На Кавказе есть разные народы и люди, и они все по-разному относятся к русским

События в Пугачёве вызывали в социальных сетях и блогосфере дискуссии на тему о том, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа.

И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно. Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин в статье «Пока черкесы лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить» прокомментировал агентству межнациональное противостояние в Нальчике в 2005-м году и роль черкесов на Северном Кавказе. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Для вас народы Кавказа все на одно лицо ЛКН (лица кавказской национальности) или разные?».

Результаты опроса по теме «Для вас народы Кавказа все на одно лицо ЛКН (лица кавказской национальности) или разные?»

Вариант ответа

Число участников опроса,  давших положительный ответ

% участников опроса

 

Все народы Кавказа разные и по-разному относятся к русским

219  

11%

Все народы Кавказа на одно лицо и они одинаково плохо относятся к русским

469 

25%

В каждом из кавказских народов есть разные люди, и они по-разному относятся к русским

1038  

55%

Трудно ответить.

69

4%

Свой вариант ответа.

104

5%

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Василий Лаков:

Интересный материал Льва Вершинина. Хотелось бы, чтобы власть также различала кавказские народы. Лучше Т. Шаова (русского барда, черкеса по национальности) не скажешь!

Для ментов в Москве я тоже басурманин,

Но я ж не путаю Отечество с ментами.

Ну не драться ж с дураками кочергою!

Я тебе сейчас толкую про другое…

Anton Коsyba:

Да, интересная и умная статья Льва Вершинина о черкесах. Работал с одним адыгом на судне рыбного флота в середине 60-х годов. Могу сказать о нём только хорошее: чистюля, трудяга, умел держать дистанцию вежливости. Ему было около 30 лет, нам курсантам-практикантам было по 18 лет.

Сергей Захаров:

После 60-х годов прошло уже полста лет, и неизвестно что стало с твоим адыгом. Может он вместе со своими соплеменниками резал глотки нашим пацанам. Джохар Дудаев тоже когда-то был образцовым советским офицером.

Светлана Файер:

Дело не в отдельных личностях, а в народах. У каждого народа есть свой способ существования, свои приоритеты, свои традиции и обычаи. Не всегда они обеспечивают благоденствие и бесконфликтное существование с другими народами. Я сталкивалась в жизни с чеченцами и поняла, что самая большая беда для их народа - это беспрекословное подчинение авторитетным в их среде людям: старейшинам, священникам. Это подчинение выливается к неуважению личности человека (мужчины, женщины, ребенка), а, значит, к их жизни.

Сергей Кторов:

Кавказские народы столь многочисленны племенным составом, что и сами-то друг друга не всегда различают, кроме как от ближних соседей. Что ж требовать это с тех, кто не живёт среди них, в силу уже давно ведущегося вытеснения и прочих коллизий.

Владимир Шпирько:

Будьте уверены, различают! И помнят, кто кого и когда выгнал с равнины в горы, и как следующий народ выгнал и этих завоевателей... Это передаётся в детстве через народные сказки и легенды. 

Виктор Гоголев:

Черкесы не просят независимость, они испокон веков во всех войнах участвовали вместе с русскими защищая Россию, кроме того имеются материалы, которые говорят, что вообще казачество России имеет общие корни с черкесами.

Андрей Кораблев:

В каждом человеке на Земле живет вирус нелюбви к людям из другого племени, как вирус ВПГ (вирус простого герпеса). Человек может всю прожить и этот вирус никогда не даст о себе знать, но стоит появиться благоприятным условиям и эта зараза может убить человека.  Власть в России изо всех сил старается создать такие условия и даже больше - заразить вирусом ненависти друг к другу, людей одно племени, но разных мировоззрений.

Я уверен, что это не глупость- это намеренное действие, столкнуть лбами всех со всеми - рабочих УВЗ с интеллигенцией, верующих с атеистами, русских... да со всеми. Кто у нас друзья? Нет их! Кругом у нас враги и в собственной стране и на Земле в целом. Главное для власти, чтобы человек не задумался и не понял, что настоящий враг, очень часто - он сам.

