Ваххабиты на улицах Москвы
На модерации
Отложенный
Массовые столпотворения на Ураза-байрам в столице выгодны сторонникам радикального ислама
Все последние годы окончание священного месяца Рамадан в столице празднуется с большим размахом. С не меньшим размахом событие обсуждают в СМИ. Около центральной соборной мечети собираются десятки тысяч человек, одновременно молящихся на своих ковриках. Перекрывается трамвайное движение. В интернете блогеры пишут язвительные комментарии к фотографиям. Многие из них откровенно недружелюбного характера.
В этом году масла в огонь подлили истории с проверкой рынков, массовой облавой на мигрантов и специальным лагерем для них в районе Гольяново. Несмотря на то, что о проблеме мигрантов сегодня заговорили на самом высоком уровне, все понимают, что прошлогодняя история с перекрытыми улицами повторится. Московская мэрия в дни празднования Ураза-байрам ограничила движение по соседним с центральной мечетью улицам и вблизи другой мечети, около метро «Новокузнецкая». Многие коренные москвичи уже открыто задают друг другу вопрос: «Сколько еще это терпеть?»
Правда, в этом году мусульманам дают возможность массово собраться и на огороженных территориях. В частности, в одном из крытых павильонов выставочного комплекса «Сокольники» и на стадионе «Локомотив» в Черкизово. Но стояние на улицах тоже часть программы праздника.
Кстати, перекрытие движения в Москве – далеко не экстраординарный случай. Много раз в году улицы освобождают для проведения массовых политических акций или спортивных мероприятий. Но ни политики, ни спортсмены не вызывают такой реакции, как богослужения мусульман.
Понять москвичей не сложно. Религиозные праздники приверженцев ислама в Москве воспринимаются как чужеродный культурный элемент. Большинство молящихся составляют трудовые мигранты. Если в Казани или Уфе мусульмане после молитвы вернутся к своим обычным хлопотам и будут дальше работать на своей земле, то мигранты Москву воспринимают как территорию временного проживания. Без особой связи с культурой и историей города. Их родина в другом месте, там они собираются обустраивать свое счастье, а здесь они чужие, чего сами и не отрицают.
К тому же с каждым годом на улицах столицы все чаще можно встретить женщин, закутанных с головы до пят, и бородатых мужчин, похожих на исламских боевиков где-нибудь на Ближнем Востоке или в Афганистане. Модные гаджеты у них в руках не меняют впечатления у окружающих. У всех перед глазами пример стран Европы, где, пользуясь государственной политикой всеобщей толерантности, эмиссары террористических организаций уже свили себе гнездо и чувствуют себя более чем вольготно. Просыпаться под призыв муэдзина, как жители некоторых кварталов Парижа или Лондона, опасаться нападения «бородачей» москвичи не хотят. Тем более, что столица за последние годы пережила немало терактов и прочих преступлений, свершенных исламскими фанатиками.
Как считает ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, сценарий развития ситуации в нашей стране может быть еще хуже, чем в Старом Свете:
– У России и Европы много схожих элементов и много различий. В странах Евросоюза существует свобода слова и свобода совести. Построить новую мечеть ничего не стоит. Так что мусульмане там не могут говорить о каких-то запретах. В то же время радикальные идеи находят благодатную почву среди мигрантов. Проповедники ваххабизма используют их обездоленность, бедность. Проповедники из Саудовской Аравии или Египта приобретают большой успех.
Но мигранты обездолены и в России, у них тоже очень плохие социальные условия. Только у нас сложнее построить мечеть, сложнее происходит взаимодействие с государством.
«СП»: – Получается, что ваххабиты имеют в России еще один козырь по сравнению с проповедниками-радикалами на Западе?
– В Европе, конечно, есть свои изъяны, связанные со слишком толерантным отношением к ваххабитам. Вот в Англии недавно был теракт. Но в целом, с помощью нормальной работы удается умиротворить исламскую умму. За религиозными общинами ведется наблюдение.
В России контроль тоже есть. Но у нас многие общины работают в подполье. Проследить их деятельность тяжело. Было бы логично открыть в Москве исламские культурные центры, которые бы легально работали. Пусть мигранты собираются в них, нежели по подвалам и квартирам. Это бы улучшило ситуацию.
Руководитель таджикского информационно-правового центра «Миграция и закон» в Москве Гавхар Джураева говорит, что сегодня социальное положение мигрантов активно подпитывает радикальные настроения в их среде:
– В принципе, молиться можно и дома. Но в массовых молитвах во время религиозных праздников можно увидеть желание встретиться со своими соплеменниками. Социальные условия вынуждают мигрантов собираться большим числом, чтобы почувствовать единство. Конечно, это неправильно, когда толпы людей перекрывают улицы. Никакая миграция не должна беспокоить коренных жителей. Я разговаривала с одним татарином, который сказал: «Из-за ваших мигрантов я не могу ходить в мечеть».
