О лицах, находившихся в оккупации

На модерации Отложенный

 

Приветствую камрадов, в средствах массовой истерии зачастую представляют сломанные судьбы людей, по волею судьбы находившихся в оккупации. Меня заинтересовало, такие истории дело частного случая или все таки судебная система СССР была направлена на повальное осуждение лиц, находившихся под оккупацией? Давайте посмотрим с юридической точки зрения. На этот вопрос может ответить только судебная практика Верховного суда СССР, так как она дает указания нижестоящим судам как рассматривать  уголовные  и гражданские дела. Нарушение пунктов постановлений Пленума Верховного суда СССР приравнивается к нарушению закона и являлось основанием для отмены приговора или решения суда. Так было и так происходит в наше время, практикующие юристы это прекрасно понимают.  Вот теперь сам текст постановления пленума Верховного суда СССР по данной категории дел:


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 22/М/16/У/СС ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
25 ноября 1943 г.

О квалификации действий советских граждан по оказанию помощи врагу в районах, временно оккупированных немецкими захватчиками


Судебная практика военных трибуналов показывает, что военные трибуналы квалифицируют как измену Родине всякое содействие, оказанное советскими гражданами немецким захватчикам в период временной оккупации той или иной местности, независимо от характера этого содействия.
Такая квалификация в ряде случаев является неправильной и не соответствует Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., который проводит различие между изменниками Родины и пособниками врага.
Пленум Верховного суда СССР постановляет дать судам следующее указание:

1. Советские граждане, которые в период временной оккупации той или иной местности немецкими захватчиками служили у немцев в органах гестапо или на ответственных должностях (бургомистры, начальники полиции, коменданты и т.п.), доставляли врагу сведения, составляющие военную или государственную тайну; выдавали или преследовали партизан, военнослужащих Красной Армии, советских активистов и членов их семей; принимали непосредственное участие в убийствах и насилиях над населением, грабежах и истреблении имущества граждан и имущества, принадлежащего государству, колхозам, кооперативным и общественным организациям, а равно военнослужащие, перешедшие на сторону врага – подлежат ответственности за измену Родине по ст.ст. 58-1- а или 58-1-6 УК РСФСР и соответствующим статьям У К других союзных республик, а в случаях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., по ст. 1 этого Указа.

2. Лица, выполнявшие задания немецких захватчиков по сбору продовольствия, фуража и вещей для нужд германской армии, по восстановлению предприятий промышленности, транспорта и сельского хозяйства или оказавшие иное активное содействие, при отсутствии в их действиях признаков, указанных в п. 1, – подлежат ответственности как пособники, по ст. 58-3 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других республик, а в надлежащих случаях по ст. 2 Указа от 19 апреля 1943 г.

3. Не подлежат привлечению к уголовной ответственности:
а) советские граждане, занимавшие административные должности при немцах, если будет установлено, что они оказывали помощь партизанам, подпольщикам и частям Красной Армии или саботировали выполнение требований немецких властей, помогали населению в сокрытии запасов продовольствия и имущества или другими способами содействовали борьбе с оккупантами;
б) мелкие служащие административных учреждений, рабочие и специалисты, занимавшиеся своей профессией (врачи, ветеринары, агрономы, инженеры, учителя и т.п.), если они не совершили преступных действий, подпадающих под пункты 1 и 2 настоящего постановления.



4. Добровольная явка с повинной, при отсутствии тяжких последствий преступной деятельности обвиняемого, должна рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство.

Председатель Верховного суда СССР – ГОЛЯКОВ.
Секретарь Пленума Верховного суда СССР – СМОЛИЦКИЙ.
Верно: Зав. Секретариатом Пленума Верховного суда СССР – МИРОНОВА.

     После изучения данного документы высшего судебного органа СССР, возможен только один вывод, огульных репрессий в отношении лиц, находившихся на оккупированной территории не было. Конечно на местах военные трибуналы могли перегибать палку, кстати, сам Верховный суд СССР это и указывает (в настоящее время суды первой инстанции также бывает нарушают закон и постановления Пленума Верховного суда РФ по тем или иным причинам, но никто же не орет о кровавом режиме Путина?). То есть высший судебный орган заметил самоуправство судов первой инстанции и скорее всего эти приговора были отменены как незаконные. Кроме того, постановление Верховного суда любой страны это не только мнение судей этого органа, но и волеизъявление руководства страны на те или иные вопросы юридического характера.

     А теперь посмотрим по тогдашнему УК РСФСР меру наказания за измену Родине и за пособничество врагу. Почему Верховный суд СССР требует строго ограничивать измену Родине и пособничество врагу?

Измена Родине квалифицировалось по ст. 58-1а УК РСФСР и в качестве наказания предусматривала расстрел или при наличии смягчающих вину обстоятельств лишение свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества.

Пособничество противнику квалифицировалась по ст. 58-3 УК РСФСР, которая отсылала по мере наказания к ст. 58-2 УК РСФСР, которая в свою очередь предусматривала наказание в виде расстрела или объявления врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, но при наличии смягчающих обстоятельств понижение до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества.

Вот почему Верховный суд СССР попинал нижестоящие суды, которые в качестве измены Родине понимали любое содействие граждан оккупационным властям. Так как мера наказания за измену Родине была очень суровой. А вот по пособничеству при наличии явки с повинной или иному смягчающему обстоятельству (допустим наличие детей на иждивении) осужденный мог получить наказание в виде лишения свободы сроком не менее трех лет с конфискацией имущества, полной или частичной, по мне наказание символическое. Также суд ограничил от пособничества  работу людей по своей же специальности - учителя, врачи, инженеры, рабочие с квалификацией, музыканты и т.п., просто занятие своим трудом на оккупированной территории не образовывала состава преступления. Соответственно люди не привлекались к уголовной ответственности.