Дальний Восток – богатство не приносит радости
Дальний Восток – богатство не приносит радости
Автор: Артур Аваков
На фоне охваченной стагнацией Европы, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, несмотря на небольшое снижение темпов, показывают уверенный рост своих экономик. В этой связи для России становится актуальным рассмотрение восточного вектора своего развития, особенно на фоне так нуждающегося в нем Дальнего Востока, который, в случае успешного социально-экономического развития, станет не только восточной витриной страны, но и мощным локомотивом для всей Российской Федерации. Совсем недавно об иностранных инвестициях в Дальний Восток заговорили с новой силой, поводом для этого стал саммит «Сильная Россия - 2013», где российские эксперты сошлись во мнении, что китайские инвестиции могут обеспечить реализацию государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока.
Закрома Родины
Сейчас дальневосточный регион находится в крайне депрессивном положении. С одной стороны, Дальний Восток – это почти 36% территории России, в которых, правда, проживает всего чуть более 6 миллионов человек. Высокий уровень миграции за последние 20 лет привел к сокращению численности населения на 21%, а новых жителей привлечь региону пока нечем. Так же Дальневосточный Федеральный Округ производит всего 2,5 трлн. рублей ВРП и находится едва ли не на последнем месте по таким показателям как, например, объем производства и распределения электроэнергии и налоговые поступления в федеральный бюджет. С другой – на территории Дальнего Востока добыча олова составляет 100%, алмазов - более 98%, золота – 67,5%, улов рыбы и добыча морепродуктов - 65% общероссийского объема.
России давно пора принять свое главное стратегическое решение: будет она развиваться вахтовым методом, в системе координат митрополии и ее колоний, или приступит, наконец, к полноценному развитию регионов.
Главной причиной, по которой Дальний Восток никак не может решить свои социально-экономические проблемы и из года в год предлагает одни и те же инфраструктурные и другие проекты в качестве инструмента развития, является его катастрофическое недофинансирование. Ситуация настолько серьезная, что решить ее не помогает даже знаменитый ручной режим, к которому периодически приходится прибегать главе государства.
Дальний Восток уже сегодня является гарантией экономической стабильности всей Российской Федерации, занимая при этом последние места во всех рейтингах социально-экономического развития регионов страны. Успешная реализация государственной программы по развитию Дальнего Востока позволит не только значительно улучшить условия для жизни и ведения бизнеса в регионе, но и многократно увеличит поступления в государственную казну. Однако данная государственная программа, как известно, требует огромных денежных затрат и связана с большим количеством рисков, которые Российская Федерация не готова единолично брать на себя.
Тем временем, эксперты, вопреки официальной статистике, наперебой делают заявления о вымирании региона и перспективах его утраты Россией. Несмотря на очевидность стратегической заинтересованности Российской Федерации не только в сохранении своих границ, но и в преумножении своих богатств, регион никак не может получить должного финансирования на реализацию своих проектов. В этих условиях регион постепенно приходит к выводу, что любые деньги хороши, если они будут применяться для его развития, так как продолжение политики экономии на проектах первой необходимости превратит Дальний Восток в заповедник дикой природы.
Подайте на пропитание
Первым механизмом, предложенным для сокращения объема необходимых бюджетных средств, стала система государственно-частного партнерства. Однако ее реализация осложняется традиционными для России проблемами административных барьеров и коррупции, не говоря уже о том, что на Дальнем Востоке нет достаточно крепкого малого и среднего предпринимательства, которое могло бы совместно с государством решать инфраструктурные проблемы.
В определенной степени софинансировать развитие Дальнего Востока можно за счет государственных корпораций, хорошим примером такого сотрудничества является решение о совместной реконструкции Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей государством и РЖД. На наш взгляд, для повышения количества примеров такого сотрудничества, в первую очередь, необходимо организовать переезд головных офисов всех профильных государственных корпораций, например, таких как Русгидро, непосредственно на места их работы. В случае с Русгидро – это тот же Амур или Байкал. Может быть тогда, они поймут, в каком состоянии находится регион, благодаря которому они стали столь эффективными менеджерами. Но, естественно, они не спешат собирать свои вещи, так как в Москве кормят в разы лучше.
Другим немаловажным источником финансирования развития региона могут стать иностранные инвестиции. Обладая внушительным запасом исключительно ценных полезных ископаемых, а так же важным геополитическим положением, Дальневосточный федеральный округ является предметом зависти для многих государств мира, особенно для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, захват российского дальневосточного рынка позволит Китаю в политическом и экономическом аспектах перейти от регионального доминирования к общемировому, а именно такую цель ставит перед своей страной китайское руководство. В связи с этим, будучи еще кандидатом в президенты России, Владимир Путин в своей программной статье «Россия и меняющийся мир» писал о колоссальном потенциале нашего делового сотрудничества с Китаем.
Китайская помощь
Китай не только хочет инвестировать в Дальний Восток, он уже готов к этому, что подтверждает целый ряд российско-китайских договоренностей о создании совместных инвестиционных фондов и реализации отдельных инфраструктурных проектов.
