. Возможно, проблемы на таможне были проверкой боем перед большой войной между двумя странами. "Российская таможенная служба проводила профилактические мероприятия, связанные с подготовкой изменений режима таможенного администрирования в случае, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС", - признал советник президента России Сергей Глазьев.

Украину уже два года уговаривают вступить в Таможенный союз. С кнутом все понятно - российская таможня может сделать невыносимой жизнь украинских экспортеров. А вот пряник - увеличение товарооборота с Россией - скорее виртуальный. Нынешние члены ТС от вступления в союз не выиграли: роль партнеров России по ТС в ее внешнеторговом обороте постепенно снижается. Торговля России со странами, не входящими в ТС, развивается активнее.

В абсолютном измерении товарооборот между тремя странами стабильно растет:

  • По итогам 2012 года Россия экспортировала товаров в Белоруссию и импортировала из Белоруссии почти в четыре раза больше, чем в 2000 году: на $35,7 млрд вместо $9,3 млрд;
  • С Казахстаном товарооборот вырос в пять раз: с $4,4 млрд до $22,4 млрд в год.
  • Но в 2000 году на Белоруссию приходилось 6,2% всего внешнеторгового оборота России, а в 2012 году - только 4,1%.
  • Особенно быстро сокращалось значение Белоруссии как поставщика товаров в Россию: ее доля в российском импорте снизилась с 8,3% до 3,4%. С 2010 года, когда проект ТС вступил в самую активную фазу, и страны договорились о проведении единой внешнеторговой политики, динамика принципиально не изменилась.

 

 

  • Определенные дивиденды от участия в ТС получил разве что Казахстан. Его доля в российском внешнеторговом обороте снизилась с 3,0% в 2000 году до 2,3% в 2010, но потом подросла до 2,6% в 2012 году и даже вновь до 3,0% по итогам I половины 2013 года.

 

 

  • Внешняя торговля с Белоруссией два последних года, напротив, впала в ступор. Сокращение происходит даже в стоимостном измерении: за 2012 года - на 9,4%, за I полугодие 2013 - еще на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт из Белоруссии за первое полугодие срезался на 27,1%; российский экспорт уменьшился на 2,5%.

 

 

У Единой экономической комиссии (ЕЭК) ТС за I полугодие 2013 года несколько иные данные, чем у ФТС России. Но за ними скрываются те же тенденции.

  • Объемы взаимной торговли государств-членов ТС в I полугодии 2013 года составили $31,6 млрд., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 6,4%.
  • Между Россией и Беларусью взаимная торговля уменьшилась на 14,1% и составила $19,4 млрд, между Россией и Казахстаном - выросла на 10,2% и составила $11,8 млрд, между Беларусью и Казахстаном - упала на 9,6%, до $413,6 млн соответственно.
  • Снижение объема взаимной торговли в ЕЭК объясняют лишь "существенным сокращением поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию после почти трехкратного их роста в I полугодии 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года". "Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП по сравнению с I полугодием 2012 года увеличился на 4,3%", - прокомментировали "Интерфаксу" ситуацию с объемами внутрисоюзной торговли в ЕЭК.

У президента Белоруссии Александра Лукашенко совсем другое мнение. На пресс-конференции в минувшую пятницу он заявил, что Таможенный союз не функционирует, а Россия не выполняет свои обещания, данные при запуске этого проекта. По его мнению, "есть команда Беларусь не пущать на российский рынок".

С Украиной, всегда скептически относившейся к Таможенному союзу, динамика внешней торговли России напоминает белорусскую. До 2009 года доля торгового оборота с Украиной во всей внешней торговле России снижалась, затем на два года немного выросла, а с 2012 года вновь пошла вниз. При этом доля Украины в российском экспорте остается стабильной - примерно на уровне 5%, а вот значение украинского импорта для России снижается.

 

Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ

 

"Таможенный союз делают не очень стабильным два момента.

Для укрепления интеграционных процессов очень важно развитие взаимной внешней торговли. Но ориентированность экономик стран Таможенного союза на сырьевой экспорт создает эффект ОПЕК: между собой этим странам торговать нечем; по сути это синдикат. У наших партнеров по ТС энергетические поставки за рубеж превалируют еще больше, чем в России. Даже Белоруссия на рынки Европы поставляет преимущественно нефтепродукты, выступает как переработчик российского сырья. Такая узкая отраслевая специализация - это очень плохо. Малейшее изменение конъюнктуры цен может очень больно ударить по союзу.

Инвестиционные товары - высокотехнологичное оборудование, новые технологии - все страны ТС по преимуществу импортируют. А создание производственных цепочек должно быть одним из двигателей интеграционных процессов. Россия, которая могла бы стать лидером на пространстве ТС в привлечении инвестиций, освоении новых технологий, не может приобрести у наших партнеров весь необходимый ей спектр инвестиционных товаров. В значительной степени они закупаются за пределами ТС.

Все это не укрепляет союз. Может быть, экономическая ситуация в России поменяется, и с развитием экономических институтов она станет лидером этого интеграционного проекта.

Но пока последняя тенденция заключается в том, что объемы внешней торговли России со странами ТС снижаются даже в абсолютном измерении".

