СУВОРОВСКОЕ ПЛЕМЯ

СУВОРОВСКОЕ ПЛЕМЯ



 

Призыв великого полководца

«Потомство мое прошу брать мой пример: ...до издыхания быть верным Отечеству, избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель, которые суть моим символам».

В суровые годы Великой Отечественной войны, в самый критический период лихолетья, руководство Советского Союза сделало верную ставку на патриотическое сознание народа, обратившись к славной военно-героической истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, традиционные для русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

 

70 лет назаод, 21 августа 1943 года председатель Совета народных комиссаров СССР Иосиф Сталин подписал постановление правительства «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», приказывающее Народному комиссариату обороны (НКО) приступить к формированию военных училищ «типа старых кадетских корпусов» с целью «подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование». В постановлении указывалась необходимость создания широкой сети специальных учреждений для детей, обездоленных войной. Именно с этого документа началась история легендарных военных училищ, тогда же получивших название в честь русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Имя одного из самых прославленных российских полководцев было присвоено создаваемым военно-образовательным учреждениям не случайно. Великий Суворов вошел в историю не только как непобедимый стратег, но и как педагог, методист, основоположник отечественной «науки побеждать», чьи назидательные заветы звучат актуально через столетия. Заповеди великого полководца всегда свято чтили в кадетских корпусах России.

Вместе с тем новая сеть военных училищ явилась продолжением лучших традиций суворовского движения, имеющего в России давнюю историю. К моменту создания первых советских суворовских училищ слово «суворовец» существовало в русском языке почти полсотни лет. До революции суворовцами называли себя кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве, основанного в 1899 году. Интересно, что они также носили красные погоны, на которых были нанесены литеры «Сув.».

Формирование первых суворовских училищ в условиях войны велось в порядке экстренном, темпами сверхсрочными даже для мирного времени. Генеральный штаб Красной армии 27 августа 1943 года издал директиву, которая предписывала для суворовских училищ «отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе, и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии, при наличии всех этих качеств преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт». Уже через неделю после подписания директивы в города базирования будущих учебных заведений был выслан штат опытных организаторов общим числом 186 человек. Должностные оклады руководящего состава училищ определялись в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц обычных военных учебных заведений.

Работа по организации суворовских училищ была расписана четко и буквально по дням: к 15 сентября представить на утверждение СНК «образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ», к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения, разработать и издать учебные программы и планы, укомплектовать училища педагогическими кадрами и постоянным составом; формирование училищ закончить к 20 ноября с расчетом начать занятия 1 декабря 1943 года.

В тот год открылось одиннадцать суворовских военных училищ: Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Калининское, Орловское, Ставропольское, Ташкентское, Кутаисское (два последних – училища НКВД, позже – МВД, для детей пограничников). В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники.

Специально для суворовских училищ была разработана особая учебная программа. В отличие от средней школы, в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года планировались лагерные сборы.

Среди первых воспитанников суворовских училищ было немало ребят-фронтовиков. Многие из них имели серьезные боевые награды за отнюдь не детские подвиги. В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной армии. С медалью «За оборону Сталинграда» поступил в Харьковское СВУ Петя Сорокин. Другой защитник Сталинграда – Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью за оборону этого города поблескивала медаль «За боевые заслуги». С правительственной наградой поступил в Калининское училище Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, тринадцать раз ходил в разведку в тыл врага.  

Несмотря на боевые заслуги, воспитанники-герои учились в СВУ без всяких поблажек, на общих основаниях с прочими суворовцами, еще не знавшими битв.

Также без льгот и привилегий получали суворовскую закалку кадеты из семей высоких государственных деятелей и военачальников. В одном только Калининском (Тверском) СВУ обучались два внука В.И. Чапаева, внуки Маршалов Советского Союза С.М. Буденного и И.В. Сталина (сын Якова Джугашвили), сыновья Героев Советского Союза летчиков Водопьянова и Гастелло, племянник Серго Орджоникидзе.  