По итогам 2012 года торговый оборот между Россией и Китаем составил 87 миллиардов долларов и, по ряду прогнозов, может достигнуть 100 миллиардов в 2013 году. Однако в России помимо всего прочего существует проблема значительного оттока капитала и плохого инвестиционного климата, что отражается и на уровне китайских инвестиций в Россию: Из 76 миллиардов долларов иностранных инвестиций Китая в 2012 году на Россию пришлось только 220 миллионов. Для того чтобы рассчитывать на полное подключение Китая к софинансированию развития Дальнего Востока, для него нужно создать все необходимые условия, хотя бы в рамках дальневосточного региона. В частности, речь должна идти о налоговых послаблениях для предпринимательства на Дальнем Востоке, открытии новых таможенных пунктов в регионе и так далее.
Министерство развития Дальнего Востока, как и многие другие аналитики, настоятельно советуют стремиться к существенному повышению доли китайских инвестиций в обрабатывающую промышленность, в современные отрасли производства, в транспортную инфраструктуру. Сейчас больше 60% инвестиций со стороны Китая направляются в сырьевые отрасли и лишь 15% в обрабатывающую промышленность, транспорт и так далее.
Кроме того, необходимо принять во внимание массовый приток китайской рабочей силы, которая потребуется, так как российского населения там точно не хватит. Здесь будет еще одна точка соприкосновения: перед Китаем стоит проблема переизбытка трудовых ресурсов, представив на Дальнем Востоке рабочие места китайцам, Россия не только поможет им, но и создаст задел для решения демографической проблемы в регионы.
Дальний Восток – продано
Понятно, что сегодня у России нет денег на финансирование развития Дальнего Востока, как нет и желающих переселяться в туда. Понятно, что если ситуация не изменится сегодня, то она, вероятно, не изменится уже никогда, а помощь Китая может в корне изменить ситуацию. И все бы ничего, но что-то все равно смущает.
В последнее время из уст нашего президента и его ближайшего окружения с новой силой стали звучать призывы к созданию государственной корпорации по развитию Дальнего Востока. Как и раньше, это сулит региону окончательный и бесповоротный переход на положение сырьевого придатка, но в контексте участия Китая в развитии Дальнего Востока картина обрастает новыми подробностями. Действительно, что может быть проще для создания особых условий для Китая, чем государственная корпорация по развитию Дальнего Востока? Госкорпорация сама по себе создает особую экономическую и политическую зону в регионе, и уже она сможет решать с кем и как ей вести дела от лица всего Дальнего Востока, подчиняясь исключительно президенту Россию и ни перед кем не отчитываясь.
Дальний Восток важен для Китая ровно по той же причине, по которой важен и для нас, с той только разницей, что нам он страхует от окончательного падения, а китайцам сулит мировое господство. Если Путин создаст госкорпорацию, то ему все равно придется вкладывать не малые деньги в инфраструктуру, обновление нефтяных насосов и так далее, но денег на все это по-прежнему будет неоткуда взять.
Тут на сцене появляется Китай, который готов инвестировать именно в добычу полезных ископаемых и электроэнергию, так как всего остального ему более чем достаточно. Что это будет означать для Дальнего Востока? Все очень просто, если раньше регион был ресурсным придатком России, то теперь он будет выполнять эту роль еще и для Китая. Нужно отметить, что такое решение Кремля может решительно перечеркнуть все планы дальневосточных сепаратистов, которые надеются, что их геополитические положение и сырьевые запасы позволят им создать собственное государство и отстоять свой суверенитет. Российский аналог Ост-Индийской компании позволит китайским рабочим, бизнесменам, а затем и самому Китаю войти на территорию Дальнего Востока, фактически, разделив его с Россией. Едва ли можно говорить о том, что Китай захватит регион, так как Россия сама преподносит ему в дар Дальний Восток. Вероятно, этот акт станет одной из составляющих завязывающихся союзнических отношений между самым большим государством и самым населенным. Госкорпорация создаст для Китая, и только для него, все необходимые условия, в том числе налоговые льготы, механизмы по преодолению административных барьеров и так далее, чтобы тот мог уверенно войти в регион и обосноваться в нем.
А что случится с самим регионом, завершится ли успехом программа социально-экономического развития Дальнего Востока? Конечно, нет. Главная стратегическая цель, которая стоит перед Дальним Востоком, - это выйти хотя бы на средний уровень развития федеральных округов России. Но развитие одной только ресурсной базы приведет к увеличению разрыва между Дальним Востоком и другими регионами страны, а обязательства перед Китаем поставят регион еще в более сложное положение.
Двадцать лет борьбы за выживание в обозримом будущем завершатся для региона крахом, он никогда не сможет развиться ни в рамках Российской Федерации, ни в рамках Китая, ни даже самостоятельно. Но самое главное, что из-за катастрофического недофинансирования на протяжении последних десятилетий, китайские инвестиции – единственный шанс продолжить хоть какое-то существование. Если регион не получит иностранной помощи, то можно сворачивать все программы социально-экономического развития и забыть о всяком потенциале самой богатой на ресурсы земли в мире.
Артур АВАКОВ, политолог
Комментарии
Другие статьи:
Интеллигенция – Авангард Рабочего Класса. - http://maxpark.com/user/Triglau/content/2158617
Социализм и Меритократия. - http://maxpark.com/user/Triglau/content/2158620
Революционная борьба в эксплуататорском обществе. - http://maxpark.com/user/Triglau/content/2158623
Религия и Социализм. - http://maxpark.com/user/Triglau/content/2162543