Неблагие капиталы и благотворительность

http://nikolaysolo.livejournal.com/1192909.html

 

http://svpressa.ru/society/article/72543/

 

Неблагие капиталы и благотворительность

 

На благотворительность российские миллиардеры тратят лишь 1% от своих капиталов

Благотворительный фонд Charities Aid Foundation составил ежегодный рейтинг «человеколюбия» среди представителей национального бизнеса. Как выяснилось, сословие российских предпринимателей не демонстрирует склонности к альтруизму. По показателю расходов на благотворительную деятельность наш бизнес занимает малопочетное 127 место среди 145 стран. Объектом изучения стала информация, предоставленная 15 российскими миллиардерами, общее состояние которых оценивается в $155 млрд (примерно 8% от российской экономики). Организаторы исследования тщательно проштудировали ежегодные отчеты возглавляемых ими компаний и благотворительных фондов за последние 3 года.

Всего за период с 1 января 2010 г по 31 декабря 2012 г отечественные толстосумы «раскошелились» на $1,64 млрд. Вроде бы немало, но это лишь около 1% их капитала. Для сравнения: один только Фонд четы Гейтсов (Билла и Миранды) выделяет на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятых за 3 года.

К слову, только за последний год долларовых миллиардеров в нашей стране стало на 14 больше. В их рядах теперь 110 олигархов. По этому показателю мы уступаем только США и Китаю (442 и 122 соответственно). При этом экономические успехи РФ в целом выглядят гораздо скромнее «личных рекордов» отдельно взятых предпринимателей. В свою очередь объем средств, выделяемых российскими «акулами бизнеса» на нужды благотворительности, производит откровенно неприличное впечатление. Больше напоминая пресловутые «крохи с барского стола», чем реальную попытку помочь тем, кто оказался «чужим» на празднике, который устроила власть олигархической элите. Впрочем, мало кто сомневается, что эта сладкая парочка находится в прочной связке.

Начиная со времен приснопамятных залоговых аукционов, российский бизнес выступал не столько в качестве самостоятельной социальной группы, сколько в виде прослойки «особо поверенных» в финансовых делах высокопоставленной отечественной бюрократии. Можно сказать, своего рода «держателей» элитного «общака». Многие фигуранты «великолепной десятки» в рейтинге благосостояния «Форбс» не раз откровенничали в СМИ, что чувствуют себя назначенными менеджерами (распорядителями) крупных состояний. Истинные бенефициары находятся в высших эшелонах власти. Не случайно благотворительная деятельность российского олигархата, как правило, осуществляется в режиме ручного управления. Этот принцип вообще выступает в качестве системообразующегомеханизма выстроенной властной вертикали.

Можно вспомнить, что и «яйца Фаберже», и выкупленная на аукционе «Сотбис» коллекция произведений русского искусства Ростроповича-Вишневской, а также прочие экстравагантные акции российских меценатов состоялись, если не по отмашке сверху, то явно с оглядкой на «высочайшее одобрение».

Соответственно, обвинения в жлобском поведении заслуживают как глянцевые миллиардеры, так и «скупые рыцари» суверенной демократии, засевшие в Кремле, на Старой площади, в Белом доме.

Депутат Госдумы Юрий Афонин считает, что жадность российского бизнеса в благотворительности напрямую связана с неправедным характером формирования крупных состояний. Капиталы, как правило, образовывались за счет изъятия у государства общенародной собственности посредством сомнительных приватизационных схем. Зачастую будущие собственники прибегали к откровенно криминальным методам. Благодаря коррупционным связям и бездумной политике государства люди в одночасье получали в свое распоряжение колоссальные средства. Главным желанием стало понадежнее спрятать «нажитое непосильным трудом» по офшорным «тайникам» и «схронам». Чтобы, не дай Бог, общество не вернуло украденное посредством национализации.

 - Вопрос о том, чтобы вкладывать деньги в свою страну или помогать менее удачливым согражданам, перед классом нуворишей не стоит?

- Таков ее менталитет, связанный со способом приобретения своего богатства. С другой стороны, западная филантропия - это разновидность очковтирательства. Львиная доля произведенной прибавочной собственности изымается в пользу владельцев средств производства. А малоимущим и социально незащищенным слоям достаются лишь крохи в виде благотворительности. Изъятие прибавочной стоимости происходит также за счет эксплуатации природных ресурсов, которые по конституции принадлежат всему народу. И все-таки в устоявшихся обществах, где бизнес развивается столетиями, была выработана культура социальной ответственности. Сегодня там меньше криминала, соблюдается определенные традиции и правила приличия. Российский же капитализм по-прежнему остается диким. Как с точки зрения приобретения капиталов, так и с позиции перераспределения общественного продукта.

 - Можно ли сказать, что филантропическая активность бизнеса - это оптимальный способ такого перераспределения или существуют более совершенные механизмы?

- Конечно, социально справедливый строй на одном меценатстве не построишь. Необходимо создавать общество, в котором граждане действительно обладают равными возможностями для развития и самореализации. Это особенно актуально для нашей страны, экономика которой построена на эксплуатации природных ресурсов. Не секрет, что в ходе «производственного» процесса львиная доля выручки оседает в карманах предпринимателей и чиновников, которые кормятся на этом. Если государство вернет себе контроль над распределением доходов, общество станет более гармоничным и сплоченным.

http://svpressa.ru/society/article/72543/

http://nikolaysolo.livejournal.com/1192909.html