Петр Чаплыгин: «Если подарю императорскую коллекцию городу, боюсь, что ее растащат»
В год 400-летия Дома Романовых уникальная серия скульптурных керамических портретов всех российских императоров, созданная народным художником России, не удостоилась внимания ни областной, ни городской власти.
А подобной работы, исполненной одним автором, в самобытной авторской стилистике и технике с использованием гальванопластики, представляющей в лицах всю историю царствовавшей в России династии, в мире еще никто не делал. Осознание этого, увы, пока не пришло во властные кабинеты, от которых зависит судьба коллекции.
Знатоки, конечно, понимают ценность этой необычной керамической серии, в которую входит более 30 расписанных скульптур, тарелок и горельефных панно, создававшихся на протяжении 13 лет. Волгоградский искусствовед Лидия Ишкова побывала в Русском музее с предложением о передаче туда императорской серии Чаплыгина. Но петербуржцы равнодушно отнеслись к творению провинциального художника. «У нас, — сказали в музее, — таких императоров полно».
Именно «таких» императоров, увиденных художником из XXI века, причем целостно, как часть единой и неделимой истории России, ни в Русском музее, ни в каких-либо других музеях, конечно, нет. Где еще можно увидеть скульптурный портрет Николая II в простой армейской фуражке и с добрыми усталыми глазами? Или глубоко спрятанную тоску в лице Павла I? Или выражение тревоги, смешанное с силой и властностью, в лике Петра Великого?
Приступая к этой серии, художник поначалу исследовал эти лица, лепя их маски. И обнаружил в них то глубоко человеческое, что обычно исчезает на парадных портретах царственных особ. Потом, уже работая над портретами, опираясь на дошедший до нашего времени иконографический материал, он воссоздавал их глубинную человеческую сущность такой, какой ее увидел.
На выставке «Российские императоры» представлены все этапы работы над каждым образом. Вот царственная дочь Петра I Елизавета Петровна. Вначале ее лицо появляется на расписной тарелке в виде горельефа. Это очень обобщенный образ, передающий в первую очередь черты сходства с отцом. Следующая стадия постижения этой личности — поясной скульптурный портрет в короне, но при этом не столько парадный, сколько, как мы сейчас бы сказали, репортажный, ибо схвачена ласковая, чуть смущенная улыбка, как бы говорящая: я, конечно, сейчас в роли императрицы, но все-таки я просто женщина. И в следующей работе этот найденный художником мотив раскрывается еще ярче: в портрете без короны прекрасное русское лицо Елизаветы светится женственностью, которая вынуждена быть сильной.
Впервые несколько портретов из этой серии были представлены в 2010 году в волгоградском Доме художников на юбилейной выставке Петра Чаплыгина, посвященной его 70-летию. Весной 2013 года, к 400-летию Дома Романовых, коллекция полностью демонстрировалась в музее-заповеднике «Старая Сарепта». А сейчас она временно находится в областном краеведческом музее, где ей отведен отдельный зал.
Художник понимает, что судьбу этих работ нужно устраивать сейчас, пока он жив и может распоряжаться своими творениями. Но, прожив в Волгограде более 40 лет, он уже не верит никаким властям, ни областным, ни городским. Ведь чтобы коллекция могла воздействовать на зрителя, особенно юного, всей силой своего патриотического и художественного содержания, нужно выполнить несколько обязательных условий.
Первое — коллекцию нельзя разъединять, работы серии должны демонстрироваться не врозь, а все вместе.
Второе — коллекция требует отдельного зала для постоянного размещения, где она всегда будет доступна для публики.
И третье — коллекция должна принадлежать государству, находиться на балансе государственного учреждения культуры и соответствующим образом охраняться.
Чаплыгин считает, что в Волгограде все это никому не нужно и если он подарит городу свой многолетний труд, то коллекцию или растащат, или похоронят в запасниках.
Эпиграфом к своей выставке художник взял пушкинские строки:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают...
За их труды, за славу, за добро.
— Не понимают наши власти, что Романовы собрали и построили ту Россию, в которой мы живем, — говорит Петр Чаплыгин. — Неужели мы останемся неблагодарными потомками?
Татьяна ДАНИЛОВА
.
Ангел, Петр I, Екатерина I, Петр II

Елизавета Петровна

Павел I

Петр I

Комментарии
Не тех лепил - на Горбачёва, Ельцына, Гайдара никто и не позарился бы.