Нотодобывающая промышленность
На модерации
Отложенный
В этом году на Зальцбургский фестиваль приглашено несколько молодежных оркестров из Венесуэлы. Но не в качестве бедных родственников, а как живой пример того, как надо строить музыкальное образование. О том, что такое венесуэльская «Система», рассказывает Сергей ХОДНЕВ.
Официально «Система» называется длинно и нудно: «Государственный фонд национальной системы молодежных и юношеских оркестров Венесуэлы». Точнее, называлась, потому что при Уго ЧАВЕСЕ её переименовали в Музыкальный фонд имени Симона БОЛИВАРА. Но все по-прежнему предпочитают коротко называть её на испанский манер — El Sistema. Это слово всё чаще произносят с особым придыханием по всему миру музыканты и чиновники, политики и педагоги, социологи и концертные менеджеры.
В новостях часто говорят о взаимной неприязни между Венесуэлой и западными демократиями. Зальцбургский фестиваль вообще старается в политику не лезть (в международную — тем более), в левацких симпатиях его заподозрить крайне сложно, но вот, поди ж ты, — 1300 питомцев опекаемой Боливарианской Республикой «Системы» приглашены на главный фестиваль мира. Такого массированного десанта музыкантов не то что из Южной, а хотя бы из Северной Америки в Зальцбурге никогда не было.
Покойный Уго ЧАВЕС тут, конечно, ни при чём. Конечно, El Sistema при нём процветала, и само её существование хорошо вписывалось в идеологию команданте, но основана она была аж в 1975 году. И хотя за эти почти сорок лет в Венесуэле много чего произошло, «Системе» все перевороты и смены правительств были нипочем. Её основатель и бессменный руководитель Хосе Антонио АБРЕУ всегда ухитрялся выстраивать с государством в высшей степени дружественно-партнерские отношения, но оставаться при этом выше политиканства и партийных лозунгов.
Говоря коротко, детище АБРЕУ — система всеобщего музыкального образования для детей и юношества. Общегосударственная, некоммерческая, с огромным количеством образовательных центров и базовых ячеек. Для жителей бывшего СССР в таком описании нет ничего необыкновенного. Но все же при всём уважении к почившей в бозе великой советской системе музобразования венесуэльская El Sistema совсем другая.
У самого Хосе Антонио АБРЕУ два высших образования — экономическое и музыкальное. Это нетривиальное сочетание дипломов по-своему характеризует дело его жизни. С одной стороны, его идея состояла в том, что музыка должна объединять, утешать, вдохновлять, возвышать, что совместное музицирование должно прививать детям не только чувство товарищества, но и чувство прекрасного. Всем детям — не только отпрыскам городской интеллигенции, но даже беспризорникам, которые таким образом получали бы пресловутую путёвку в жизнь. Это, что и говорить, прекрасные соображения, с которыми сложно не согласиться. Но с чистого листа превратить их из прекраснодушной декларации в работающий педагогический механизм, да ещё охватывающий всю страну,— задача утопическая. А для Венесуэлы с её непростыми социально-экономическими обстоятельствами — уж подавно. И тут, очевидно, помогло экономическое образование АБРЕУ.
Хотя начиналось всё с одного-единственного коллектива — Национального юношеского оркестра Венесуэлы (который теперь называется Симфоническим оркестром имени Симона БОЛИВАРА), на сегодняшний день «Система» создала и выпестовала по всей стране примерно 150 юношеских оркестров и 70 детских, и это не считая камерных и хоровых коллективов. Главный принцип — не просто борьба за количественные показатели, а превращение оркестра из предмета роскоши в вездесущее социальное явление: он должен быть в каждом городе, а в идеале — и в каждой деревне.
И это, заметим, не какая-нибудь Германия, в которой иные городские оркестры появились ещё в XVIII веке, а Венесуэла, где большой академической музыкальной традиции нет и где большинству населения вообще должно быть как-то не до классической музыки.
Цель «Системы» как раз и состоит в том, чтобы нести музыку в массы, а также в том, чтобы перед глазами местного населения всегда был счастливый пример мальчиков и девочек, которые посреди ужасов нищеты занимаются себе музыкой (а также — не будем забывать об этом — получают стипендию). Учителя «Системы» много работают с семьями учеников, старательно разъясняя им, насколько важно то, чем занимаются их дети.
Для самих учащихся школа и оркестр должны быть не каторгой, а островком комфорта, приветливости, осмысленности. Мотив социальной адаптации тут, разумеется, чрезвычайно важен, но есть еще одно серьезное психологическое обстоятельство. В отличие от советской системы музобразования, которая всегда тяготела к тому, чтобы воспитывать солистов, «Система» АБРЕУ старается последовательно формировать чувство локтя, умение слышать друг друга и получать удовольствие от совместной работы. Причем с самого раннего возраста: в «Системе» обучаются дети с двух лет, хотя первый инструмент они берут в руки позже, лет в пять-семь. Более того, работа с неблагополучными, но здоровыми детьми — это ещё не всё: «Система» также занимается детьми с ограниченными возможностями.
