«Роснефть» и государственная нефтяная компания Азербаджана SOCAR подписали соглашение о сотрудничестве в ходе российско-азербайджанских переговоров в Баку. Эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», считают, что не только вопросы энергетического сотрудничества между Россией и Азербайджаном привели Владимира Путина и Ильхама Алиева за стол переговоров.
СоглашениеПутин посетил Баку с официальным визитом и провел переговоры с президентом Азербайджана Алиевым. Как сообщает пресс-служба Кремля, российский и азербайджанский лидеры обсудили вопросы двусторонних отношений в гуманитарной сфере и пути расширения торгово-экономических связей, а также развитие энергетического сотрудничества.
Однако ключевым моментом встречи лидеров стало подписание соглашения между «Роснефтью» и азербайджанской SOCAR о создании совместного предприятия на паритетной основе.
«Документ был подписан президентом, председателем правления "Роснефти” Игорем Сечиным и президентом SOCAR Ровнагом Абдуллаевым в присутствии Владимира Путина и Ильхама Алиева», – говорится в пресс-релизе «Роснефти».
В рамках партнерства стороны будут развивать проекты по разведке и добыче нефти и газа, а также сотрудничать в области маркетинга и продажи углеводородов и нефтепродуктов. Соглашение также затрагивает договоренность о совместном использовании инфраструктурных объектов компаний, в том числе трубопроводов и терминалов.
Главы «Роснефти» и SOCAR оценивают подписание соглашение как «новый серьезный шаг по полномасштабному расширению российско-азербайджанского межгосударственного сотрудничества в энергетической сфере». «Роснефть» отмечает, что совместное предприятие позволит компаниям расширить географию деятельности, получить доступ к новым рынкам и ресурсам, а также оптимизировать поставки нефти и нефтепродуктов за счет совместного использования существующей инфраструктуры.
Энергетическое партнерствоРоссия является мощнейшей державой Каспийского региона, поэтому соглашение между «Роснефтью» и SOCAR носит в большей степени политический характер, нежели экономический, считают эксперты.
«России не нужно выходить на Каспий, потому что она и так является мощнейшей каспийской державой. Россия обладает собственными месторождениями в этом регионе, которые не разрабатываются из-за нерентабельности. При этом в разработке азербайджанских месторождений на Каспии давно участвует российский “Лукойл”», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» генеральный директор Института каспийского сотрудничества
Сергей Михеев.
По словам генерального директора Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им.
Ломоносова
Алексея Власова, соглашение между российской и азербайджанской нефтяными компаниями носит как экономические, так и геополитические задачи.
«В команде Путина мы видим преобладание “Роснефти”. Это означает, что люди Сечина принимали непосредственное участие в подготовке визита и подписании соглашения», – сказал Русской службе «Голоса Америки» Власов.
Эксперт отметил, что целью визита являлось не только участие России в проектах на азербайджанской территории Каспия, но и решение более сложных геополитических вопросов: «Москва, Баку и Астана должны консолидировать усилия по подписанию соглашения о конвенции по Каспию, которое должно привлечь инвесторов к разработке перспективах проектов в регионе. Это значит, что эти три страны, возможно, будут оказывать давление на Ашхабад и Тегеран».
Кому нужен визит?Отношения между Россией и Азербайджаном в последнее время охладились, считают Алексей Власов и Сергей Михеев. Однако визит Путина в Баку демонстрирует, что Москва по-прежнему доверяет Алиеву.
Официальный Баку относительно недавно активизировал отношения с Западом, что вызвало негативную реакцию в Москве, говорит Михеев.
«На мой взгляд, власти Азербайджана перегнули палку в этом отношении. В предвыборной ситуации азербайджанские политики пытаются наладить баланс между различными геополитическим партнерами», – считает Михеев.
По его словам, визит Путина в Азербайджан в первую очередь был нужен Алиеву, которому необходимо продемонстрировать, что российско-азербайджанские отношения остаются дружественными.
«Путин после вступления в должность президента во второй раз дал лишний повод убедиться в том, что отношения между Москвой и Баку охладились – он встретился со всеми лидерами бывшего СССР за исключением Алиева. Эта ситуация позволяла говорить, что у Алиева испортились отношения с российскими властями. В преддверии президентских выборов Алиеву это не выгодно», – полагает Михеев.
В свою очередь, Алексей Власов считает, что символом похолодания отношений между Москвой и Баку был вопрос о радиолокационной станции в Габале.
«Россия отказалась платить за аренду станции. Баку в ответ начал демонтаж оборудования станции, – рассказал Власов. – Тот факт, что в команде Путина, которая посетила Баку, есть люди из “Рособоронэкспорта”, говорит о том, что между странами есть и другие перспективные аспекты сотрудничества в военной сфере».
По словам Власова, поездка Путина в Баку – это конец спекуляций на тему, что Россия не поддерживает Алиева на выборах.
«Основной партнер России в Азербайджане – это Алиев. Путин своим визитом продемонстрировал это», – сказал эксперт.
Азербайджан или АрменияПереговоры между Европейским Союзом и Армений о создании зоны свободной торговли успешно завершились в июле этого года. Если соглашение между ЕС и Ереваном будет парафировано, а ожидается, что стороны примут решение по данному вопросу в ходе саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в текущем ноябре, то для Москвы станет ясно, какая южно-кавказская страна ей ближе.
Власов рассказал, что августовский визит Путина в Баку еще не означает смену геополитических ориентиров России на Южном Кавказе: «России еще только предстоит выбрать окончательную стратегию. После того как в Вильнюсе состоится саммит Восточного партнерства ЕС, будет ясно, парафирует ли Ереван договор с ЕС. Тогда станет понятно, кто ближе России – Азербайджан или Армения», – говорит Власов.
Эксперт отметил, что Баку рассматривается Москвой как ближайший партнер на Южном Кавказе. Кроме того, в Армении находится российская военная база.
«Если ближайший партнер России войдет в зону всеобъемлющей торговли с ЕС, то почему бы Москве не предпочесть Баку как основного партнера в регионе», – резюмировал Алексей Власов.
Комментарии