Легко ли быть молодым?

На модерации Отложенный

Легко ли быть молодым? Довольно странный вопрос из уст немолодого человека, но я – отец (пока еще не дед) и довольно хорошо знаю проблемы, с которыми сталкивается молодежь – я еще помню то время, когда сам был молодым. 

С одной стороны, молодым сейчас проще, чем было нам во времена СССР – у них есть выбор работы, выбор политических пристрастий и т.д.  Но с другой стороны, выбора нет – они лучше нас понимают, что нет смысла противостоять системе, выбор есть только между слепым подчинением системе и таким же слепым следованием ее противникам.  Самые умные понимают, что защитники и противники являются неотъемлемой частью это системы и даже необходимым условием ее сохранения. 

Но даже эти умники не всегда в состоянии осознать, что для поддержания жизнеспособности системы нужны неожиданные встряски, отклонения от запрограммированного пути развития – именно они создают жизнеспособность системы.

Чтобы понять систему, надо представить себе дерево – от единого ствола отходят ветви с отростками.  Нежизнеспособные ветви отмирают, жизнеспособные – развиваются и дают потомство.  Японцы создали великолепную технику бонсай – выращивание миниатюрных деревьев в условиях искусственного ограничения условий роста.  Росткам обрезают корни и побеги, подгоняя растение по нужный формат.  Каким бы примитивным  это ни казалось, но нынешнее выращивание политической  оппозиции в России очень напоминает процесс выращивания бонсая. 

При чем тут молодежь?

Да при том, что именно они являются рассадой.  И при всем этом именно молодежь может лучше всего сопротивляться внешним «прививкам».  Они совсем не такие, как их родители, выросшие в СССР.  Они пытаются научиться думать своим умом, без оглядки на авторитеты.  Для них Карл Маркс и Мадонна – люди одного уровня. 

Молодому поколению сейчас намного сложнее, чем предыдущему.  Дело в том, что молодежь не хочет устраивать революций, подобных тем, что были в 1917 и, тем более, в 1991.  Они отличаются от нас тем, что для нас революция означала изменение формации государственного устройства, а для них революция означает изменение индивидуального восприятия системы отношений между личностью, обществом и государством.   

Новое поколение не готово признать, что человек есть «общественное животное», дух индивидуализма преобладает над коллективизмом.   Но возникает парадокс –нынешняя молодежь, насквозь пораженная духом индивидуализма, не может жить в отрыве от общества, они уже ощущают потребность в духовных и семейных ценностях  - в том, ради чего стоит жить дальше. 

Молодым намного тяжелее, чем их родителям  - молодежь живет между эпохами, отдавая дань прошлому и пытаясь войти в будущее.  Мы должны просто понять, что они не такие как мы. Но именно от нас зависит, какими они будут.