«Странная война»: украинский бизнес приучают к законам

На модерации Отложенный

Таможенный союз только начал свое структурирование, а Украина уже столкнулась с «бюрократическими проблемами», которые некоторые политики сразу же раздули до состояния «торговой войны».
С 14 августа Россия якобы «остановила» весь украинский экспорт, что, правда, впоследствии не подтвердилось конкретными фактами. С одной стороны, возникшие «определенные сложности» вполне можно урегулировать в кратчайшие сроки до конца августа. Но с другой стороны, присутствует интерес искусственно затянуть «войну» на неопределенный срок.


Тон украинско-российскому «противостоянию» задал Дмитрий Фирташ, возглавляющий Федерацию работодателей Украины. С него и начнем.

Федерация работодателей Украины (ФРУ) (14 августа):
«14 августа с 00:00 часов в профиль риска системы управлениями рисками Федеральной таможенной службы РФ к первым четырем десяткам предприятий, попавших туда в июле этого года, были добавлены все без исключения украинские экспортеры. При этом меры предупреждения риска были еще более усилено», - заявила ФРУ в своем официальном сообщении.
В ФРУ подчеркнули: экспорт «остановлен полностью» и на неопределенное время, «до недель или даже месяцев».
ФРУ сразу же оценила ущерб в $2-2,5 млрд. Правда, из расчета, что «война» продлится шесть месяцев. Кроме того, «торговой войне» приписали «дополнительное падение» промпроизводства на 7-8%, а также сокращение ВВП в годовом исчислении на 1,5%.
ФРУ обратилось с письмом к премьеру Николаю Азарову с просьбой как можно скорее помочь решению на межправительственном уровне проблем

Группа «Метинвест» также сообщила о финансовых потерях в связи с усилением проверок продукции на российской таможне.
«Завод им. Фрунзе» сообщил, что его груз «застрял» на украинско-российской границе.
Всего усилен контроль грузов, ввозимых более чем 40 украинскими компаниями (в том числе, «Укрнафта», «Крымский титан», Вольногорский ГОК, ООО «Синтез ресурс» (дистрибютор Вольногорского ГОКа), «Крымский содовый завод», «Северодонецкое объединение «Азот», «Сумыхимпром», НПП «Заря», «Химкомпания бензол», «Днепровагонмаш», предприятия группы «Азовмаш», Стахановский вагон завод, Кременчугский сталелитейный завод, «Турбоатом», «КОНТИ», «Агропродэкспорт», «КОМО-экспорт», «Артемсоль»).
Подчеркнем: конфликт интересов затрагивает сугубо украинский корпоративный сектор. Хотя присутствует политизация, искусственное раскачивание ситуации, чтоб вынести проблему на межгосударственный уровень. Но официальные власти в конфликт не вмешиваются.
Создается впечатление, будто украинский крупный бизнес со времен распада СССР до сих пор не привык к реальности украинско-российской границы и необходимости уважать национальный суверенитет и законы Украины.

Официальный Киев ответил сдержанно:
Президент Украины Виктор Янукович вообще находится в «рабочем отпуске» в Крыму. Соответственно, от него не было комментариев.

«Правительство работает в направлении ликвидации проблем, которые существуют во взаимной торговле между Украиной и Россией, и его не нужно подталкивать. Правительство само заинтересованно, чтобы все препятствия были устранены в интересах развития взаимной торговки», - попросил бизнесменов не торопить Кабмин Виталий Лукьяненко, пресс-секретарь премьера.

Премьер Николай Азаров свое заявление сделал на следующий день, 15 августа:
Во-первых, «определенные сложности» есть, но преувеличивать их не стоит. Премьер сразу призвал СМИ «искусственно не раздувать» данную проблему.
Во-вторых, премьер пояснил: проблемы связаны с образованием и структурированием Таможенного союза. «У нас появляются отличия в подходах», - уточнил Николай Азаров.
В-третьих, премьер также очертил перспективу, что предстоит «работа не простая, трудная». Кроме того, Николай Азаров, в очередной раз, посоветовал не противопоставлять сотрудничество с ЕС и ТС. «У нас нет альтернативы сотрудничать с обоими союзами», - сказал премьер.