1 декабря 1943 года воспитанники созданных суворовских училищ сели за парты, а 19 декабря всем СВУ торжественно вручили боевые знамена. Так в канун нового, 1944 г. в СССР родилась традиция системного суворовского воспитания. В 1944 г. открылись еще шесть суворовских училищ: Казанское, Куйбышевское, Горьковское, Саратовское, Тамбовское, Тульское. После окончания Великой Отечественной войны были открыты еще два СВУ: в 1953 г. – Минское, в 1955 г. – Ленинградское. Однако в хрущевские времена прошла первая волна реформы системы суворовского образования. В начале 1960 года высшими органами власти и управления страны было принято решение о сокращении Вооруженных сил на 1 миллион 200 тысяч человек. В связи с этим 24 июня 1960 года Совет Министров СССР в постановлении № 662, отметив, что суворовские училища сыграли свою воспитательную роль в судьбах сирот военного времени, взял курс на расформирование нескольких учебных заведений. В период с 1960 по 1964 год было закрыто 8 СВУ.

В современной России сеть суворовских училищ продолжает существовать и количественно даже растет. В настоящее время в стране действуют 14 СВУ – 9 в ведении минобороны и 5 в системе МВД (последние открыты в 2008–2009 гг.). Однако, как отмечают многие военные эксперты, содержание новейших образовательных программ и воспитательных методик нынешних суворовских училищ в значительной степени выхолощены и размыты.    

В марте 2010 года экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков в интервью журналу «Однако» заявил: «Настало время пересмотреть концепцию суворовских училищ. Сегодня они часть социального пакета военнослужащих, особенно офицеров и их семей, которые должны иметь возможность дать детям качественное образование и воспитание. Таким образом, в эту концепцию закладывается демилитаризация суворовских училищ». Идею демилитаризации СВУ подтвердил в официальном письме Московскому суворовско-нахимовскому содружеству и начальник Главного управления кадров МО РФ В. Горемыкин: «В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на первое место перед суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе». Другими словами, сегодня минобороны вообще не требуется, чтобы суворовцы становились офицерами, и причиной тому – реформа военного образования, подразумевающая сокращение высших военных учебных заведений.

Став «частью социального пакета», суворовские училища вскоре лишились офицерского состава: должности военнослужащих почти сразу были заменены должностями гражданского персонала. В связи с так называемой гуманизацией образования из учебных программ СВУ удалена практически вся профессиональная военная составляющая: предметы военной подготовки из учебных планов сведены до минимума, строевая подготовка запрещена, распорядок дня имеет обычное гражданское расписание, вводятся гражданская форма одежды, свободный выход с территории училищ и система самоуправления учащихся. По существу, сегодня все суворовские училища министерства обороны Российской Федерации уже не являются военными.

Последним ударом по престижу суворовских училищ стало решение минобороны о запрете на участие суворовцев в ежегодном Параде Победы под предлогом заботы о здоровье воспитанников. Если это решение поставить в один ряд с другими «неосторожными» действиями военного ведомства (списание крейсера «Аврора», сокращение офицерского корпуса, ориентация на импортное вооружение, сомнительные эксперименты с формой и символикой вооруженных сил), возникает мысль: трансформация суворовских училищ не является случайной ошибкой, а носит тенденциозный характер. По крайней мере всё военно-патриотическое сообщество России, которое много лет бьется за сущностное возрождение отечественной военной школы, воспринимает эту тенденцию трагически. «Эта национальная трагедия является не нашим поражением, а бесспорной стратегической ошибкой высшего политического и военного руководства страны», – считает председатель Московского суворовско-нахимовского содружества генерал-майор Александр Владимиров.

И все же, несмотря на кризис последних лет, суворовские училища по-прежнему оправдывают свое высокое предназначение. За свою семидесятилетнюю историю СВУ подготовили более 120 тысяч выпускников. Среди них Герои Советского Союза и России, крупные государственные деятели, военачальники, всемирно известные ученые, мастера искусства и культуры, выдающиеся спортсмены. «Если я чего и добился в жизни, то этим я обязан суворовскому училищу, – уверен космонавт Владимир Джанибеков, закончивший Ташкентское СВУ в 1960 году. – Я убежден, что необходимо развивать сеть суворовских училищ. Так готовить кадры будущих офицеров, как это делают суворовские училища, не сможет никто!» Словом, другой альтернативы нет. Это вселяет надежду на будущее возрождение прославленных училищ, носящих имя великого русского полководца. Без них немыслима российская армия, невозможна мощная Россия.  

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