«СП»: – В Москве проходит много политических или просто спортивных массовых мероприятий, когда перекрывают улицы.
– По прогнозам социологов, мигрантофобия будет расти. Одно дело – общие праздники москвичей, другое – молитва мигрантов. Молитва – это хорошее дело, к ней надо относиться бережно. А большое скопление молящихся напрягает других. Надо делать так, чтобы не перекрывать улицы, не останавливать трамваи.
«СП»: – Насколько велико сегодня среди мигрантов влияние радикального ислама?
– У нас есть опыт Европы, где мечети использовались политическим исламом. К сожалению, проследить за всеми, кто ходит в мечеть, невозможно. И в наш центр приходили люди с проповедями, которые никак не вписываются в нашу национальную культуру. И это пугает. Было ощущение, что проповедники пытаются увязать нас с исламской культурой, а национальную культуру объявить уходящей. Но человек, который не имеет национальной культуры, со временем дичает.
По мнению члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Романа Силантьева, нынешней напряженности в столице можно было бы избежать.
Но проблема в том, что власти уделяют недостаточное внимание религиозной жизни столицы.
– Среди столичных мигрантов есть разные люди. Но в целом доля ваххабитов среди мигрантов в Москве больше, чем в среднем по России. Эта проблема многими поднималась. Даже Рамзан Кадыров говорил о том, что в столице много ваххабитов среди мусульман. Но муфтий Равиль Гайнутдин, как мне кажется, на это закрывает глаза.
«СП»: – Почему же власть почти не замечает ваххабитских проповедников?
– Правоохранительные органы Москвы и Подмосковья довольно часто проводят облавы в ваххабитских общинах. Нельзя сказать, что работа не ведется. Тем не менее, ваххабиты сегодня выдавливают традиционных мусульман из мечетей. Вот здесь власть должна сказать свое слово. Надо сделать так, чтобы мечети вернулись к умеренным мусульманам. Это совершенно ненормальная ситуация, когда в основных мечетях находятся люди непонятной религиозной принадлежности. У нас даже центральная соборная мечеть сегодня под управлением гайнутдиновского Духовного управления мусульман европейской части России. А до 1990-х годов эта мечеть была у Центрального духовного управления мусульман. Надо вернуть мечеть исконному владельцу. Это оздоровит ситуацию в Москве.
Пока же складывается впечатление, что кто-то будто специально устраивает эти религиозные «флешмобы», чтобы потом сказать: «Смотрите, сколько людей собралось».
«СП»: – Радикальные настроения мигрантам внушают в Москве?
– Именно так. На это часто жалуются представители духовенства стран Средней Азии. Они говорят: «Из дома к вам эти люди уезжают нормальными мусульманами, а к нам возвращаются ваххабитами». Действительно, почти все московские мечети охвачены ваххабитской пропагандой. Были рейды правоохранителей. Из мечетей вытаскивали пропагандистов террористической организации Хизб ут-Тахрир*. Так что никакой религиозной безопасности у нас нет.
«СП»: – Есть ли у нас в стране положительный опыт борьбы с ваххабитами?
– Рамзану Кадырову это удалось в Чечне. Ваххабитам просто объяснили, что им лучше в республике не жить, а отправиться со своими идеями в какой-нибудь Вазиристан. На мой взгляд, так надо сделать и на всей территории России. Если вы хотите строить халифат, то вам не сюда. Лучше уезжайте в Пакистан, в Египет, в Афганистан, но в России вам не рады. Мигрантов с ваххабитскими идеями надо депортировать и пожизненно закрывать въезд в страну.
Руководитель Поволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований в Татарстане Раис Сулейманов считает, что для борьбы с радикальным исламом необходимо использовать опыт представителей традиционного ислама. Но для начала власть должна определиться с тактикой своего поведения.
– В Уфе, Казани и Махачкале просто больше мечетей, чем в Москве. В Казани, к примеру, 62 мечети. Но на Уразу-байрам там тоже много людей на улицах. Однако в Казани или Уфе это не используют для политических спекуляций. А вот в Москве, на мой взгляд, это активно делают. Есть масса примеров, когда богослужение на Проспекте Мира используется как демонстрация силы.
Решить эту проблему взялся другой муфтий Москвы Альбир Кырганов, который относится к Центральному духовному управлению мусульман. Он предложил собрать людей на стадионе. Намного лучше, когда люди просто помолятся и разойдутся, чем когда будут перекрывать улицы. Но Гайнутдин будто стремится, чтобы люди молились на улицах.
Получается, что большое скопление людей становится фактором спекуляций в отношениях с властью и другими гражданами. Мол, давайте строить новые мечети.
Естественно, жители Москвы возмущаются. Они видят ухудшение криминогенной обстановки из-за мигрантов, залитые кровью дворы во время жертвоприношений.