В России официальные лица сделали заявления 15 августа:
Правительство РФ высказало «озабоченность сложившейся ситуацией». «Решение об остановке импорта из Украины принималось таможенной службой, на уровне Кабинета министров никаких решений не было», - подчеркнули в правительстве РФ.
«Трудности с прохождением украинскими товарами российской таможни, во многом, вызваны просто бюрократией из-за того, что Украина не является членом Таможенного союза. Однако никакой политики в этом нет», - уточнил председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.
Слуцкий высказал надежду, что до конца августа вопрос будет исчерпан. «Проблемы действительно есть, но они могут быть решены в кратчайшие сроки», - отметил Слуцкий.
Подчеркнем, что «главная виновница конфликта» - российская таможня – до сих пор не сделала никаких заявлений.

На границе никаких признаков «остановки экспорта» в первые дни «торговой войны» не наблюдалось:
В международном автомобильном пункте пропуска «Гоптовка – Нехотеевка» на границе между Украиной и Россией по состоянию 15 августа, есть очереди, однако только из автомобилей физлиц. Об этом корреспонденту издания НБН сообщили в российском пропускном пункте Нехотеевка (Белгородская область).

Около тысячи вагонов скопилось за последнее время на подходах к российско-украинской границе, сообщил представитель Российской железной дороги (РЖД). «Сейчас имеется скопление вагонов на подходах к границе со стороны России. Около 500 вагонов на станции Брянск-Льговский и еще около 450 вагонов на подходах к ней», — сообщил представитель РЖД 15 августа.

Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») отправляет все поезда в направлении Российской Федерации согласно графику, и каких-либо проблем на территории Украины пока нет.
Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в «Укрзализныце», задержки происходят на территории России (ст. Брянск) в связи с усиленными проверками. Однако эффективная организация движения составов, препятствование образованию заторов в связи с увеличением времени таможенного досмотра и выхода из графика движения - вне зоны компетенции «Укрзализныци».

Тем не менее, некоторые украинские политики поддались нагнетаемому психозу и, не разобравшись в ситуации, сразу же принялись готовиться к ответным мерам в «войне».

Арсений Яценюк, глава политсовета «Батькивщина»:
«Запрет на ввоз украинских товаров в Россию – это давление, чтобы заставить Украину вступить в Таможенный союз (ТС). Для России стало обычной практикой вводить запрет на украинские товары. Сегодня эта торговая война приобрела угрожающие масштабы».
По словам Яценюка, действия России – нарушение соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, а также нарушение базовых принципов ВТО.


Андрей Павловский, народный депутат от «Батькивщины»: «Украина должна требовать международных санкций по отношению к России через арбитраж ВТО.

Украине нужно не забывать о том, что и мы, и Россия являемся членами Всемирной торговой организации. В ВТО есть определенные торговые правила, в частности устанавливающие те случаи, когда страны могут вводить санкции, прекращать поток товаров. Страна, которая нарушает эти правила, поддается жестким международным санкциям».
Павловский призвал Кабмин сделать «хоть какую-то реакцию». Зато к МИДу был адресован призыв сделать «жесткое заявление» и «передать ноту» послу.


Александр Мирный, народный депутат от ВО «Свобода»:
«Во-первых, Россия показывает свое истинное отношение к нам. Во-вторых, владельцы заводов и предприятий, где оборудование уже давно исчерпало свой ресурс, в том числе и моральный, будут вынуждены развернуться в сторону более современных технологий. Использование новых технологий повысит продуктивность труда, улучшит качество продукции и решит серьезные экологические вопросы».


Виталий Ковальчук, замглавы партии УДАР:
«Ситуацию с блокированием украинского экспорта следует рассматривать как серьезное предостережение от участия в Таможенном союзе, где Россия играет исключительно в собственных интересах. К сожалению, эта ситуация еще раз доказывает, что Россия привыкла разговаривать со своими партнерами по СНГ на языке силы».
«Мы считаем, что Президент и правительство, исходя из национальных интересов Украины, должны проявить стойкость и последовательность в отношениях с Россией. К сожалению, в значительной мере эта ситуация была спровоцирована и украинской властью, которая дала Москве основания полагать, что она сможет убедить команду Януковича отказаться от ассоциации с ЕС», - отметил Ковальчук.


В Партии регионов ситуацию оценили неоднозначно:
Анатолий Кинах, народный депутат от ПР и глава Украинского союза промышленников и предпринимателей:
«Информация о расширении перечня «рискованных» товаров украинских экспортеров не подтверждена со стороны РФ, поэтому надо исключить нагнетание катастрофических настроений и работать над решением проблем во внешней торговле Украины со странами ТС».
«Нужно толерантно и четко выполнять взаимные обязательства, в том числе, которые действуют в ВТО. Ни в коем случае нельзя допускать напряжения в двусторонних отношениях, т.к. оно негативно отражается на развитии экономик обеих стран», - призвал Кинах.


