Холодный взор, холодная война. Обама игнорирует Путина

Что говорить, с Бушем-юниором найти общий язык было куда проще. У тогдашнего американского президента обнаружилась интересная особенность: он заглядывал в глаза собеседнику и объявлял, что он в них увидел. Например, встретившись с Путиным в Любляне в 2001 году, Буш сообщил городу и миру, что узрел в нем «патриота». А потом случилось 11 сентября, и Владимир Владимирович совершил свой знаменитый разворот на Запад, воскликнув: «Америка, мы с тобой!» Так начиналась перезагрузка в отношениях между Вашингтоном и Москвой, хотя никто этого слова еще не произносил.

Перезагружались недолго. Собственно «холодная война» (разумеется, на новый лад) началась уже после Беслана, когда Путин обвинил американцев в пособничестве террористам, и увенчалась его мюнхенской речью, в ходе которой президент РФ изругал весь западный мир, в особенности США. Впрочем, одного американца он все-таки похвалил. Им оказался как раз Джордж Буш-юниор, президент Соединенных Штатов. Его наш Владимир Владимирович неожиданно назвал «порядочным человеком».

Что-то связывало этих двоих, какая-то органическая «химия». Может, солидарная ненависть к террористам, что бы там ни говорил Путин про американский след в Беслане. Не исключено также, что в общении с простодушным юниором как-то срабатывали психологические чекистские наработки, которыми наш президент овладевал еще в молодости в известном институте. Опять-таки умение показаться предельно искренним и патриотичным, когда тебе заглядывают в глаза – наверное, этому там учат. 

С Обамой все по-другому, и тут парадокс: сын студента из Кении гораздо холоднее и прагматичнее своего бледнолицего предшественника. Он совсем не романтик, и если когда-либо питал надежды на реальную перезагрузку отношений с Кремлем, то это было во времена так называемого президента Медведева. В сущности, он довольно безнадежно оценивает современную Россию и ее национального лидера, и если видит, что разговаривать с ним сегодня не о чем, то просит так и передать: разговора не будет.

Он вообще принципиально отличается от Буша-юниора. Тот был воитель. Лауреат Нобелевской премии мира предпочитает гуманитарным бомбардировкам тотальный шпионаж, благо научный прогресс позволяет. Барак Обама – классический сторонник «мягкой силы», управляемого хаоса, многоходовых политических комбинаций, бесконечных переговоров, но не войн.

Это проявляется буквально во всех внешнеполитических сюжетах. В иранском вопросе, где он, к неудовольствию израильских друзей, готов сколь угодно ужесточать санкции, но не проливать кровь. В отношениях с Пхеньяном, которые попросту прекращены, что вызывает ярость в стране победившего чучхе. По поводу громыхнувшего на весь мир скандала со Сноуденом Обама тоже высказывается крайне скупо, хотя по некоторым проговоркам легко заметить, как он раздражен. Ибо удар нанесен из той среды, при помощи которой его Америка правит миром. Предатель оказался айтишником, работавшим на разведку.

Однако прагматик на то и прагматик, чтобы попытаться извлечь выгоду из самой досадной неудачи. Не думаю, что кто-нибудь из американского начальства, включая Обаму, всерьез надеялся, что Россия выдаст залетевшего в ее капсульный отель звездного мальчика. Американский лидер звонил российскому, дипломаты из госдепа препирались с нашими переговорщиками скорее для проформы. Когда же окончательно выяснилось, что Сноуден – не таджик и высылке не подлежит, игра началась совсем другая и весьма по-крупному.

Из анонимных утечек, которые во все времена составляли суть большой политики, можно сделать вывод, что американцы постараются использовать скандал со Сноуденом на полную катушку. Переговоры по Сирии в тупике? Дискуссии по ПРО оказались безрезультатными? Значит, не будет дискуссий, и Америка в одностороннем порядке начнет решать накопившиеся проблемы. России объявлен частичный бойкот, и нежелание Обамы встречаться тет-а-тет с Путиным в Санкт-Петербурге – это лишь часть новой стратегии «холодной войны» на современном этапе. Собственно, еще не факт, что он вообще приедет.

Разумеется, почти никаких черт сходства с эпохой Рейгана нет. Про империю зла не говорит даже вспыльчивый ветеран Маккейн: он больше сосредоточивается на личности Путина. Однако ему неожиданно вторит Обама, сравнивший нашего гаранта со скучающим учеником на задней парте, что звучит довольно остроумно, если вспомнить шпанистую юность вождя. Презрительная усмешка, холодная отстраненность, равнодушно-печальный вздох – такая теперь стилистика в отношении Обамы к Владимиру Владимировичу.

Эта стратегия мягкого игнора может оказаться действенной. В конце концов Россия нуждается в Америке в гораздо большей степени, нежели Америка – в России, как уже не раз случалось в истории. Достаточно вспомнить хотя бы времена ленд-лиза, а также перестройку и постперестроечную эпоху. Что же касается текущего момента, то уникальность его состоит в том, что взоры начальства устремлены на Запад, и разнообразные виллы, коттеджи и квартиры, закупаемые в той же Америке, не создают почвы для полноценного конфликта. Российское начальство в массе своей совсем не хочет устраивать разборки с Америкой, а кое-кто уже и подумывает, наверное, о капитуляции. Дети пристроены, внуки подросли и тоже рвутся во Флориду – какая на хрен война? Вообще антиамериканская риторика сегодня выглядит как-то глупо, если обращена не к соотечественникам, а вовне.

Поэтому время работает на американцев, и чем дольше продлится пауза в диалоге между Белым домом и Кремлем, тем неприятней будут последствия для высшего и среднего российского чиновничества. Тот же список Магнитского может расширяться неуклонно, и это весьма негативно отразится на состоянии российских элит – в первую очередь финансовом, хотя и нервном тоже. Главное, обидно: вчера еще в глаза глядел, а нынче все косится в сторону. Такие они разные и непостоянные, эти американские президенты, и баллотируются, к сожалению, максимум на два срока.

Источник: http://www.snob.ru/profile/27216/blog/63801

37
681
11