Европейский Союз против Мутного Союза

Чем ближе саммит “Восточного партнерства” ЕС (ноябрь с.г. в Вильнюсе), тем сильнее противодействие России процессам европейской интеграции, как Украины, так и других, демократического выбора стран СНГ.

А принципиальное согласие европейских стран подписать Соглашение об ассоциации Европейского Союза с Украиной даже вызывает истерическую реакцию Российской Федерации: она ведь полагает, что эта перспектива сведет на нет все усилия по установлению над Украиной российского контроля. Этим и объясняется переход россиян от информационных кампаний давления на Киев (в т.ч. приведения доказательств “нецелесообразности сближения Украины с ЕС”) к прямым угрозам развязать против нашего государства экономическую войну и, в частности, депортировать украинских граждан из России. Разумеется, если Украина подпишет Соглашение с Европейским Союзом.

Тем временем в первом квартале текущего года взаимный товарооборот стран Таможенного союза снизился на 15%. При этом торговля между Россией и Беларусью сократилась на 14,4%, а торгово-экономические отношения между Беларусью и Казахстаном вообще в стадии практической ликвидации. В частности, в течение первых трех месяцев этого года белорусский экспорт в Казахстан сократился на 17%, а импорт – на 34%. Эта тенденция наблюдалась еще в 2012 году, когда темпы роста объемов торговли в рамках ТС сократились почти в три раза – с 30% до 9%. При этом профицит внешней торговли России с ее партнерами по Таможенному союзу уменьшился на 13%, с 62,5 млрд. долл. США в первом квартале 2012 года до 54 млрд. долл. США за этот же период текущего года.

Не улучшилась ситуация и в текущем году. Наоборот, она ухудшается. Как оценивают эксперты Международного валютного фонда, по итогам 2013 года ожидается дальнейшее сокращение темпов прироста ВВП РФ до уровня, менее чем 3%; инфляция составит 6,9%; уровень безработицы – 5,5%.

А независимые российские эксперты в своих прогнозах по развитию экономики России и того пессимистичнее. Экономическая рецессия в стране, по их мнению, может начаться уже этой осенью. Это подтверждают данные правительственных статистических органов РФ, констатирующих, что в течение первого полугодия 2013 года внешний долг России возрос на 10,4% и, состоянием на 1 июля текущего года, составил $704 млрд, что почти на $200 млрд превышает золотовалютные российские резервы.

Такие же экономические проблемы и у Беларуси, Казахстана. Беларусь, например, фактически пребывает в состоянии перманентного экономического кризиса, к тому же очень сильно связана с экономикой России.

P.S. Я не экономист и не буду спорить, сколько дополнительных денег в бюджет принесет Украине членство в ТС.

Может быть, и вправду 10 миллиардов долларов в год, может быть, гораздо больше.

А может быть, и намного меньше. Но ведь не хлебом единым жив человек. Я хочу сказать о другом: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За эти дополнительные миллиарды Украине обязательно придется чем-то платить. Скорее всего, ограничением – де-факто – политического суверенитета и превращением, опять-таки, де-факто, в младшего партнера России. И в Украине большинство людей – и рядовых граждан, и высокопоставленных политиков, и крупных бизнесменов – это отлично понимают. Хотя, есть тут, конечно, есть и сторонники движения на Восток, в объятия бывшей метрополии – но они в меньшинстве. В том числе – интеллектуальном. Большинство же понимает, что в выборе между Европейским Союзом и Таможенным Союзом речь идет не о выгодной сделке, которую можно оценивать чисто по-бухгалтерски, в категориях дополнительной прибыли или возможных убытков.

Речь идет о цивилизационном выборе между Европой и Россией. В чем привлекательность современной европейской цивилизации, наверное, можно не объяснять. А вот чего есть привлекательного в нынешней российской модели развития, кроме нефтегазовых миллиардов, которые, как мы знаем из прошлого, могут в любой момент внезапно истощиться? Как это случилось в Советском Союзе во второй половине 1980-х – со всеми вытекающими последствиями? Впрочем, в Украине столько нефти и газа все равно нет.

Но все же, скажите на милость, что еще из того, чем отличается путинская Россия, украинцы отчаянно хотели бы перенести на свою почву? Невиданных размеров коррупцию? – В Украине своей хватает. Бюрократический и полицейский беспредел? – Ответ тот же. Бьющий в глаза разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными? – В Украине он значительно меньше, но и то люди ропщут. Цены выше, чем в Европе и Америке?

Ну подскажите же, господа, что же, все-таки, еще могли бы украинцы настолько сильно возжелать импортировать из российской действительности, чтобы ради этого отказаться от перспектив евроинтеграции, пусть они очень далеки?! Избирательную систему, при которой оппозиционные партии практически не имеют шансов получить представительство в каких-либо органах власти? Репрессии против политических оппонентов? Зажим независимых СМИ? Безнадежно непреодолимое отставание от Запада практически во всех областях – особенно в высоких технологиях, медицине, образовании, транспорте, индустрии отдыха и развлечений? Есть ли что-нибудь еще в нынешнем российском опыте настолько выдающееся и позитивное, чтобы заставить Украину отказаться от европейской мечты? Пусть, наконец, кто-нибудь мне расскажет об этом, а я послушаю – вместе с братьями-украинцами.