Владимир Олийнык, народный депутат от ПР:
«Если это отвечает действительности, и есть какие-то тенденции на увеличение подобных препятствий передвижения товара, то, безусловно, от этого проиграет и Россия, потому что рынок нашей продукции там (в Российской Федерации – ИФ) не заполнит никакой Китай».
По мнению народного депутата, «от того, что будет остановлен рынок, что создаются препятствия в передвижении украинской продукции, которая является одной из лучших, если брать в сравнении с российской и китайской, от этого пострадают сами россияне».
Владимир Олийнык также отметил, что создается впечатление, будто «Украину пытаются нецивилизованным способом склонить к объединению с Таможенным союзом». Нынешнюю ситуацию Олийнык почему-то увязал в одну цепь с подписанием «газового контракта». По его словам, целью газового соглашения, было заставить Украину вступить в Таможенный Союз. «Это целая цепь каких-то таких нецивилизованных, неевропейских методов приглашения», - подчеркнул Владимир Олийнык.


В общественных организациях раздались первые русофобские призывы к бойкоту российских товаров. Некоторые производители сами приступили к действиям, отказавшись от торговли с Россией. Например, активисты общественного движения «Видсич» призвали украинцев бойкотировать товары российского производства в ответ на внесение в перечень «рискових» всех без исключения украинских импортеров Таможенной службой РФ.
«Россия объявила Украине тотальную экономическую войну! Все украинские товары запрещены для экспорта в Россию. Правда ли это, или просто запугивание, однако мясные, сырные, шоколадные и другие торговые войны Кремля с Украиной просто достали! Поэтому предлагаем всем неравнодушным присоединиться к бойкоту российских товаров в Украину», - говорится в сообщении движения, обнародованном на странице в социальной сети Фейсбук.
Корпорация «Оболонь» (Киев), один из крупнейших в Украине производителей пива и напитков, приостановила отгрузки продукции в Российскую Федерацию из-за блокирования украинских товаров на российской границе.

Таким образом, подведем выводы:
1) Таможенный союз только начал собственное структурирование, а Украина уже столкнулась с проблемами. Что будет в дальнейшем, когда отношения между Украиной и Таможенным союзом будут окончательно оформлены? Возникает закономерный вопрос: способна ли Украина вообще самостоятельно прожить, не вступая в Таможенный союз?

2) Политизация и искусственное нагнетание ситуации наблюдается именно со стороны Украины. Причем политизируется сугубо технический вопрос. А конечная цель просматривается четко – попытка выставить Россию в качестве «агрессора», пытаясь повесить на нее едва ли все проблемы, накопившиеся в стране. Как известно, образ «внешней угрозы» является удобным средством консолидации сил националистов. Таким образом, в противовес «внешней угрозе» конструируется еще и «националистическая угроза». Кстати, нечто подобное можно было наблюдать в Августе-2008 в Грузии, когда правительство Саакашвили тоже пыталось переложить на Россию большинство проблем от своей провальной политики.

3) «Торговая война» - удобный повод для списания многочисленных экономических проблем:
а) падение промпроизводства, продолжающееся с мая 2012 года и которое Киев до сих пор никак не может остановить;
б) снижение ВВП даже по сравнению с официальными прогнозами и таким образом, оправдывая провал бюджетных планов (в том числе, рост бюджетного дефицита);
в) дефицит торгового и платежного балансов;
г) срыв евроинтеграции и возможного не подписания соглашения об ассоциации с ЕС (дескать, это Россия «срывает». Хотя на самом деле Киев не справляется с выполнением основных условий. В том числе, проваливая конституционную реформу. Согласно экспертному заключению центра «Правовая держава», проект Соглашения об Ассоациации «Украина-ЕС» противоречит Конституции Украины);
д) провал программ модернизации, энергоэффективности промпроизводства (на самом деле наблюдается сокращение или сворачивание объемов производства).

4) Обратим внимание на установленный Федерацией работодателей ориентировочный срок «торговой войны» – полгода. Т.е. аккурат к зиме «торговая война» плавно перетечет в газовую. Сейчас только разогрев ситуации.

5) О необходимости переориентации производств на «новые рынки» говорят многие. В основном, под «новыми рынками» называются Европа, Азия. Однако, дальше разговоров ничего не происходит. Но парадокс: отвергнутые экспортеры переговоры ведут отнюдь не с Европой или США, а именно с Россией. Чтоб снова вернуться на российский рынок.

6) Ни США, ни Евросоюз никоим образом не реагировали на новости о «торговой войне» России с Украиной.
Собственно говоря, как можно комментировать то, чего просто нет?