Из архивного потертого... О.Яков Кротов о Юрии Афанасьеве
Юрий Афанасьев с 1987 года приобрел широкую известность благодаря публикации ряда статей с критикой ортодоксально-коммунистических представлений об истории СССР. В мае 1988 года активисты московских неформальных групп проводили сбор подписей на улицах и площадях Москвы с требованием к коммунистам избрать Афанасьева делегатом ХIХ конференции КПСС. Летом 1988 года по результатам проведенного Инициативной группой "Мемориал" опроса Афанасьев возглавил список из пятнадцати общественных деятелей, которых демократическая интеллигенция хотела бы видеть в Общественном Совете общества "Мемориал". Он стал членом этого Общественного Совета, а на учредительной конференции "Мемориала" в январе 1989 года был избран его сопредседателем.
В сентябре 1988 года Афанасьев вместе с Андреем Сахаровым, Леонидом Баткиным и другими выступил с инициативой создания либерального клуба "Московская трибуна" (с 1989 года по январь 1990 года - член бюро клуба).
В марте 1989 года, несмотря на противодействие партийных властей, уже в первом туре был избран народным депутатом СССР по подмосковному Ногинскому территориальному округу N 36, собрав 72,09% голосов избирателей. Прославился своими выступлениями на I съезде народных депутатов (в частности, Афанасьев - автор характеристики большинства на съезде как "агрессивно-послушного"). В июне 1989 года участвовал в создании Межрегиональной депутатской группы (МДГ), а 30 июля был избран членом Координационного Совета (КС) МДГ и одним из пяти ее сопредседателей (вместе с А.Сахаровым, Б.Ельциным, Г.Поповым и В.Пальмен).
В октябре 1989 года участвовал в Челябинской Учредительной конференции Межрегиональной ассоциации демократических организаций (МАДО). Это была попытка создать всесоюзную коалицию демократических сил против власти коммунистического Центра.
В декабре 1989 года выступил за переход МДГ в формальную оппозицию к правительству СССР и поддержал призыв Сахарова к политической забастовке.
В начале 1990 года участвовал в неудачной попытке создать массовое либеральное движение "Гражданское действие".
В январе 1990 года принял участие в Учредительной конференции "Демократической платформы в КПСС", был избран членом ее КС, но в дальнейшем никакой роли в платформе не играл.
В апреле 1990 года вышел из КПСС.
В июле 1990 года вошел в Оргкомитет Движения "Демократическая Россия" (ДР). После Учредительного съезда Движения 20 - 21 октября 1990 шла, на первом пленуме Совета представителей (СП) Движения в декабре того же года Афанасьев был избран на индивидуальной основе членом КС, а 12 декабря стал одним из б сопредседателей Движения ДР (наряду с Г.Поповым, А.Мурашевым, Г.Якуниным, Л.Пономаревым и В.Дмитриевым).
В июне 1991 года был избран на дополнительных выборах народным депутатом России. На съезде народных депутатов осенью 1991 года вошел во фракцию "Радикальные демократы".
В начале августа 1991 года Афанасьев, Леонид Баткин, Юрий Буртин, Елена Боннэр, Лев Тимофеев создали инициативную группу "Независимая гражданская инициатива", которая рассматривалась ими как ядро последовательно либерального ("радикально-либерального") течения - первоначально в рамках Движения "Демократическая Россия".
Внутри Движения "Демократическая Россия" Афанасьев довольно долго находился в политическом союзе с группой "либеральных прагматиков" (В.Боксер, Л.Пономарев, И.Заславский, М.Шнейдер и другие) и конфликтовал с крылом "демократов-государственников" (Н.Травкин, М.Астафьев, В.Аксючиц), в чьем отношении к проблемам национального самоопределения и межреспубликанских границ он видел наибольшую опасность. Не без помощи Афанасьева к концу 1991 года "прагматики" вытеснили "государственников" из Движения, после чего разгорелся тлевший уже некоторое время конфликт между Афанасьевым и группой Боксера - Пономарева.