Тщательно разработанные учебные программы продуманы таким образом, чтобы дисциплина не переходила в муштру, чтобы практика не расхолаживала, чтобы не пропадали эмоциональная отдача и увлеченность. И это опять-таки не просто красивые, но пустые слова. Когда в 2000-е годы Симфонический оркестр имени Симона БОЛИВАРА начал активно гастролировать по всему миру, именно открытая, хлещущая через край эмоциональность юных венесуэльцев неизменно вызывала отчаянные восторги — хотя в репертуаре оркестра не только популярные симфонические шлягеры, но и много сложной музыки ХХ века, к примеру.
Теперь оркестр имени БОЛИВАРА уверенно входит в число самых известных симфонических коллективов планеты, его главного дирижера, 32-летнего Густаво ДУДАМЕЛЯ, наперебой приглашают знаменитые оркестры и театры, а в перечне наград самого Хосе Антонио АБРЕУ нет разве что Нобелевской премии мира. И десятки стран пытаются, подражая венесуэльскому опыту, создать у себя аналоги «Системы».
Понятная сложность такого подражания состоит в том, что перенять и адаптировать саму образовательную методику — полдела. Залог существования El Sistema — массированная государственная поддержка, и далеко не везде даже на Западе государство готово проявить подобную щедрость.
Возможно, именно поэтому художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Александр ПЕРЕЙРА и решил с таким почетом принять у себя венесуэльцев: посмотрите, мол, бюрократы, чего можно достичь, если не скупиться в расходах на культуру и образование. Для самого ПЕРЕЙРЫ, возглавившего фестиваль в 2012 году, это больной вопрос. С момента своего назначения, он неоднократно говорил о недовольстве объемами финансирования, которое фестиваль получает из государственного и местного бюджетов. Увы, уже ясно, что в этом вопросе зальцбургские гастроли «Системы» не помогут: рассорившись с чиновниками, ПЕРЕЙРА объявил, что в будущем году уйдёт со своего поста.
Комментарии
И Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио п/у Виктора Попова не было.
И музыкальных и хоровых студий при Дворцах и Домах пионеров и школьников не было.
А был один сплошной ГУЛАГ...
Сколько сегодня сто́ит обучение в муз.школе, не скажу, но почему-то так думаю, что явно не 4,56% от средней зарплаты!
Сегодня музыкальные школы бесплатные.
Зачем говорить то, о чем Вы не знаете?
Уроки пения?
уроки пения в детском саду, уроки пения в школе, музыкальная БЕСПЛАТНАЯ школа для всех желающих по классу фортепьяно, баян, скрипки, аккордеон, (итд) сельский хор, вокальная группа молодежи, это то что помню я, были и другие интересные коллективы - танца и пляски, например. И это было ПРАКТИЧЕСКИ в каждом селе, как в районных, так и в простых. Проводились конкурсы, фестивали, вечерки... т к была ведущей на этих мероприятиях, говорить мне, что я ошибаюсь не стоит!!!!)))
Молочные реки в кисельных берегах...
Материально-техническая база коммунизма...
И я ничего больше не буду Вам говорить.
Сейчас бывший преподаветель по классу скрипки торгует китайским тряпьём на базаре.
Так, что я в теме.
Судя по этой цитате - даже режиссер был....
Можно за 5 минут посмотреть все музыкальные школы в радиусе 100 км.
Вы хотите, чтобы я это делал?
Я жил и работал в той стране. И всё видел.
Вам надо, Вы и изучайте: http://www.kps.kz/2/nauka_i_obrazovanie/shkolyi_muzyikalnyie_sportivnyie_hudojestvennyie
Я и мои друзья работали в сельских школах по распределению и судим по целому ряду фактов.
И ничего более!
Но я очень люблю симфоническую музыку, не понимая при этом ни оперы, ни балета, и постоянно слушаю либо Радио "Орфей", либо TV-канал "Mezzo".
Недаром же сказал в своё время Г.В.Чичерин: "У меня были революция и Моцарт..."!
А ещё Бах... И Вагнер...
А вот современных Денисова, Шнитке и Губайдуллину, не понимаю, их музыку могу охарактеризовать словами мой польской бабушки: "Як чёрт по коробци!"
Возможно, они пересекались ?
А насчёт Чикатило надо всё же прояснить вопрос...
И я никак не могу понять: ну, как же они обходятся без клубов АПЛ?
Спасибо господам-дерьмократам!