Irgwer Tauberg:

Люди-то они разные. Национальный характер как под копирку, вне зависимости от религии и прочего. И для всех их русские далеко не братья, этого забывать нельзя, иначе РФ получит "Кавказ 90-х" часть следующая. Я среди них всех рос в  Закавказье. И однажды оказался "прАкляты руски Акупанд". В реальной жизни скорее допущу платоническую любовь к русским со стороны голодной белой акулы, нежели возможность искренне тёплого отношения кавказцев.

Александр Семёнов:

Разумеется, кавказские, как и любые другие, народы разные - по языку, обычаям, традиционным занятиям. Кто там жил, может иногда и по внешности их распознать. Но при попадании в город разница быстро стирается - по крайней мере было так до появления "диаспор". Но если речь идёт об их отношении к русским - вернее сказать, к общему государству - то тут национальность роли не играет. Тут важен жизненный опыт каждого человека в отдельности, его положение в жизни, его интересы и т.п. Иными словами, нет хороших и плохих народов, но в каждом народе, и в русском тоже, есть адекватные люди, и есть идиоты, считающие, что в их проблемах виноваты люди другой национальности. Причём такое чувство, что идиотов намеренно плодят те, кому выгодна резня между нами.

Добавим, что опрос проводился с 6 по 8 августа. В нём приняли участие  1899 блогеров, оставивших 455 комментариев по теме опроса.

 Напомним, эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин отмечает, что все эти многочисленные народы вовсе не ЛКН (лица кавказской национальности) на одно лицо, но очень и очень разные. «По всем параметрам. И различие между некоторыми не то даже, что между баварцем и пруссаком или испанцем и каталонцем, а не меньшие, нежели, скажем, между баском и вьетом. В том числе, и в смысле отношения к России и с Россией. Если та же Чечня комплиментарна русским и России не была никогда (есть на то разные причины), то уже народы Дагестана восприняли приход новых соседей на свою землю очень по-разному, а про осетин и говорить нечемо», - подчёркивает эксперт. «С черкесами же (или, как сами они обобщенно говорят, "адыгэ") и вовсе интересно. Этот многочисленный (а когда-то и очень многочисленный) и социально развитый (степень формализации феодализма и его этики сложнее японской, на которую весьма похож) народ кооперировался с русскими с незапамятных времен. Как минимум,  с тех (хотя, скорее, еще раньше), когда князь Мстислав, победив касожского рикса Рэдэда, включил его дружину в свою и отвоевал у братоубийцы Ярослава вотчину, включая Чернигов, в награду выделив кавказским витязям, - родоначальникам множества знатных русских фамилий, - земли под поселение (кстати, в частности, и там где нынче стоят Черкассы). И потом кооперация не прекращалась. Настолько, что для православных князей (а потом и царей), считавших западных монархов себе не ровней, браки с черкешенками считались равнородными (вспомним хоть царицу Марию Темрюковну, во девичестве - кабардинскую княжну Кученей). И знатные черкесы, выселившись в Москву, органично вливались в московскую элиту, получая титулы и честно, не на жизнь, а на смерть служа России в самых разных ведомствах, с самого же начала воспринимаясь не как "понаехавшие", но как свои», - рассказывает эксперт.

«Пока черкесы традиционно лояльны России и русским, Кавказ не превратится в язву, которую нельзя залечить. Это, кстати, прекрасно понимают и в Лондоне, и в Вашингтоне, в Анкаре, где проект "Великая Черкессия" раскручивается уже давно, умело и очень, очень целенаправленно, но, по счастью, до сих пор безо всякого реального успеха. Благо, подавляющее большинство черкесов не идиоты, сознают, во что их хотят втравить и активно (как бы кто ни пытался) не втравливаются. Думаю, тем, кто об этом не знает, следует знать, тем, кто знает, но не думает, - если еще способен, - думать, а тем, кто думать не способен вовсе, по крайней мере, зарубить на своих истинно арийских носах. Мне же, наверное, все-таки стоит, пересилив себя, вновь пойти в народ с ликбезами. Ибо ученье свет, знание сила, а мы в ответе за тех, кого приручили», - резюмирует эксперт.