В отличие от "либеральных прагматиков" "радикальные либералы" (группа "Независимая гражданская инициатива" во главе с Афанасьевым, М.Салье, Б.Денисенко, Т.Гдлян и др.) не считали правильной политику безусловной поддержки правительства Президента Ельцина, проводимой большинством КС. Разногласия вышли наружу уже на II съезде Движения ДР в ноябре 1991 года и резко обострились в декабре.
Хотя Афанасьев обычно председательствовал на всех КС и СП Движения ДР, он был скорее номинальным лидером Движения, чем его фактическим руководителем, что с очевидностью проявилось, когда Афанасьев рассорился с реальными лидерами.
В феврале 1992 года он был вновь избран членом КС и сопредседателем СП Движения ДР, но сразу же объявил о своем вы ходе из его координирующих органов, обвинив Боксера и Пономарева в нечистоплотности и политиканстве и даже в манипуляциях с голосованием (сам Афанасьев прошел голосование с наивысшим рейтингом, но большинство в КС составили сторонники "прагматической" платформы).
Вскоре после этого Афанасьев приостановил свое членство в Движении "Демократическая Россия", призвав "радикально-либеральное" крыло к созданию очищенного от политиканства демократического движения "новой волны". Идея Афанасьева обсуждалась на конференции "радикальных либералов" в апреле 1992 года и сначала не встретила поддержки сколько-нибудь значительного числа демроссийских оппозиционеров. Когда же к лету 1992 года эту идею подхватила Марина Салье, Афанасьев в ней уже разочаровался. В попытке Салье создать на конференции в июле 1992 года новое движение "Российский Учредительный союз" Афанасьев не участвовал, объясняя это тем, что не верит в возможность нового демократического подъема в ближайшее время.
В апреле 1992 года Афанасьев заявил о своем переходе в конструктивную оппозицию по отношению к правительству Президента Ельцина и, соответственно, о выходе из фракции "Радикальные демократы" и парламентской "Коалиции реформ".
В то же время он не вошел в лево-популистскую фракцию "Гражданское общество", созданную перешедшими в оппозицию некоторыми радикальными демократами во главе с Михаилом Челноковым. К экономическим реформам Гайдара в течение некоторого времени (до перехода в оппозицию) относился положительно, хотя и считал их запоздалыми.
Старый адрес публикации (сейчас потерто):http://www.krotov.info/spravki/persons/20person/afanas.html
И еще о нем же: http://www.panorama.ru/gazeta/p32afan.html
НОВЫЙ КУРС ПРОРАБА ПЕРЕСТРОЙКИ
2 апреля в Дзержинском райсовете состоялась встреча с ректором Российского Государственного гуманитарного Университета Юрием Афанасьевым.
Юрий Афанасьев сказал, что в настоящее время главной опасностью являются не "красно-коричневые", а политика российского правительства во главе с Борисом Ельциным. Однако правительство состоит из толковых людей, поэтому свергать правительство не надо, а надо добиться глубокой корректировки его политики.
Ю.Афанасьев выступил против идеи созыва Учредительного Собрания для принятия новой конституции, сказав, что, в принципе, идея неплоха, но в настоящее время пытаться это сделать - это значит распускать Съезд, Верховный Совет, а также местные органы представительной власти, что приведет к еще большему хаосу. Он также высказался против проведения суда над КПСС, сказав, что в настоящее время эта идея нереализуема.
Юрий Афанасьев высказался за то, чтобы освободить членов бывшего ГКЧП.
Он сказал, что события 19-22 августа - это оперетта. Кто ее на самом деле организовал, еще не известно, вполне возможно, что это не те люди, которые содержатся сейчас как арестованные члены ГКЧП.
После его выступления слово взяла Валерия Новодворская, которая заявила, что правительство Егора Гайдара занимается уничтожением части населения. Она сказала, что нельзя идти по трупам, нельзя проводить такую политику. Она согласилась с тем, что необходимо освободить членов ГКЧП. По ее мнению, не надо было судить Константина Смирнова-Осташвили - не надо никаких политических репрессий.
Ю.Афанасьев подчеркнул, что согласен со всем, что сказала В.Новодворская.
Комментарии