Экскурсия по древнему Фарсу: Нагше-Ростам и Нагше-Раджаб

На модерации Отложенный

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс Дорогие друзья, как многие из вас, наверняка, помнят, в этом блоге не так давно был начат рассказ о наиболее значимых достопримечательностях иранской провинции Фарс, в который вошли его первые две части, о Пасаргадах и Персеполисе. Но не стоит забывать и о величественных скальных барельефах, осмотреть которые вы сможете по пути к руинам древних персидских городов.

Так, Нагше-Ростам ("Барельефы Ростама") – древний некрополь ахеменидских царей - расположен на повороте дороги, ведущей в Персеполь. Их могилы высечены высоко в скалах, – и масштабы этих надгробий, выполненных в форме гигантских крестов, поражают. Барельефы над ахеменидскими могилами изображают царей, осеняемых благословением Ахурамазды. Под ними – скромные маленькие фигурки – народы, которыми правили древние монархи. Перечислим, кто именно тут похоронен:

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс


А) Дарий II (ок. 423-404 гг. до н. э.)
Б) Артаксеркс I (ок. 465-424 гг. до н. э.)
В) Дарий I Великий (ок. 522-486 гг. до н. э.)
Г) Ксеркс I (ок. 486-465 гг. до н. э.)
Д) Незавершённое надгробие, возможно, принадлежавшее Артаксерксу III, правившему не более двух лет; однако, вероятнее всего, это мавзолей Дария III (ок. 336-330 гг. до н. э.), последнего царя из династии Ахеменидов

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс

К) Кааба Зороастра (V в. до н. э.)
Это прямоугольное сооружение эпохи Ахеменидов, расположенное рядом с барельефами и, возможно, выполнявшее религиозные функции. Куб сей расположен в западной части Накше-Рустам и ориентирован на север. Здание квадратное и сложено из блоков белого известняка, соединённых без помощи раствора, (железными скобами). Длина стены составляет 7 метров, высота 12 метров, (вместе с трёхступенчатым постаментом общая высота достигает 14 метров). Внутри расположена единственная комната с дверью. К ней ведёт лестница. При этом, начиная с высоты 3 метров, фасады строения украшены 15 рядами мелких и узких прямоугольных выемок. Дополнительно на всех стенах, кроме северной, расположены три пары фальшивых окон. Интересны покрывающие куб надписи, созданные уже при Сасанидах: трёхъязычная надпись Шапура I и надпись зороастрийского жреца Картира. Картир, в частности, завершает свою надпись следующим образом: «И кто бы ни увидел и ни прочитал эту надпись, пусть будет он столь же покорён и верен Богу и благородным царям, как был я, – дабы достигнуть доброй славы и богатства для своего бренного тела и спасения для своей души».

Одно время исследователи считали, что внутри находился храм огня, затем – что там было создано подобие архива для хранения кодекса "Авесты". Сегодня же историки склонны предполагать, что там так же находилась гробница Ахеменидских царей.

Внизу, под надгробиями, также видны барельефы, но они принадлежат уже совсем другой эпохе – их создали при Сасанидах. Некрополь имел для них особое религиозное и политическое значение: они как бы продолжали дело великой Ахеменидской империи.

Вот, что там изображено: 

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс

1) Инвеститура ("помазание на трон" царя) Ардешира I Бабакана (ок.

226-242 гг. н.э.)
Ахурамазда вручает основателю Сасанидской империи кольцо, знаменующее завет и его право на царствование. Барельеф включает надпись, содержащую, по мнению учёных, старейшее известное нам письменное упоминание слова "Иран". 

 

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс

2) Бахрам II «во славе» (ок. 276-293 гг. н.э.)
По обеим сторонам от царя, изображённого с огромным мечом в руках, стоят несколько фигур: слева пять членов королевской семьи, (у троих - сасанидские "диадемы", что служило знаком аристократии того времени), справа – трое придворных, одним из которых, возможно, является зороастрийский жрец Картир. Данный барельеф частично скрывает собой более древний, эламского происхождения (ок. 1000 г. до н. э.).

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс

3) Бахрам II в бою на коне (ок. 276-293 гг. н.э.)
Царь изображён в момент схватки с римским солдатом, тоже верхом. 


4) Шапур II (ок. 309-379 гг. н.э.)
Этот барельеф серьёзно повреждён: считается, что на нём изображён Шапур II в окружении придворных.

5) Ормизд II в бою на коне (ок. 303-309 гг. н.э.)
На этом изображении Ормизд сбивает с коня своего врага

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс

6) Триумф Шапура I (ок. 241-272 гг. н.э.)
На самом знаменитом из сасанидских барельефов изображена победа царя Шапура сразу над тремя римскими императорами: Гордианом III, Валерианом и Филиппом Арабом.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с историей создания города Гондишапур, также связанной с победой над императором Валерианом.

7) Изображения Бахрама II на коне (ок. 276-293 гг. н.э.)
Данный барельеф поделён на две части. В верхней части, судя по всему, царь сбивает с коня римлянина. В нижней части царь вновь борется с римским солдатом, сидящим верхом.

8) Инвеститура Нарсе (ок. 293-303 гг. н.э.)
На этом барельефе царь принимает знак своей власти в виде кольца из рук женщины, – чаще всего, эту фигуру считают  божественной Ардвисурой Анахитой. Однако учёные предполагают, что (поскольку поза царя слишком свободна для того, кто находится в присутствии ипостаси божества), на самом деле, эта женщина была его родственницей – возможно, королевой Шапурдохтак.

Иран, Персия, Сасаниды, Ахемениды, Нагше-Ростам, Нагше-Рустам, Нагше-Раджаб, персидские барельефы, Шираз, провинция Фарс


Нагше-Раджаб – ещё одна серия сасанидских барельефов, расположенных у подножия Кухе-Рахмат ("Горы Милосердия"). Здесь изображены сцены инвеституры Ардешира Бабакана, Шапур I с придворными, коронация Шапура I и фигура Картира, влиятельного зороастрийского священнослужителя, стоявшего во главе государства во времена правления нескольких сасанидских царей.