При этом в Казани люди тоже молятся, тоже не умещаются в мечетях. Но вряд ли целесообразно строить новые мечети ради большого сбора раз в год. Муфтий Кырганов предложил цивилизованный выход: собрать всех в закрытых помещениях на два часа. Но Гайнутдин настаивает на уличных молениях. Я думаю, власти должны определиться с правильной тактикой.
«СП»: – Может, напряжение в столице связано с тем, что москвичи опасаются именно проявления силы мигрантов?
–В мигрантской среде много социальных причин для радикализации. Мигрант поставлен в такие условия, что он начинает думать: «Чем будешь радикальнее – тем больше шансов выжить». Поэтому среди мигрантов активно распространяется ваххабизм и другие радикальные течения.
«СП»: – Можно ли в Москве использовать опыт Татарстана в борьбе с ваххабизмом?
– Другого выхода и нет. Властям Москвы надо четко определить позицию. К сожалению, сейчас радикальные течения приобретают силу. Приведу один пример: известный террорист Саид Бурятский, который взрывал «Невский экспресс», воевал с Доку Умаровым, одно время служил при соборной мечети Гайнутдина. На мой взгляд, лучше поддерживать Альбира Кырганова, который говорит, что Москва – православный город, не заигрывает с мигрантами, сотрудничает с правоохранительными органами.
«СП»: – Может, к проповедникам радикализма надо применять более жесткое наказание?
– В России, к сожалению, очень либеральное законодательство в отношении распространителей религиозного экстремизма. Если человек выступает с идеями построения халифата, то самое большее ему могут присудить два года лишения свободы. И то только со второго раза, а на первый дают условный срок. А, к примеру, в Узбекистане за такое дают 12 лет. В США – 10 лет, в Китае – 15. В Узбекистане жестко борются с радикалами, и они переезжают к нам. Здесь они чувствуют себя вольготно.
Сейчас уже подрастает второе поколение мигрантов. Они родились в России, но абсолютно не интегрированы в общество.
* – Международная организация Хизб ут-Тахрир 14 февраля 2003 года была признана Верховным судом РФ террористической. Ее деятельность запрещена на территории России
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
а запрет на молитвенные комнаты ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания... равно как и запрет на ношение мусульманских платков женщинами... поэтому и негативная реакция общества
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1.В 10 раз уменьшить квоты на трудовую миграцию. 2.Провести реальные чистки по всей России - всех нелегалов - в трудовые лагеря, где они будут зарабатывать себе на обратную дорогу, после которой они навсегда лишаются права въезда в Россию. 3.Изменить законодательство - за участие в террористических и экстремистских организациях - пожизненное. Как только эти ваххабиты поймут, что присутствие в России чревато тем, что остаток жизни можно провести в усинской тундре или на урановых рудниках - они направятся куда-то в другие места. Где теплее
Ну и приезжих на улицах практически не видно...
Куда-то Колян Стариков затерялся. Обещал лишить Горбатого ордена Андрея Первозванного, но сдулся. До перестройки все аллаакбарцы жили, вместе о своими ишаками, далеко в пустыне, и о Москве даже не мечтали.
кстати, коллективная молитва в мечети на Ураза-байрам - для любого мусульманина обязательна, как раньше была обязательная явка на ноябрьскую или майскую демонстрацию... и не всякий мусульманин фанатик...
>>>>>для любого мусульманина обязательна,
Замечательно. Можно построить где-нибудь под Шатурой, в глубоком лесу, мечеть, и пусть туда ездят молиться, раз уж "явка обязательна".
Комментарий удален модератором
А потому кадыр всех отправляет в Россию.
Комментарий удален модератором
Уверен, что большинство участников этих акций, находясь на свое родине не проявляют так активно религиозных чувств.
и покажите мне хоть одного христианина, который бы пожертвовал на мечеть)))))), такие поступки говорят многое о народе в целом, а русские крокодиловы слезы сопли и и стоны задолбали уже всех, вы сами уничтожаете себя, кто вам мешает слушать русские народные песни и плясать барыню, кто вам мешает носить оренбургские платки, кто мешает везти невесту на русской тройке, а не швыряться по американски бабскими подвязками, Вы сами отказались от своей национальных обычаев ради американских хэппибздюков, поэтому как быки на красную тряпку реагируете, когда кавказская молодежь не отказывается от своих танцев и песен, и она имеет по закону танцевать там, где захочет, по конституции они граждане России, а не мигранты, а у вас даже самые оголтелые нацисты -патриоцы носят одежду с
Любой нормальный мусульманин куда подальше пошлет, тех порочных и преступных людей, которые пытаются управлять ими, стремясь к своим корыстным целям.
они расплодились по всему миру и плодятся,как кролики!))))) это только мужики сидят на площади,а их жены и дети дома. просто страшно смотреть на этих фанатиков!
Вернее - совсем никак не наказывает..
Культурные центры и так есть. Вот пример В Самаре исполком татарской Национально-культурной автономии обратился в мэрию с просьбой переименовать остановку "Парк Гагарина" в "Соборную мечеть"
Как вам такая культура?