 

Александр Широв, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

 

"Рост ценовых показателей взаимной торговли обусловлен, с одной стороны, тем, что мы поставляем странам ТС, особенно Белоруссии, прежде всего энергоносители. Понятно, что цены на них сильно зависят от колебаний на мировых рынках. При этом доля энергоносителей во внешней торговле со странами за пределами ТС у России еще выше. Это одна из причин снижения доли Белоруссии и Казахстана во внешнеторговом обороте России. Ничего страшного в этом нет.

С другой стороны, в структуре взаимной торговли трех наших стран присутствует значительная доля продукции обрабатывающих производств. Это более качественная структура, более диверсифицированная. Цены на эту продукцию растут медленнее, чем на сырьевые товары. К тому же мы торгуем машиностроительной продукцией, которая стоит меньше западных аналогов и цены на нее растут медленнее, в силу того, что технологический уровень наших производств пониже западного. Плюс валютный фактор накладывается.

Поэтому смотреть на пострановую структуру внешней торговли только с точки зрения стоимости не совсем правильно. Желательно учитывать физические объемы торговли той или иной продукцией.

Тревожная тенденция заключается в том, что объем торговли высокотехнологичной или даже среднетехнологичной продукцией между нашими тремя странами физически уменьшается. Но главная уникальная особенность этого Союза, залог его успеха в том, что объемы торговли несырьевыми товарами между этими странами существенно выше, чем с остальным зарубежьем.

Статистические проблемы могут быть. Но у Белоруссии есть наказание для предприятий за непредоставление информации о внешнеторговых сделках, в том числе внутри ТС. У нас такой ответственности нет. Наиболее серьезная проблема с декларированием в Казахстане. Но это сильно не нарушает объективность той картины, которую дает статистика".

 

=================================================================================================

Что бы видим в итоге? (цитирую по http://gazeta.zn.ua/internal/ukraina-i-tamozhennyy-soyuz-problemy-integracii-_.html)

Экономическая мотивация России в создании ТС на самом деле очень слабая. Во внешней торговле России на страны ЕврАзЭС приходится в среднем 8% оборота, а на страны — члены ВТО — 88%. Причем, если в 2009 г. этот оборот составлял 8,7%, то за год функционирования Таможенного союза он снизился до 7,8%. Вместе с тем Россия активно переключается на торговлю с Китаем.Импорт в Россию из Китая уже превысил импорт из СНГ. Еще более слабая внешняя торговля инновационной продукцией. Россия импортирует из стран СНГ только 3% высокотехнологичных товаров, но 35% — из стран ЕС и 62% — из остальных стран мира. Следовательно, для российского бизнеса интеграционная привлекательность тяготеет не к СНГ, а к ЕС и Китаю.

 
Теперь сальдо торговли между Россией и Украиной. Судите сами, кто потеряет больше от разрыва связей, Украина или Россия:
 

=================================================================================================

Интересно также сравнивать структуру импорта и экспорта.

Сперва экспорт из России ( http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=17055&Itemid=1981 )

"Основу российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,0% (в 2011 году – 72,7%).

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012 году доля топливно-энергетических товаров составила 55,4% от всего экспорта в эти страны (в 2011 году – 55,3%)."

А теперь импорт в Россию (данные оттуда же):

"В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в 2012 году приходилось 52,1% (в 2011 году – 51,0%).

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2012 году доля машин и оборудования составила 38,1% (в 2011 году – 33,3%)."

Иными словами, в российском экспорте доминирует сырьё низкого уровня (невосполняемые энергоресурсы, т.е. нефть и газ), а в импорте - высокотехнологическая продукция. Можно по разному это интерпретировать: одни скажут, что Россия - это сырьевой придаток не только Запада, но и стран СНГ. А другие скажут, что великая Россия обогревает пол-мира.

============================================================================================

Теперь товарная структура экспорта Украины (только самые крупные в процентах от общего объёма):

1. Металлопрокат, трубы, и др.: 27.5%

2. Продукты питания: 28%

3. Продукция машиностроения (машины, механизмы, электротехника, двигатели, авиатехника, и т.д.): 20%

4. Продукция химпрома: 9.5%

Несмотря на то, что структура импорта и экспорта Украины выглядит намного более прилично, общий торговый баланс Украины сейчас отрицательный за счёт "братских льгот" России, продающих газ по цене, более высокой чем "стратегическим противникам".

============================================================================================

Главный вывод: Россия не заинтересована наращивать импорт от партнёров из таможенного союза. Эти якобы партнёры нужны ей лишь как рынок сбыта для своих товаров, неконкурентноспособных в присутствии европейских товаров, и, что главное, для обеспечения политической привязки "партнёров" к России. Иными словами, если Украина собирается всё-таки укреплять свою независимость (не формальную, а фактическую), то вступление в путинский таможенный союз будет самоубийством. Нам следует брать пример с Прибалтики и стран Варшавского Договора, которые в 90-е тоже прошли и через торговую, и через энергетическую блокады, но пройдя и выстояв, они освободились от Кремля и теперь они по настоящему свободны. Россия тоже терпит колоссальные убытки от всех этих разрывов связей, но это её выбор, она согласна терпеть убытки, превращаясь во всё более одинокое государство, но не желает распрощаться со сладкой иллюзией величия, основой которого на самом деле является страх перед ней.